Цель: учить школьников читать и записывать трехзначные числа.
Задачи:
- образовательные – учить читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, отрабатывать умение выбирать схему к условию задачи, объяснять смысл математических выражений;
- развивающие – развивать мыслительные операции (классификацию, сравнение, обобщение, аналогию), четкую, математически грамотную речь детей;
- воспитательные – воспитывать умение слушать товарищей, работать в парах, заинтересовать изучением природы родного края.
Ход урока
I. Организационный момент.
Откроем тетради. Запишем число. 24 марта. Что вы можете рассказать об этом числе?
– Двухзначное, состоит из 2 дес. 4 ед., 24=20+4.
Назовите “соседей” числа.
II. Устный счет.
Начнем урок с математической разминки. Записываем в строчку только ответы (1 человек работает на индивидуальной доске для проверки).
1) От числа 48 отняли еще столько же. Сколько получится?
2) Сколько надо прибавить к числу 59, чтобы получить 60?
3) Сколько надо вычесть из 73, чтобы стало 70?
4) Найдите разность 12 и 8.
5) На сколько 14 больше 9?
6) 66 уменьшили на 6 десятков.
7) Найдите второе слагаемое, если первое слагаемое 50, а сумма 57.
8) Данное число меньше 14 на 6.
9) Если к этому числу прибавить 2, то получим 11.
Возьмите карандаши, сверьте свои данные с доской. Исправьте ошибки.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Какие это числа? Почему?
– Однозначные, записанные одной цифрой.
Если для записи числа взять две цифры, какое число получится?
– Двухзначное.
Назовите самое маленькое, самое большое двухзначные числа.
– 10, 99.
Работа с индивидуальными тетрадями. (Cотни, десятки, единицы.)
Покажите число, в котором 5 дес. 9 ед., 8 дес., 9 дес., 9ед..
Прочитайте, назовите соседей “числа”.
Какое из названных чисел лишнее? Почему?
– 100, трехзначное.
Из каких разрядов состоят трехзначные числа?
Цель урока:
Сегодня мы продолжим учиться читать и записывать трехзначные числа. Они помогут нам прочитать энциклопедию “Мир вокруг”.
(На доске на листах ватмана составлена книга энциклопедия, каждая страница открывается на уроке постепенно.)
III. Основной этап урока.
Открываем 1-ю страницу. (На доске плакат – страница книги с иллюстрациями животных.)
Кого вы здесь видите? (Числа закрыты.)
– Заяц, волк, медведь, белка.
В энциклопедии указано, что в наших лесах живет:
2 сот., 7 дес., 8 ед. зайцев.
4 сот., 7 ед. волков.
3 сот, 2 дес. медведей.
1 сот, 1 дес., 5 ед. белок.
(Учитель зачитывает числа. Учащиеся показывают эти числа, используя индивидуальные тетради, один ученик выходит к доске и открывает у соответствующего животного карточку с числом.)
Прочитайте это число, назовите “соседей”.
Что общего у всех этих чисел?
Открываем 2-ю страницу.
Кто здесь изображен? (Числа закрыты.)
– Насекомые.
Запишем сколько видов насекомых живет в нашем крае.
(Учитель зачитывает числа, дети записывают их в тетради, 1 ученик работает у доски.)
502 вида мух, 205 видов стрекоз, 250 видов ос, 450 видов муравьев, 45 видов бабочек.
Запишем эти числа в порядке возрастания. (1 человек у доски.)
45, 205, 250, 450, 502.
Назовите числа, в которых отсутствует разряд единиц, десятков.
– 450, 250.
– 502, 205.
Как на письме обозначается отсутствие разряда?
– Нулем.
Сравним устно пары чисел.
502 и 205.
205 и 250.
45 и 450.
IV. Физкультминутка. (Под музыкальное сопровождение.)
Продолжаем чтение энциклопедии.
Открываем 3-ю страницу.
Здесь мы видим мудрую змею. (На теле змеи записаны числа.) Рассмотрите ее хвост.
180, 522, 735, 715, 160, 521, 140, 523, 715.
Что общего у чисел, которые здесь записаны?
– Трехзначные.
Прочитаем эти числа.
Какое число самое маленькое? Самое большое?
По какому признаку можно разбить эти числа на три группы?
(Дети записывают группы чисел в тетради, один человек у доски.)
180 160 140 |
521 522 523 |
715 725 735 |
По какому правилу изменяются числа в первом столбике?
– Уменьшаются на 2 дес.
Запишите следующее число в этом столбике.
Во втором столбике?
– Увеличиваются на 1 ед.
В третьем столбике?
– Увеличиваются на 1 дес.
Самостоятельно придумайте еще по одному числу во второй и третий столбик.
V. Работа над задачей.
Открываем 4-ю страницу. (Карточка с числом закрыта.)+
Какой цветок “лишний”? Почему?
– Ландыш. Дикорастущий.
Этот необычный цветок занесен в Красную книгу. Уничтожать его нельзя.
О каком недавнем весеннем празднике напоминают эти цветы?
– О 8 марта.
Откроем учебники прочитаем задачу.
Задача.
В теплице к 8 марта вырастили розы, гвоздики, тюльпаны. Роз было больше, чем гвоздик, но меньше, чем тюльпанов.
(На доске учитель помещает 3 схемы.)
№ 1.
Р. _______________
Г. _______________
Т. _______________
№.2.
Р. _______________
Г. _______________
Т. _______________
№ 3.
Р. _______________
Г. _______________
Т. _______________
Какая схема подойдет к этому условию?
Докажем, какая схема верная.
(Одного ученика приглашают к доске.)
Проверяем 1-ю схему. Я читаю условие, как только заметишь ошибку, говоришь “стоп”.
Почему “стоп”? Убираем неверную схему.
Какая же схема верная?
– Схема № 3.
Дополним схему числовыми данными. Откроем карточку в “Энциклопедии”.
Если роз 380, то сколько может быть гвоздик? Почему?
Может быть 390? Почему?
(После подбора числовых данных предлагается следующее задание.)
Что означает на этой схеме выражения?
380 + 320 (всего роз и гвоздик).
380 + 400 (всего роз и тюльпанов).
380 – 320 (на сколько роз больше, чем гвоздик?).
(На сколько гвоздик меньше, чем роз?)
Подумайте, каким выражением запишем сколько всего цветов вырастили?
Запишите это выражение самостоятельно в тетради.
(Проверяем коллективно, устно.)
VI. Закрепление. Самостоятельная работа.
Вот и осталась последняя страничка. Задание напечатано у вас на карточках. Переверните их. Вместо пропусков надо вставить предыдущее и последующее число.
113
133
103
210
101
900
299
509
320
Работу закончили. Поменялись листочками. Открываем числа в “Энциклопедии”. Проверяем работу. (Взаимопроверка.. Исправляем ошибки.
VII. Итог урока.
Вот мы дочитали “Энциклопедию” до конца. Что помогло нам это сделать?
– Числа. Трехзначные числа.
Из каких разрядов состоят трехзначные числа?
Молодцы! Поднимите руки, кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?
На следующих уроках мы продолжим знакомиться с трехзначными числами.