Проект "Художники Белоярья"

Разделы: Работа с дошкольниками


В процессе воспитания не используется в полной мере социально-значимое направление в работе с детьми – краеведение: знакомство с историей родного края, его культурой, природой, людьми жившими и живущими рядом. Краеведение позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Идея проекта: очень важно в детстве соприкоснуться с искусством, дать почувствовать радость, вызвать у детей чувство гордости за соотечественников, самобытных художников Белоярского.

Вид проекта:

  • по количеству участников – коллективный;
  • по приоритету метода – информационно-творческий;
  • по продолжительности – долгосрочный.

Цель: формирование у дошкольников потребности в получении новых знаний о живописи графике художников Белоярского и развивать чувство прекрасного на основе знакомства с их творчеством.

Задачи:

  1. Развитие потребности у дошкольников в приобретении новых знаний о творчестве художников Белоярья.
  2. Формирование познавательных умений: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).
  3. Углубление и систематизация знаний о профессии художник, познакомить с творчеством художников Гришкиных –Артема, Анатолия, Юрия, Влада Саввовича Белых., учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
  4. Обогащение развивающей среды группы и систематизация практического материала по ознакомлению детей дошкольного возраста с темой «Творчество художников Белоярья».
  5. Оптимизация работы с родителями с помощью разнообразных методов и приемов, обучение детей созданию дидактической игры, полученные ими в ходе реализации данного проекта.

.Участники проекта:

  • дети подготовительного дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели подготовительной группы «Г» «Колосок»,
  • старший воспитатель,
  • художник В.С. Белых,
  • работники краеведческого музея.

Сроки реализации: Сентябрь - октябрь 2010 год.

Продукт проекта:

  1. Открытие вернисажа в детском саду на тему “Мой любимый город” в рисунках художников и детей.
  2. Выставка коллажей по теме: «Времена года в творчестве художников и детей».
  3. Создание детской книги» Времена года в рисунках, рассказах и стихах», иллюстрированной детьми , вдохновленными живописью местных художников.
  4. Создание в детском саду музея семейного рисунка.
  5. Разработан маршрут по достопримечательностям и музеям нашего города
  6. Расширение и обогащение необходимой развивающей среды группы для реализации данного проекта.
  7. Совершенствование у дошкольников навыков учебно-исследовательской деятельности.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования:

Во время экскурсии в городской музей, который находится в доме культуры «Камертон», дети увидели, картины неизвестных художников, на которых были изображены люди и природа нашего края. Им стало очень интересно, кто нарисовал, такие красивы картины, и все жизни и творчестве этих замечательных художников.

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, рассматривания фотографий, чтения литературы):если познакомить детей с творчеством художников Белоярья, то самостоятельная художественная деятельность детей станет более разнообразной и содержательной. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы.

  1. Пробудить у детей интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников.
  2. Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми.
  3. Развивать речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова, способствовать формированию основ эмоциональной культуры.
  4. Познакомить детей с творчеством национальных Гришкиных – Артема, Анатолия, Юрия, Влада учить детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
  5. Познакомить детей с творчеством современных белоярских художников: Саввовича Белых, Л.И.Дзюба, донести до детей устремление художников отразить красоту, гармонию окружающего мира.
  6. Обеспечить участие семьи в воспитательном направлении развития интереса к художественному искусству, истории Белоярья.
  7. Создать культурно-эстетическую среду в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.
  8. Учить детей правильно вести себя в музеях и других общественных местах и улицах нашего города
  9. Закрепить приобретённые знания через игровую деятельность.

