Цели урока:
- продолжить работу над свободным владением последовательностью чисел от 1 до 10, производить счёт от 1 до 4 и соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- отрабатывать усвоение состава чисел 2, 3, 4 из двух слагаемых;
- познакомить с новым числом 5;
- рассмотреть состав числа;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- умение работать в паре, выполнять задание за ограниченный срок;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать любовь к окружающему миру, к предмету.
Оборудование:
“числовая лента”, “числовая лесенка”; разноуровневые задания; карточки, изображающие цифру 5; изображение серпа; пятиугольники различных форм; морская звезда; изображение звёзд Московского Кремля; иллюстрации растений цветов земляники, фиалки, шиповника; пластилин.Ход урока
I. Организационный этап.
– Внимание! Внимание!
– Начинаем наше состязание смекалистых, находчивых и умелых!
II. Постановка целей урока.
– Дорогие, ребята! Наступил тот звёздный час, когда вы можете показать нам, всем, здесь сидящим гостям, ваши знания и всему тому, чему вы научились за это время.
Сегодня мы встретимся и познакомимся с новой цифрой, но вначале поработаем устно.
III. Работа над пройденным материалом.
1. Воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 в “прямом” и “обратном” направлениях
– Посчитать от 2 до 6; от 3 до 7; от 5 до 10; от 4 до 9;
– Посчитать в “обратном” направлении от 4 до 1.
2. Игра “Покажи число”
Работаем с “числовой лентой”
– Назовите и покажите число, которое при счете идёт за числом 2, 3.
– Назовите и покажите число, которое при счете идёт перед числом 1, 2.
– Назовите и покажите число, которое при счете идёт между числами 1 и 3.
3. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1)
Детям предлагаются разноуровневые задания. Время ограничено. По команде учителя все прекращают работу.
4. Проверка индивидуальной работы.
IV. Работа над новым материалом.
1. Знакомство с цифрой “пять”
Отгадайте загадку:
Что стоит в конце странице,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой….(пять)
– Сегодня у нас гость. Встречайте…
Выходит ученик, на голове шапочка с цифрой пять.
А потом пошла плясать
По бумаги цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
– На что похожа цифра 5? (Дети высказывают своё мнение)
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно, как не знать!
СЕРП – “острый”, буквально “срезающий”. (Показывается предметная картинка)
Хочу вас сразу предупредить….
Это фокусник пятёрка.
Вы следите за ней зорко.
Кувыркнется – раз и два! –
Обернется цифрой два.
2. Физкультминутка
3. Решение задач
Три цыплёнка стоят,
На скорлупку глядят
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Ответ показывается на “числовой лесенке”.
У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?
4. Знакомство с пятиугольниками
– У нашей гостьи есть любимые геометрические фигуры. Она принесла их для вас. (Приложение 2)
– Посчитайте, сколько углов у ваших фигур и скажите, как их назовём? (Пятиугольники)
– Среди фигур есть и правильный пятиугольник, особый любимчик “пятёрки”. В Древней Греции его называли ПЕНТАГОНАМИ.
Давайте хором повторим это трудное слово.
Напомню вам под понятием “правильной” называется фигура, у которой равны все стороны и все углы.
– Найдите такой пентагон и укажите номер фигуры. (3)
5. Знакомство с многообразием слова “звезда”
– Еще наша цифра любит звезды, как вы думаете, почему? (Пять концов)
– Где можно увидеть звезду? (Дети высказывают своё мнение)
Звёзды можно увидеть в самых необычных местах, даже на дне морском.
В море живут удивительные существа – они называются МОРСКИЕ ЗВЁЗДЫ.
Звезда – буквально переводится – “то, что светится, светило”.
Морская звезда имеет пять ног (посчитать), а на них ряды очень мощных присосок. Они могут открывать раковины и съесть находящееся там животное.
Показывается засушенная морская звезда и следующие иллюстрации:
- пятиконечные звёзды
- Звёзды Московского Кремля
- Медали
- Звезды на одежде военнослужащих
По каждой иллюстрации дети ведут счет до пяти.
6. Физкультминутка
1, 2, 3, 4, 5
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим
7. Знакомство с растениями
Цифра “пять” принесла для вас свои любимые растения, у каждого из которых на цветках по 5 лепестков.
– Знаете ли вы, как называются эти растения и где они растут?
Цветок земляники и клубники; фиалка; цветок шиповника.
– Давайте посчитаем количество лепестков
8. Работа в парах
Покажите мне ваши руки.
– Что общего между ними?
Да, на каждой руке по 5 пальцев и у детей, и у взрослых. И на ногах тоже по 5 пальцев.
Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пило, ложкой, топором.
Вас ждет лист бумаги, приложите руку соседа по парте и обведите её.
После выполнения работы, дети произносят считалочку, перебирая пальчики.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот ягодку нашел,
Этот вымыл, этот вытер.
Этот взял её и съел,
Потому и растолстел.
V. Повторение и закрепление изученного.
1. Работа по учебнику
Рассмотрите рисунок. Что вы здесь видите?
– Сколько детей выходят из сада?
– Сколько детей идут в сад?
– Сколько всего детей? Как это можно записать?
– Сколько мальчиков на картинке? Сколько девочек? Как это можно записать?
Рассматриваются схемы с кружочками.
Почему записали: 4+1=5? Объясните по рисунку
Аналогично объясняются следующие записи.
Рассматриваются картинки ниже. Раскладываются цифры соответствующие количеству предметов на рисунках. Взаимопроверка в парах.
2. Работа в печатных тетрадях
Учащиеся составляют короткие (математические) рассказы и ставят вопросы к ним.
VI. Итог урока.
– Чему учились?
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли вам интересно на уроке?
– Что особенно понравилось?
В заключение урока из пластилина дети могут вылепить цифру пять.
Литература:
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе\ Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 1, 6. – М., 2002.
- Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов пед.уч.заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону, 2002.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. 25000 задач по математике. – М., 1998.