Использование приёма моделирования в продуктивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст детей: 6-7 лет.

Характеристика темы: сюжетное рисование по теме «Весна», связанное с изучением окружающего мира, обобщает знания детей, помогает образовывать межпредметные связи. Сюжетное рисование – наиболее сложный вид занятий, т.к оно основывается на представлениях и требует осмысления образов, что способствует развитию наглядно-образного мышления детей.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.

Задачи:

1. Познавательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей по данной теме;
  • закрепить умение использовать знакомые графические образы для объединения их единым сюжетом.

2. Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать произвольное внимание и память путём выполнения практических действий;
  • корригировать и развивать устную речь через пополнение словарного запаса по данной теме;
  • корригировать и развивать усидчивость, умение выражать свои чувства, координацию слова с движением.

3. Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Форма организации продуктивной деятельности: подгрупповая.

Содержание учебного материала: планирование действий под руководством воспитателя, практическое выполнение рисунков детьми, анализ результатов педагогом и детьми, упражнение на координацию слова с движением.

Методы обучения и коррекционные приёмы:

  • Словесные (беседа по вопросам воспитателя, одобрения педагога, активизация словесной регуляции действий детей).
  • Наглядные (моделирование рисунка, индивидуальный показ, рисунок воспитателя).
  • Практические (предварительное выкладывание, возможность выбора средств изображения рисунка самими детьми).

Оборудование и материалы: магнитная доска, листы тонированной бумаги, краски, цветные карандаши, наборы силуэтов (солнце, деревья, цветы, ручей, птицы, бабочки), конверт с письмом.

Ход занятия

Этап занятия Время этапа Деятельность воспитателя Предполагаемая деятельность детей
1. Подготовительный 3 мин.
Организуeт детей, мобилизирует внимание, эмоционально заинтересовывает с помощью интриги (письмо от Деда Мороза – см. приложение 1). Слушают, принимают мотив, самостоятельно или с помощью воспитателя определяют тему занятия и ставят его цель.
2. Основной. 20 мин 1. Актуализирует знания детей по теме «Весна» посредством беседы.
2. Выявляет с детьми сюжет рисунка, осуществляет контроль над речевой регуляцией действий детей.
3. Даёт указания к выполнению рисунка, при этом предлагает выбрать детям цветные карандаши или краски по желанию. При необходимости показывает образец рисунка.
4. Следит за выполнением рисунка, соблюдением основных правил рисования. Если нужна помощь, помогает индивидуально.
1. Повторяют основные признаки весны через вопросы воспитателя.
2. Составляют из силуэтов соответствующий сюжет рисунка, при этом проговаривают свои действия.
3. Выбирают, чем будут рисовать, и начинают работать.
4. Работают самостоятельно, при необходимости обращаются за помощью к взрослому.
Физкультминутка 2-3 мин. Проводит упражнение на развитие координации слова с движением на основе стихотворения «Апрель» С. Маршака (см. приложение 2). Выполняют движения и проговаривают слова стихотворения.
3. Заключительный 4-5 мин. 1. Подводит итоги занятия по вопросам.
2. Организует просмотр и анализ своих и чужих работ самими детьми по вопросам: «Тебе нравится свой рисунок?», «Что тебе нравится в своём рисунке?», «Что тебе нравится в рисунке ребят?» и др.
1. Повторяют тему и цель занятия сами либо с помощью педагога.
2. Вывешивают работы на доску и анализируют свои и чужие рисунки.

Приложения.