Форма обучения: классный час.
Тип занятия: игра-практикум.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: слайды, инсценирование детьми различных ситуаций.
Цели: Отработать последовательность действий в случае возникновения пожара.
Задачи:
- закрепить знания правильного поведения при пожаре;
- прививать навыки осторожного обращения с огнем;
- убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды;
- воспитывать людей, ориентированных на лучшие нравственные
- качества: мужество, находчивость, самоотверженность, скромность;
- составить памятку, как вести себя при пожаре.
Оборудование: Предметы для инсценировки: сковородка, кружка с водой, телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок, стерильные салфетки, два шарфа, две ложки, два детских ведерка, использование ИКТ.
I. Рассказ “Из истории пожарного дела”
Учитель.
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров. (Слайд) Приложение
Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. (Слайд)
На площади базарной
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Подглядывал
На север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивалось, вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стоялиповозки с бочками и водой, баграми, лестницами. Багор – это шест с металлическимкрюком и остреём.
Но самое главное здесь - лошади – самые лучшие, самые резвые (слайд).
Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой довольно солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач (слайд), громкими звуками предупреждающий прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение (слайд): “Летит как на пожар”. Но дом зачастую не успевали спасти.
На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях (Слайд).
17 апреля 1918года В. И. Ленин подписал декрет “Об организации мер борьбы с огнем”. Эту дату принято считать днем рождения пожарной охраны (слайд).
Пожарные всегда спешат на пожар, но иногда они приезжают слишком поздно. Как говорится "на пожарных надейся, а сам не плошай", то есть до того, как на пожар приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.
Пожар - это опасность для здоровья и жизни людей, значит это – ЧС (чрезвычайная ситуация) (слайд)
А главное в ЧС – не паниковать и правильно, грамотно действовать.
II. Конкурс знатоков правил пожарной безопасности.
Сейчас повторим правила пожарной безопасности по вопросам. Закрепим наши знания, инсценируя различные ситуации с огнем.
1.Спички в хозяйстве - нужный предмет.
В этом сомнения ни у кого у вас нет.
Знать надо цели его примененья –
В этом должны проявить вы уменье.
В играх спичкам места нет!
Друг, запомни сей совет.
– Можно ли играть со спичками? Почему? (Слайд). (Ответы детей)
– На тебе горит одежда. Что будешь делать? (Инсценировать)
Ответ: Надо упасть на пол (землю, траву, снег),
– накрыться влажной тряпкой,
– бежать нельзя.
2. Кашу Саша решил на сковородке подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила пожарной безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
– Почему детям не разрешают включать газовую плиту? (Слайд). (Ответы детей)
– На сковородке загорелось масло. Каким должны быть ваши действия? (Инсценировать)
(Предметы - сковородка, кружка с водой, полотенце)
Ответ: Выключить газ,
– накинуть влажное полотенце.
3. На каникулах всегда
"Телек" включен у меня,
И компьютер, и плита –
К одной розетке провода.
– Можно ли оставлять включенный телевизор без присмотра? (Слайд). (Ответы детей)
– У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? (Инсценировать)
(Предметы: телевизор, макет пламени из бумаги, ведро с водой, одеяло, песок)
Ответ: Обесточить,
– накрыть влажной тканью,
– при необходимости позвонить "01" и вызвать пожарный наряд.
4. Пламенем охвачена нога...
Будь решительным когда пришла беда.
Ткань или вода потушит все с полна,
Помоги когда пришла беда.
– Увидел человека с горящей одеждой. Как будешь действовать?
Ответ: Догнать, накрыть тканью,
– уронить на пол,
– тушить огнетушителем нельзя.
5. Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руку взять,
"01" сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живешь,
И с каким она замком,
И еще сказать: "Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою".
Что будете делать, как поступите, увидев пламя из квартиры, дома, мимо которого проходите. (слайд),(ответы детей)
Ответ: Вызовите пожарную службу.
6. Почему номер пожарной службы "01"? (Слайд). (Ответы детей)
Ответ: Потому что 01 простой, его всякий запомнит,
– 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на телефоне.
(Дети должны суметь набрать номер телефона 01 пожарной охраны с завязанными глазами)
Пусть знает каждый гражданин –
Пожарный номер – 01.
(Слайд) - читают хором.
7. Отчего гибнут люди при пожаре? (Слайд). (Ответы детей)
Ответ: От огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Дым для человека представляет большую опасность. Когда горит изоляция поводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.
ЗАПОМНИТЬ ДЕТЯМ И ВЗРОСЛЫМ НЕОБХОДИМО –
ЧАЩЕ В ПОЖАРАХ ГИБНУТ ОТ ДЫМА.
8. Как надо преодолевать задымленное место?
Ответ: Пригнуться, так как теплый дым поднимается вверх, задержать дыхание, использовать мокрое полотенце. (Инсценировать).
9. Неосторожное с огнем обращение
Ведет к ожогам, к сожалению.
На всякий случай надо знать,
Как при ожогах помощь оказать.
Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия? (Слайд). (Ответы детей)
Ответ: Если ожог не значительный, надо подставить пораженное место под струю холодной воды на 10–15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать таблетку анальгина (обезболивающее), доставить его в больницу или вызвать скорую – 03. (Слайд)
III. Игра – эстафета.
(Класс делится на две команды)
1. Игра "Два сапога - пара".
Играющим связывают ноги (левую ногу одного игрока с правой ногой другого). Взявшись за руки, они должны допрыгать до финиша. На пожаре очень важно умение работать оперативно, дружно и сообща.
2. Игра "Донести воду, не расплескав ни одной капли".
Вода на пожаре дорога. Каждый игрок команды должен бегом донести кружку с водой до финиша не расплескав ни одной капли воды, вылить её в ведро. Выигрывает та команда, которая за определенное время (10 минут) наберет большее количество воды в ведро.
3. Игра "Отгадай - ка"
Каждая команда отгадывает по очереди.
– Накормишь - живет, напоишь – умрет. (Огонь)
– По деревни прошел, ничего не осталось. (Пожар)
– В меленьком амбаре держат 100 пожаров. (Спички)
– Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет. (Огонь)
IV. Эвакуация при пожаре
Я буду читать стихотворение, а вы подберите правильную рифмованную концовку.
Услышав сирены звучание,
Немедленно покиньте... (здание)
Слушайте внимательно ...(информацию)
Куда надо следовать при... (эвакуации).
– Что такое эвакуация?
Ответ: Выход из опасной зоны.
– Звучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал при возникновении пожара. Что нужно делать услышав этот сигнал?
Ответ: Надо эвакуироваться.
– Сейчас будем эвакуироваться .Постройтесь быстро парами, без паники не толкайте друг друга, запомните, кто стоит с вами рядом, кто впереди и кто позади. При эвакуации очень важно не потерять никого. Выходим по плану эвакуации через запасной выход.
V. Подведение итогов.
– Нам пришел приказ:
"За мужество и героизм, находчивость в борьбе с огнем, за знание и умение выходить из трудных ситуаций объявить благодарность учащимся 2б класса".