В процессе воспитания не используется в полной мере социально-значимое направление в работе с детьми – краеведение: знакомство с историей родного края, его культурой, природой, людьми жившими и живущими рядом. Краеведение позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Идея проекта: очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников, самобытных художников Белоярского.
Вид проекта:
- по количеству участников – коллективный;
- по приоритету метода – информационно-творческий;
- по продолжительности – долгосрочный.
Цель: формирование у дошкольников потребности в получении новых знаний о живописи графике художников Белоярского и развивать чувство прекрасного на основе знакомства с их творчеством.
Задачи:
- Развитие потребности у дошкольников в приобретении новых знаний о творчестве художников Белоярья.
- Формирование познавательных умений: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).
- Углубление и систематизация знаний о профессии художник, познакомить с творчеством художников Гришкиных –Артема, Анатолия, Юрия, Влада Саввовича Белых., учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
- Обогащение развивающей среды группы и систематизация практического материала по ознакомлению детей дошкольного возраста с темой «Творчество художников Белоярья».
- Оптимизация работы с родителями с помощью разнообразных методов и приемов, обучение детей созданию дидактической игры, полученные ими в ходе реализации данного проекта.
.Участники проекта:
- дети подготовительного дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели подготовительной группы «Г» «Колосок»,
- старший воспитатель,
- художник В.С. Белых,
- работники краеведческого музея.
Сроки реализации: Сентябрь - октябрь 2010 год.
Продукт проекта:
- Открытие вернисажа в детском саду на тему “Мой любимый город” в рисунках художников и детей.
- Выставка коллажей по теме: «Времена года в творчестве художников и детей».
- Создание детской книги» Времена года в рисунках, рассказах и стихах», иллюстрированной детьми , вдохновленными живописью местных художников.
- Создание в детском саду музея семейного рисунка.
- Разработан маршрут по достопримечательностям и музеям нашего города
- Расширение и обогащение необходимой развивающей среды группы для реализации данного проекта.
- Совершенствование у дошкольников навыков учебно-исследовательской деятельности.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования:
Во время экскурсии в городской музей, который находится в доме культуры «Камертон», дети увидели, картины неизвестных художников, на которых были изображены люди и природа нашего края. Им стало очень интересно, кто нарисовал, такие красивы картины, и все жизни и творчестве этих замечательных художников.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, рассматривания фотографий, чтения литературы):если познакомить детей с творчеством художников Белоярья, то самостоятельная художественная деятельность детей станет более разнообразной и содержательной. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.
- Пробудить у детей интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников.
- Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми.
- Развивать речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова, способствовать формированию основ эмоциональной культуры.
- Познакомить детей с творчеством национальных Гришкиных – Артема, Анатолия, Юрия, Влада учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
- Познакомить детей с творчеством современных белоярских художников: Саввовича Белых, Л.И.Дзюба, донести до детей устремление художников отразить красоту, гармонию окружающего мира.
- Обеспечить участие семьи в воспитательном направлении развития интереса к художественному искусству, истории Белоярья.
- Создать культурно-эстетическую среду в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.
- Учить детей правильно вести себя в музеях и других общественных местах и улицах нашего города
- Закрепить приобретённые знания через игровую деятельность.
Предполагаемый результат:
- У детей появится интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников, разовьются потребности в приобретении новых знаний
- Сформируются познавательные умения: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной),дошкольники установят собственные отношения с историей, культурой, людьми.
- Обогатится словарный запас, усовершенствуется речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова.
- Сформируются основы эмоциональной культуры, обогатится развивающая среда группы и систематизируется практический материал по теме.
- Углубятся и систематизируются знания дошкольников о профессии художник, познакомятся с творчеством национальных Гришкиных – Артема, Анатолия, Юрия, Влада и современных белоярских художников: Саввовича Белых, Л.И.Дзюба, научатся детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
- Семьи дошкольников примут активное участие в воспитательно-образовательном процессе в направлении развития интереса к художественному искусству, знакомства с историей Белоярья.