Предполагаемый результат:

  1. У детей появится интерес к окружающей действительности на основе знакомства с творчеством художников-соотечественников, разовьются потребности в приобретении новых знаний
  2. Сформируются познавательные умения: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной),дошкольники установят собственные отношения с историей, культурой, людьми.
  3. Обогатится словарный запас, усовершенствуется речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова.
  4. Сформируются основы эмоциональной культуры, обогатится развивающая среда группы и систематизируется практический материал по теме.
  5. Углубятся и систематизируются знания дошкольников о профессии художник, познакомятся с творчеством национальных Гришкиных – Артема, Анатолия, Юрия, Влада и современных белоярских художников: Саввовича Белых, Л.И.Дзюба, научатся детей видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и др.).
  6. Семьи дошкольников примут активное участие в воспитательно-образовательном процессе в направлении развития интереса к художественному искусству, знакомства с историей Белоярья.
  7. Будет создана культурно-эстетическую среда в ДОУ, в которой ребенок выступает, как зритель, исследователь, активный участник, созидатель, творец.
  8. Дети научатся правильно вести себя в музеях и других общественных местах и улицах. нашего города.
  9. Закрепятся приобретённые знания через игровую деятельность.

Организация исследования в рамках проекта, виды исследовательской деятельности

2 этап Подготовительный.

Всю работу, предшествующую проведению проекта можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей их знаний детей о художниках Белоярья и их творчестве, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с творчеством художников, их живописью и графикой.
  • Беседа с детьми. Цель: выявить знания о художниках, их готовность пополнить эти знания, предложить создать на эту тему.: Выставка коллажей по теме: «Времена года в творчестве художников и детей»..Создание детской книги «Времена года в рисунках, рассказах и стихах», иллюстрированной детьми , вдохновленными живописью местных художников. Создание в детском саду музея семейного рисунка.
  • Создание творческой группы (включаются педагоги, дети и их родители, заинтересованные в данной теме; )
  • Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого темой проекта.
  • Подбор материала по данной теме: методического, научно-популярного и художественной литературы, иллюстративного .
  • Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех участников проекта «Знакомство старших дошкольников с художниками Белоярья».

Проект реализуется по двум направлениям

  1. Совместная деятельность с детьми
  2. Взаимодействие с родителями

Знакомство с национальными художниками Белоярского района.

Тематика Форма проведения Содержание работы
1. Белоярцы гордятся своим земляками-художниками. Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Рассказ воспитателя о жизни (детстве) творчестве художников Гришкиных и В.С. Белых., рассматривание старинных предметов сибирского быта, знакомство с традициями проведения зимних празднеств в Сибири, рассматривание картин художников.
2. Прогулка по родному городу Экскурсия (пешая) по маршруту: к дому, где живет В.С.Белых, в краеведческий музей на выставку его картин. Осмотр объектов, рассказ воспитателя о каждом
3. Что я покажу друзьям из других стран Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Творческие рассказы детей о жизни и творчестве художников. Белоярья, о рассматривание фотографий зданий. Творческая игра “Машина времени” (путешествие в прошлое) – рассматривание эскизов старинной одежды, предметов быта народов ханты и манси.
4. Бесценное сокровище города Экскурсия в этнографический музей Посещение музея, рассматривание предметов быта народов ханты и манси и картин художников Гришкиных, рассказ об их творчестве экскурсоводом.
5. Где рождалась картина “Медвежьи игрища” Показ слайдов о жизни и творчестве Артема Гришкина. Рассказ о старинных игрищах в Сибири в зимнее время, подвижные игры на воздухе
6. Моя картина “Ночь в Белоярском” Занятие по изобразительной деятельности Отражение впечатлений от беседы и просмотра слайдов о жизни и творчестве художников Белоярского.
7. “Наша природа такая своеобразная, чарующая” Т. Тенева. Выставка семейных рисунков Впечатления детей и взрослых членов семьи о загородных прогулках всей семьей
8. Мы из Белоярска Фотовыставка с изображением детей в самых живописных уголках города Привлечь родителей к воскресным прогулкам вместе с детьми в рамках проведения Дня города.
9. Художественное творчество детей, посвященное родному городу Конкурс работ детей на тему “Город мой, любимейший на свете!” Экскурсия в музей, посвященная Дню города.
10. Музей одной картины Совместная деятельность взрослого и детей Доставить детям радость от просмотра в тишине, под звуки музыки картины Юрия Гришкина «Зима».Просмотр картины детей с воспитателями, с родителями

“Белоярские художники – наши современники”

