Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативных компетенций

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.

Антуан Сент-Экзюпери

Презентация

В современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к человеку. Человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения. Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности.
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется.

Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Для формирования коммуникативных навыков необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении. Учиться общению, общаясь, – вот основная характеристика коммуникативности. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Для этого в современной практике преподавания эффективно применяются различные варианты обучения, которые способствуют привлечению учащихся в интерактивную совместную деятельность на уроках.
Совместная деятельность в обучении присуща обучению по определению.

В определениях подчёркивается наличие совместной деятельности учителя и учащихся, абсолютно необходимой в силу двустороннего характера процесса обучения. Но в этих определениях никак не обозначается необходимость совместной деятельности учащихся друг с другом.
Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”.

В структуре совместной деятельности выделяются следующие элементы:

  • общая цель как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей (коллективный субъект);
  • общий мотив, побуждающий людей работать вместе;
  • совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий;
  • общий результат как совокупность индивидуальных вкладов каждого.

Структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Без взаимодействия нет и совместной деятельности. Оптимальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество.

Слово “сотрудничество” содержит приставку “со”, которая “подчеркивает наличие обобщения при взаимодействии того, к чему она “приставлена”. Значит сотрудничество – это, буквально, взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.
Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.
Сотрудничество позволяет добиваться наилучших результатов в совместной деятельности учащихся. Поэтому, говоря о совместной деятельности или взаимодействии, я имею в виду именно сотрудничество младших школьников.

Обучение в сотрудничестве (collaborative learning) рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно является непременной составляющей инновационных педагогических систем и технологий

  • творческие мастерские (А.Бассис, А.А.Окунев)
  • теория решения изобретательских задач – ТРИЗ (Г.С.Альтшулер, И.Л.Викентьев)
  • развитие критического мышления, (Дж.Л.Стилл, К.С.Мередит и др.)
  • проектное обучение (В.Х.Кильпатрик)
  • блочно – модульное обучение (М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене)
  • адаптивная система обучения (А.С. Границкая)
  • коллективный способ обучения (В.К.Дьяченко).

Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

Слайд 9. При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

  • Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
  • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
  • В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве – это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде. При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:

  • общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива;
  • собственно процесс обучения.

Существует несколько вариантов обучения в сотрудничестве.

1. Student Team Learning (STL, обучениевкоманде). STL уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

Разработано четыре варианта STL (работы в команде).

Два из них могут использоваться применительно к любому школьному предмету и любой ступени обучения:

  • совместная деятельность в малых группах (предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

  • деятельность в командах на основе игры, турнира. Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.

  • Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся:

  • индивидуализация обучения в командах. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя свою работу

  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению. Предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному. В группе из четырех человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, излагают прочитанное и т.д.

Другой подход в организации совместной деятельности условно называется «Пила» (название Jigsaw ввел Э.Аронсон в 1978 году).

На этапе творческого применения языкового материала учащиеся подразделяются на “Home Groups” (первоначальные группы). Количество учащихся в таких группах зависит от количества предлагаемых текстов. Каждый из учеников выбирает один из предложенных текстов и выполняет задания, относящиеся к нему. Цель работы на данном этапе – самостоятельное ознакомление с текстом с целью общего охвата содержания, полного понимания или извлечения конкретной информации (цель может варьироваться в разных текстах) и выполнение заданий, связанных с проверкой понимания прочитанного.
Второй этап работы проходит в “Expert Groups” (экспертных группах). Все учащиеся, которые работали над первым текстом, собираются в одну группу, учащиеся, которые работали над вторым текстом – в другую группу, учащиеся, которые работали над третьим текстом – в третью группу.

Цели работы в экспертных группах:

  • Сравнить ответы, к которым учащиеся пришли, самостоятельно выполняя задание в “Home Groups”, и прийти к единому мнению;
  • Совместно подготовить такой вариант пересказа текста, с которым каждый член группы вернется в свою первоначальную группу. На данном этапе работы следует обратить внимание учащихся, что ответственность за то, как каждый член экспертной группы будет подготовлен для последующей работы, зависит от совместной работы, те, более подготовленные учащиеся помогают менее подготовленным понять содержание текста и подготовить то задание, с которым учащиеся возвратятся в Home Groups.

Третий этап работы – возвращение учащихся в свои первоначальные группы (Ноme Groups), где они но очереди пересказывают свои тексты. Цепь работы на данном этапе – каждый учащийся должен не только познакомить других членов группы с содержанием своего текста, но и помочь им осознать его.
После того, как выскажутся все ученики, они должны обсудить и суммировать всю полученную информацию. В конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся на уроке, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.

Обучение в сотрудничестве под девизом «Учимся вместе» (Learning Together) как один из вариантов обучения в сотрудничестве был разработан в университете Минессота в 1987 г.

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы по 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате интерактивной деятельности учащихся происходит усвоение материала в полном объеме. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. (Приложение. Тема «Природные зоны нашей Родины»)

Таким образом, учитель контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам, общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Совместная деятельность наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки

Слайд 16. Выделяются следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

  • взаимозависимость членов группы;
  • личная ответственность каждого члена группы за успехи свои и товарищей;
  • совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;
  • социализация деятельности учащихся в группах;
  • общая оценка работы группы.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия. Чтобы работа учащихся в группе была эффективной и действительно совместной, необходимо обеспечить условия, которые помогли бы реально создать эту взаимозависимость учащихся друг от друга. Далее необходимо предусмотреть разнообразные и достаточно действенные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых для всей группы результатов.

Слайд 17. Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:

  • Зависимость учащихся от единой цели, единой задачи, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
  • Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источником информации, необходимой для решения поставленной общей задачи.
  • Зависимость от единого для всех учебного материала (упражнение, серия задач и пр.).
  • Зависимость от одного на всех комплекта оборудования, необходимого для выполнения общего задания (один комплект инструментов, например, одни ножницы, один лист бумаги, одни краски и т.д.), разделенного между учениками группы.
  • Зависимость от единого для всей группы поощрения – либо все члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно, и должно стать одной из стратегических целей учителя.

Слайд 18. Для того, чтобы сотрудничество учащихся способствовало эффективному решению педагогических задач, необходимо соблюдать следующие требования:

  • учить младших школьников приемам делового сотрудничества;
  • развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроках;
  • подбирать детей в группу с учетом их учебных возможностей и психологических особенностей;
  • обеспечить активность каждого ученика при работе в группе;
  • учитывать особенности содержания учебного материала и степень его усвоения учениками.
  • обеспечить усложнение деятельности учащихся в группах путем постепенного усложнения учебного материала, а также повышения степени самостоятельности учеников при выполнении учебных заданий в группах, что обеспечивает передачу все большего числа функций (таких как постановка цели, планирование работы, контроль, оценка процесса и результатов работы) от учителя работающим совместно детям.

Именно соблюдение этих требований приближает учащихся к самостоятельным формам учения, овладение которыми может характеризовать школьника как субъекта учебной деятельности.

Слайд 19. Результатом проделанной мною работы стало то, что:

  • учащиеся научились уважительно и творчески обращаться со словом;
  • у учащихся появилась потребность в самостоятельной творческой работе; повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;
  • ученики научились пользоваться словарями; самостоятельно работают с текстом;
  • учащиеся показывают отличные результаты техники чтения;
  • у учащихся повысилась степень самостоятельности при работе с дополнительными источниками, инициативность и их познавательная мотивация;
  • развился опыт исследовательско-творческой деятельности.

Источники информации