- Будет создана культурно-эстетическую среда в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.
- Дети научатся правильно вести себя в музеях и других общественных местах и улицах. нашего города.
- Закрепятся приобретённые знания через игровую деятельность.
Организация исследования в рамках проекта, виды исследовательской деятельности
2 этап Подготовительный.
Всю работу, предшествующую проведению проекта можно разделить на несколько этапов:
- Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
- Уточнение представлений детей их знаний детей о художниках Белоярья и их творчестве, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
- Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с творчеством художников, их живописью и графикой.
- Беседа с детьми. Цель: выявить знания о художниках, их готовность пополнить эти знания, предложить создать на эту тему.: Выставка коллажей по теме: «Времена года в творчестве художников и детей»..Создание детской книги «Времена года в рисунках, рассказах и стихах», иллюстрированной детьми , вдохновленными живописью местных художников. Создание в детском саду музея семейного рисунка.
- Создание творческой группы (включаются педагоги, дети и их родители, заинтересованные в данной теме; )
- Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.
- Подбор материала по данной теме: методического, научно-популярного и художественной литературы, иллюстративного .
- Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех участников проекта «Знакомство старших дошкольников с художниками Белоярья».
Проект реализуется по двум направлениям
- Совместная деятельность с детьми
- Взаимодействие с родителями
Знакомство с национальными художниками Белоярского района.
№ | Тематика | Форма проведения | Содержание работы |
1. | Белоярцы гордятся своим земляками-художниками. | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Рассказ воспитателя о жизни (детстве) творчестве художников Гришкиных и В.С. Белых., рассматривание старинных предметов сибирского быта, знакомство с традициями проведения зимних празднеств в Сибири, рассматривание картин художников. |
2. | Прогулка по родному городу | Экскурсия (пешая) по маршруту: к дому, где живет В.С.Белых, в краеведческий музей на выставку его картин. | Осмотр объектов, рассказ воспитателя о каждом |
3. | Что я покажу друзьям из других стран | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Творческие рассказы детей о жизни и творчестве художников. Белоярья, о рассматривание фотографий зданий. Творческая игра “Машина времени” (путешествие в прошлое) – рассматривание эскизов старинной одежды, предметов быта народов ханты и манси. |
4. | Бесценное сокровище города | Экскурсия в этнографический музей | Посещение музея, рассматривание предметов быта народов ханты и манси и картин художников Гришкиных, рассказ об их творчестве экскурсоводом. |
5. | Где рождалась картина “Медвежьи игрища” | Показ слайдов о жизни и творчестве Артема Гришкина. | Рассказ о старинных игрищах в Сибири в зимнее время, подвижные игры на воздухе |
6. | Моя картина “Ночь в Белоярском” | Занятие по изобразительной деятельности | Отражение впечатлений от беседы и просмотра слайдов о жизни и творчестве художников Белоярского. |
7. | “Наша природа такая своеобразная, чарующая” Т. Тенева. | Выставка семейных рисунков | Впечатления детей и взрослых членов семьи о загородных прогулках всей семьей |
8. | Мы из Белоярска | Фотовыставка с изображением детей в самых живописных уголках города | Привлечь родителей к воскресным прогулкам вместе с детьми в рамках проведения Дня города. |
9. | Художественное творчество детей, посвященное родному городу | Конкурс работ детей на тему “Город мой, любимейший на свете!” | Экскурсия в музей, посвященная Дню города. |
10. | Музей одной картины | Совместная деятельность взрослого и детей | Доставить детям радость от просмотра в тишине, под звуки музыки картины Юрия Гришкина «Зима».Просмотр картины детей с воспитателями, с родителями |
“Белоярские художники – наши современники”
№ | Тематика | Форма проведения | Содержание работы |
