Открытый урок по теме "Число 5. Письмо цифры 5". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • продолжить работу над свободным владением последовательностью чисел от 1 до 10, производить счёт от 1 до 4 и соотносить число с соответствующим количеством предметов;
  • отрабатывать усвоение состава чисел 2, 3, 4 из двух слагаемых;
  • познакомить с новым числом 5;
  • рассмотреть состав числа;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • умение работать в паре, выполнять задание за ограниченный срок;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать любовь к окружающему миру, к предмету.

Оборудование: “числовая лента”, “числовая лесенка”; разноуровневые задания; карточки, изображающие цифру 5; изображение серпа; пятиугольники различных форм; морская звезда; изображение звёзд Московского Кремля; иллюстрации растений цветов земляники, фиалки, шиповника; пластилин.

Ход урока

I. Организационный этап.

– Внимание! Внимание!

– Начинаем наше состязание смекалистых, находчивых и умелых!

II. Постановка целей урока.

– Дорогие, ребята! Наступил тот звёздный час, когда вы можете показать нам, всем, здесь сидящим гостям, ваши знания и всему тому, чему вы научились за это время.

Сегодня мы встретимся и познакомимся с новой цифрой, но вначале поработаем устно.

III. Работа над пройденным материалом.

1. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 в “прямом” и “обратном” направлениях

– Посчитать от 2 до 6; от 3 до 7; от 5 до 10; от 4 до 9;

– Посчитать в “обратном” направлении от 4 до 1.

2. Игра “Покажи число”

Работаем с “числовой лентой”

– Назовите и покажите число, которое при счете идёт за числом 2, 3.

– Назовите и покажите число, которое при счете идёт перед числом 1, 2.

– Назовите и покажите число, которое при счете идёт между числами 1 и 3.

3. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1)

Детям предлагаются разноуровневые задания. Время ограничено. По команде учителя все прекращают работу.

4. Проверка индивидуальной работы.

IV. Работа над новым материалом.

1. Знакомство с цифрой “пять”

Отгадайте загадку:

Что стоит в конце странице,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой….(пять)

– Сегодня у нас гость. Встречайте…

Выходит ученик, на голове шапочка с цифрой пять.

А потом пошла плясать
По бумаги цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

– На что похожа цифра 5? (Дети высказывают своё мнение)

На что похожа цифра 5?
На серп, конечно, как не знать!

СЕРП – “острый”, буквально “срезающий”. (Показывается предметная картинка)

Хочу вас сразу предупредить….

Это фокусник пятёрка.
Вы следите за ней зорко.
Кувыркнется – раз и два! –
Обернется цифрой два.

2. Физкультминутка

3. Решение задач

Три цыплёнка стоят,
На скорлупку глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

Ответ показывается на “числовой лесенке”.

У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?

4. Знакомство с пятиугольниками

– У нашей гостьи есть любимые геометрические фигуры. Она принесла их для вас. (Приложение 2)

– Посчитайте, сколько углов у ваших фигур и скажите, как их назовём? (Пятиугольники)

– Среди фигур есть и правильный пятиугольник, особый любимчик “пятёрки”. В Древней Греции его называли ПЕНТАГОНАМИ.

Давайте хором повторим это трудное слово.

Напомню вам под понятием “правильной” называется фигура, у которой равны все стороны и все углы.

– Найдите такой пентагон и укажите номер фигуры. (3)

5. Знакомство с многообразием слова “звезда”

– Еще наша цифра любит звезды, как вы думаете, почему? (Пять концов)

– Где можно увидеть звезду? (Дети высказывают своё мнение)

Звёзды можно увидеть в самых необычных местах, даже на дне морском.

В море живут удивительные существа – они называются МОРСКИЕ ЗВЁЗДЫ.

Звезда – буквально переводится – “то, что светится, светило”.

Морская звезда имеет пять ног (посчитать), а на них ряды очень мощных присосок. Они могут открывать раковины и съесть находящееся там животное.

Показывается засушенная морская звезда и следующие иллюстрации:

  • пятиконечные звёзды
  • Звёзды Московского Кремля
  • Медали
  • Звезды на одежде военнослужащих

По каждой иллюстрации дети ведут счет до пяти.

6. Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим

7. Знакомство с растениями

Цифра “пять” принесла для вас свои любимые растения, у каждого из которых на цветках по 5 лепестков.

– Знаете ли вы, как называются эти растения и где они растут?

Цветок земляники и клубники; фиалка; цветок шиповника.

– Давайте посчитаем количество лепестков

8. Работа в парах

Покажите мне ваши руки.

– Что общего между ними?

Да, на каждой руке по 5 пальцев и у детей, и у взрослых. И на ногах тоже по 5 пальцев.

Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пило, ложкой, топором.

Вас ждет лист бумаги, приложите руку соседа по парте и обведите её.

После выполнения работы, дети произносят считалочку, перебирая пальчики.

Этот пальчик в лес пошел,
Этот ягодку нашел,
Этот вымыл, этот вытер.
Этот взял её и съел,
Потому и растолстел.

V. Повторение и закрепление изученного.

1. Работа по учебнику

Рассмотрите рисунок. Что вы здесь видите?

– Сколько детей выходят из сада?

– Сколько детей идут в сад?

– Сколько всего детей? Как это можно записать?

– Сколько мальчиков на картинке? Сколько девочек? Как это можно записать?

Рассматриваются схемы с кружочками.

Почему записали: 4+1=5? Объясните по рисунку

Аналогично объясняются следующие записи.

Рассматриваются картинки ниже. Раскладываются цифры соответствующие количеству предметов на рисунках. Взаимопроверка в парах.

2. Работа в печатных тетрадях

Учащиеся составляют короткие (математические) рассказы и ставят вопросы к ним.

VI. Итог урока.

– Чему учились?

– Что нового узнали на уроке?

– Было ли вам интересно на уроке?

– Что особенно понравилось?

В заключение урока из пластилина дети могут вылепить цифру пять.

Литература:

  1. Винокурова Н.К. Подумаем вместе\ Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 1, 6. – М., 2002.
  2. Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов пед.уч.заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону, 2002.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 25000 задач по математике. – М., 1998.