Тематика Форма проведения Содержание работы
1. Знакомство с творчеством художника Белых В.С., Л.И. Дзюба Комплексное занятие по разделу “Ребенок и окружающий мир” Рассказ воспитателя о жизни, творчестве художника. Рассматривание репродукций картин В.С. Белых.
2. Осень в работах Белых В.С., Л.И. Дзюба Просмотр слайд-шоу о жизни и творчестве художников. Изготовление коллажа «Осенний лес».
3. Багрянец осени на Белой горке. Экскурсия в пригородный осенний лес с художником В.С. Белых. Отражение впечатлений от экскурсии в детских работах. Вместе с детьми узнать секреты манеры письма художника.
4. “Разноцветный вернисаж” Выставка детских рисунков, Изготовление коллажа «Город Белоярский встречает Новый год». Рисунки детей, созданные по мотивам произведений В.С. Белых. Ребенок-экскурсовод рассказывает о работах.
5. Памятники города. Экскурсия к памятнику воинам-интернационалистам. Беседа о подвиге солдат в прошлом и нынешнем времени. Изготовление коллажа «К Дню защитников Отечества».
6 Сегодня мы пойдем в школу искусств, где работае тхудожница Л.И. Дзюба Экскурсия к обелиску Славы и на выставку в детскую школу искусств, посвященную 65-летию Великой отечественной войны. Совместная деятельность школьников и дошколят. Передача в дар музею творческих работ воспитанников ДОУ.
7. Весна в творчестве художников Белоярья Просмотр слайд-шоу «Весна в творчестве художников» Изготовление коллажа «Весна». Рисование весеннего натюрморта.
8. Поездка в весенний лес. Экскурсия на тему: «Весенние краски земли Югорской» Теоретическое занятие Весна в творчестве художников.
9. Ах, лето красное… Просмотр слайд-шоу, иллюстрации на тему «Лето в творчестве художников Белоярья». Изготовление коллажа «Лето».
10. “Старичок-годовичок и Сыновья – времена года». ” Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя. Сочинение сказки о временах года, изготовление книги с иллюстрациями детей нарисованными по живописи художников Белоярского района в разные времена года. Привлечь родителей к совместной работе с детьми по созданию книги Презентация книги для детей старшей группы.
14. “Белоярские пейзажи” Комплексное занятие детей, совместно с родителями по созданию выставки «Пейзажи земли Белоярской». Отражение в рисунках своих впечатлений о красоте сибирской природы.
15. “На пути к творчеству” Консультация для родителей воспитанников Просмотр с родителями выставки детских работ. Привлечение родителей к совместным посещениям с детьми музеев, вернисажей

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма

  • занятия познавательного цикла; продуктивная деятельность
  • игровая деятельность
  • целевые прогулки, экскурсии
  • беседы
  • чтение
  • досуги; развлечения
  • самостоятельная деятельность

Творческая деятельность детей и родителей, воспитателей.

3 этап. Выполнение проекта.

См. Приложение 1 (у автора)

Результаты исследовательской деятельности детей

Были представлены детям старшей группы.

4 этап. Презентация проекта.

  • Выступление детей группы перед детьми старшего дошкольного возраста ДОУ
  • просмотр видеоролика о проекте. см. Приложение 2 (у автора)
  • Дети имеют расширенные представления о творчестве художников национальных и современных.
  • Дети владеют информацией о профессии художник, видят красоту и самобытность их живописи и графики.
  • Дети проявляют устойчивый интерес к изучению нового материала, у них сформировались познавательные умения: поиск и сбор информации, сравнение и анализ, умение отражать результаты поиска в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной).
  • Дошкольники стремятся к выполнению оригинальных творческих работ.
  • Дети владеют терминологией и активно используют в своей речи словарь по данной теме - Родители активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе.

Использование полученных навыков и знаний в самостоятельной творческой деятельности.

5 этап. Определение задач для новых проектов.

Исходя из опроса детей по знаниям о творчестве художников Белоярья, проведенного после окончания проекта, наметились темы для следующих проектов:

  1. Флора и фауна Белоярского района.
  2. Профессии людей, живущих в Белоярском.