Нумерация трехзначных чисел. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: учить школьников читать и записывать трехзначные числа.

Задачи:

  • образовательные – учить читать, записывать и сравнивать трехзначные числа, отрабатывать умение выбирать схему к условию задачи, объяснять смысл математических выражений;
  • развивающие – развивать мыслительные операции (классификацию, сравнение, обобщение, аналогию), четкую, математически грамотную речь детей;
  • воспитательные – воспитывать умение слушать товарищей, работать в парах, заинтересовать изучением природы родного края.

Ход урока

I. Организационный момент.

Откроем тетради. Запишем число. 24 марта. Что вы можете рассказать об этом числе?

– Двухзначное, состоит из 2 дес. 4 ед., 24=20+4.

Назовите “соседей” числа.

II. Устный счет.

Начнем урок с математической разминки. Записываем в строчку только ответы (1 человек работает на индивидуальной доске для проверки).

1) От числа 48 отняли еще столько же. Сколько получится?

2) Сколько надо прибавить к числу 59, чтобы получить 60?

3) Сколько надо вычесть из 73, чтобы стало 70?

4) Найдите разность 12 и 8.

5) На сколько 14 больше 9?

6) 66 уменьшили на 6 десятков.

7) Найдите второе слагаемое, если первое слагаемое 50, а сумма 57.

8) Данное число меньше 14 на 6.

9) Если к этому числу прибавить 2, то получим 11.

Возьмите карандаши, сверьте свои данные с доской. Исправьте ошибки.

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Какие это числа? Почему?

– Однозначные, записанные одной цифрой.

Если для записи числа взять две цифры, какое число получится?

– Двухзначное.

Назовите самое маленькое, самое большое двухзначные числа.

– 10, 99.

Работа с индивидуальными тетрадями. (Cотни, десятки, единицы.)

Покажите число, в котором 5 дес. 9 ед., 8 дес., 9 дес., 9ед..

Прочитайте, назовите соседей “числа”.

Какое из названных чисел лишнее? Почему?

– 100, трехзначное.

Из каких разрядов состоят трехзначные числа?

Цель урока:

Сегодня мы продолжим учиться читать и записывать трехзначные числа. Они помогут нам прочитать энциклопедию “Мир вокруг”.

(На доске на листах ватмана составлена книга энциклопедия, каждая страница открывается на уроке постепенно.)

III. Основной этап урока.

Открываем 1-ю страницу. (На доске плакат – страница книги с иллюстрациями животных.)

Кого вы здесь видите? (Числа закрыты.)

– Заяц, волк, медведь, белка.

Рисунок 1.

В энциклопедии указано, что в наших лесах живет:

2 сот., 7 дес., 8 ед. зайцев.

4 сот., 7 ед. волков.

3 сот, 2 дес. медведей.

1 сот, 1 дес., 5 ед. белок.

(Учитель зачитывает числа. Учащиеся показывают эти числа, используя индивидуальные тетради, один ученик выходит к доске и открывает у соответствующего животного карточку с числом.)

Прочитайте это число, назовите “соседей”.

Что общего у всех этих чисел?

Открываем 2-ю страницу.

Кто здесь изображен? (Числа закрыты.)

– Насекомые.

Рисунок 2.

Запишем сколько видов насекомых живет в нашем крае.

(Учитель зачитывает числа, дети записывают их в тетради, 1 ученик работает у доски.)

502 вида мух, 205 видов стрекоз, 250 видов ос, 450 видов муравьев, 45 видов бабочек.

Запишем эти числа в порядке возрастания. (1 человек у доски.)

45, 205, 250, 450, 502.

Назовите числа, в которых отсутствует разряд единиц, десятков.

– 450, 250.
– 502, 205.

Как на письме обозначается отсутствие разряда?

– Нулем.

Сравним устно пары чисел.

502 и 205.
205 и 250.
45 и 450.

IV. Физкультминутка. (Под музыкальное сопровождение.)

Продолжаем чтение энциклопедии.

Открываем 3-ю страницу.

Здесь мы видим мудрую змею. (На теле змеи записаны числа.) Рассмотрите ее хвост.

180, 522, 735, 715, 160, 521, 140, 523, 715.

Что общего у чисел, которые здесь записаны?

– Трехзначные.

Прочитаем эти числа.

Какое число самое маленькое? Самое большое?

По какому признаку можно разбить эти числа на три группы?

(Дети записывают группы чисел в тетради, один человек у доски.)

180
160
140
521
522
523
715
725
735

По какому правилу изменяются числа в первом столбике?

– Уменьшаются на 2 дес.

Запишите следующее число в этом столбике.

Во втором столбике?

– Увеличиваются на 1 ед.

В третьем столбике?

– Увеличиваются на 1 дес.

Самостоятельно придумайте еще по одному числу во второй и третий столбик.

V. Работа над задачей.

Открываем 4-ю страницу. (Карточка с числом закрыта.)+

Рисунок 3.

Какой цветок “лишний”? Почему?

– Ландыш. Дикорастущий.

Этот необычный цветок занесен в Красную книгу. Уничтожать его нельзя.

О каком недавнем весеннем празднике напоминают эти цветы?

– О 8 марта.

Откроем учебники прочитаем задачу.

Задача.

В теплице к 8 марта вырастили розы, гвоздики, тюльпаны. Роз было больше, чем гвоздик, но меньше, чем тюльпанов.

(На доске учитель помещает 3 схемы.)

№ 1.
Р. _______________
Г. _______________
Т. _______________

№.2.
Р. _______________
Г. _______________
Т. _______________

№ 3.
Р. _______________
Г. _______________
Т. _______________

Какая схема подойдет к этому условию?

Докажем, какая схема верная.

(Одного ученика приглашают к доске.)

Проверяем 1-ю схему. Я читаю условие, как только заметишь ошибку, говоришь “стоп”.

Почему “стоп”? Убираем неверную схему.

Какая же схема верная?

– Схема № 3.

Дополним схему числовыми данными. Откроем карточку в “Энциклопедии”.

Если роз 380, то сколько может быть гвоздик? Почему?

Может быть 390? Почему?

(После подбора числовых данных предлагается следующее задание.)

Что означает на этой схеме выражения?

380 + 320 (всего роз и гвоздик).
380 + 400 (всего роз и тюльпанов).
380 – 320 (на сколько роз больше, чем гвоздик?).

(На сколько гвоздик меньше, чем роз?)

Подумайте, каким выражением запишем сколько всего цветов вырастили?

Запишите это выражение самостоятельно в тетради.

(Проверяем коллективно, устно.)

VI. Закрепление. Самостоятельная работа.

Вот и осталась последняя страничка. Задание напечатано у вас на карточках. Переверните их. Вместо пропусков надо вставить предыдущее и последующее число.

113
133
103
210
101
900
299
509
320

Работу закончили. Поменялись листочками. Открываем числа в “Энциклопедии”. Проверяем работу. (Взаимопроверка.. Исправляем ошибки.

VII. Итог урока.

Вот мы дочитали “Энциклопедию” до конца. Что помогло нам это сделать?

– Числа. Трехзначные числа.

Из каких разрядов состоят трехзначные числа?

Молодцы! Поднимите руки, кто выполнил самостоятельную работу без ошибок?

На следующих уроках мы продолжим знакомиться с трехзначными числами.