1. | Знакомство с творчеством художника Белых В.С., Л.И. Дзюба | Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” | Рассказ воспитателя о жизни, творчестве художника. Рассматривание репродукций картин В.С. Белых. |
2. | Осень в работах Белых В.С., Л.И. Дзюба | Просмотр слайд-шоу о жизни и творчестве художников. | Изготовление коллажа «Осенний лес». |
3. | Багрянец осени на Белой горке. | Экскурсия в пригородный осенний лес с художником В.С. Белых. | Отражение впечатлений от экскурсии в детских работах. Вместе с детьми узнать секреты манеры письма художника. |
4. | “Разноцветный вернисаж” | Выставка детских рисунков, Изготовление коллажа «Город Белоярский встречает Новый год». | Рисунки детей, созданные по мотивам произведений В.С. Белых. Ребенок-экскурсовод рассказывает о работах. |
5. | Памятники города. | Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам. | Беседа о подвиге солдат в прошлом и нынешнем времени. Изготовление коллажа «К Дню защитников Отечества». |
6 | Сегодня мы пойдем в школу искусств, где работае тхудожница Л.И. Дзюба | Экскурсия к обелиску Славы и на выставку в детскую школу искусств, посвященную 65-летию Великой отечественной войны. | Совместная деятельность школьников и дошколят. Передача в дар музею творческих работ воспитанников ДОУ. |
7. | Весна в творчестве художников Белоярья | Просмотр слайд-шоу «Весна в творчестве художников» | Изготовление коллажа «Весна». Рисование весеннего натюрморта. |
8. | Поездка в весенний лес. | Экскурсия на тему: «Весенние краски земли Югорской» | Теоретическое занятие Весна в творчестве художников. |
9. | Ах, лето красное… | Просмотр слайд-шоу, иллюстрации на тему «Лето в творчестве художников Белоярья». | Изготовление коллажа «Лето». |
10. | “Старичок-годовичок и Сыновья – времена года». ” | Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя. Сочинение сказки о временах года, изготовление книги с иллюстрациями детей нарисованными по живописи художников Белоярского района в разные времена года. | Привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию книги Презентация книги для детей старшей группы. |
14. | “Белоярские пейзажи” | Комплексное занятие детей, совместно с родителями по созданию выставки «Пейзажи земли Белоярской». | Отражение в рисунках своих впечатлений о красоте сибирской природы. |
15. | “На пути к творчеству” | Консультация для родителей воспитанников | Просмотр с родителями выставки детских работ. Привлечение родителей к совместным посещениям с детьми музеев, вернисажей |
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма
- занятия познавательного цикла; продуктивная деятельность
- игровая деятельность
- целевые прогулки, экскурсии
- беседы
- чтение
- досуги; развлечения
- самостоятельная деятельность
Творческая деятельность детей и родителей, воспитателей.
3 этап. Выполнение проекта.
См. Приложение 1 (у автора)
Результаты исследовательской деятельности детей
Были представлены детям старшей группы.
4 этап. Презентация проекта.
- Выступление детей группы перед детьми старшего дошкольного возраста ДОУ
- просмотр видеоролика о проекте. см. Приложение 2 (у автора)
- Дети имеют расширенные представления о творчестве художников национальных и современных.
- Дети владеют информацией о профессии художник, видят красоту и самобытность их живописи и графики.
- Дети проявляют устойчивый интерес к изучению нового материала, у них сформировались познавательные умения: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).
- Дошкольники стремятся к выполнению оригинальных творческих работ.
- Дети владеют терминологией и активно используют в своей речи словарь по данной теме - Родители активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе.
Использование полученных навыков и знаний в самостоятельной творческой деятельности.
5 этап. Определение задач для новых проектов.
Исходя из опроса детей по знаниям о творчестве художников Белоярья, проведенного после окончания проекта, наметились темы для следующих проектов:
- Флора и фауна Белоярского района.
- Профессии людей, живущих в Белоярском.