Задачи:
- Формирование у детей представлений о том, как жили люди в каменном веке.
- Формирование представлений о том, что труд мужчин отличается от труда женщин.
- Формирование представлений о пользе воды.
- Закрепление знаний о временных понятиях.
- Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза и представлений.
- Закрепление связи звука и буквы.
- Закрепление длительного и плавного речевого выдоха.
- Активизация, уточнение и обогащение номинативного словаря по теме.
- Подбор определений к слову.
- Развитие грамматического строя речи: отработка правильного употребления
- имён существительных в форме Родительного и Винительного падежа единственного и множественного числа;
- имён прилагательных в форме Творительного падежа.
- глаголов прошедшего времени в форме единственного и множественного числа;
- предлогов из, для, с.
- Работа над словообразованием: подбор родственных слова к слову охота.
- Составление простых распространённых предложений.
- Составление сложно-подчинённых предложений.
- Развитие общей моторики.
- Развитие графо-моторных навыков.
- Классификация предметов.
- Развитие творческого воображения.
- Оптимизация процесса, повышение интереса детей к деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск с фрагментом фильма ВВС "Путешествие с пещерным человеком", глобус, "солнце", часы, макет компьютера, макет машины времени, фломастеры, маршруты, карта с символами, демонстрационные картинки, разноуровневые карточки.
Ход занятия
Направления работы | Содержание: деятельность логопеда. | Деятельность детей. | |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! - Мы с вами говорили о разных версиях происхождения Земли, о том, как жили древние люди. Хочу вам сегодня показать фильм об этом. |
- Здравствуйте. | |
2. Просмотр фрагмента фильма по теме. | "Путешествие с пещерным человеком" - А хотите сами, как исследователи, отправиться в прошлое на "Машине времени"? |
Дети смотрят фильм. - Хотим. |
|
3. Повторение пройденного материала: закрепление временных представлений с опорой на ведущий анализатор. | - Чтобы получить пропуск в эту машину,
нужно правильно угадать отрезок времени. На слух: - Отрезок времени длительностью 30-31 день; - отрезок времени длительностью 7 дней. Зрительно: - отрезок времени длительностью 3 месяца (картинки). Двигательно: - отрезок времени, равный 1 кругу минутной (большой) стрелки; - отрезок времени, равный обороту Земли, вокруг Солнца; - отрезок времени, равный 1 обороту Земли вокруг своей оси. |
Это - месяц. Это - неделя. Это - время года. Это - 1 час. Это - год. - Это - сутки. |
|
4. Сюрпризный момент. | - Мы в машину все садимся, быстро в прошлое помчимся! | ||
5. Развитие графо-моторных навыков. | - Компьютер выдал нам карту нашего маршрута, но волшебный временной луч разделил её на части. Все возьмите себе по кусочку карты и проведите фломастером свой маршрут. | Дети выбирают себе карточки и проводят фломастерами линии по пунктирам на своих мини-картах. | |
6. Развитие пространственной ориентировки при работе на плоскости с символической картой. | - Чей маршрут ведёт в левый верхний угол? - Что изображено на карточке? - Пещера внутри? - Это - вход в пещеру. - Расположи свою карточку, пожалуйста, на большой карте в нужном месте. Проверь, подходит ли символ. |
-Мой. - Пещера. - Нет. Ребёнок прикрепляет свою карточку. |
|
6. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | - В пещерах обычно слышится эхо. Давайте поиграем в игру "Эхо". Повторяйте за мной сочетания слогов: ма-мама, пу-пупу, то-тото; мими-ми, папа-па, туту-ту: |
Дети повторяют сочетания слогов. |
|
7. Активизация, уточнение и
обогащение номинативного словаря по теме. Развитие грамма-тического строя речи: отработка правильного упот-ребления имён существительных в форме Роди-тельного и Вини-тельного падежа единственного и множественного числа; предлоги из, для. Составление простых распрост-ранённых предложений. |
- Предлагаю осмотреться, но не заходить
пока вглубь пещеры. Что нас окружает? У кого из вас маршрут ведёт в горы? - Чего много в горах? Камень - отличный природный материал. Первые люди научились его использовать. Скажите, что люди делали из камня. (скребок, игла, нож, резец, жезл, рубило, остроконечник, чоппер, чоппинг) |
- Согласны. - Горы. - У меня. - Камней. В горах много камней. - Из камня человек делал топор (рубило) / люди делали топоры (рубила). - Из камня человек делал лопату-копалку / люди делали лопаты-копалки. - Из камня человек делал зернотёрку / люди делали зернотёрки. : - Ударяя, камнем о камень высекали огонь. - Из камня человек делал остроконечник для копья и стрелы / люди делали остроконечники для копий. |
|
8. Работа над словообразованием: родственные слова. | - Для чего людям нужны были копья и
стрелы? - Где люди обычно охотились? - У кого карточка с изображением леса? Ставь на карту, отправляемся в лес. - Для чего мы идём в лес? - Как называется человек, который охотится? - Куда собрались охотники? - Слова: охотиться, охотник, охота - слова-родственники. - Скажите, а какой нож нужен охотнику? |
- Чтобы охотиться. - Люди обычно охотились в лесу. - У меня. - Чтобы охотиться. - Охотник. - Охотники собрались на охоту. - Охотничий. |
|
9. Подбор определений к слову. Имена прилага-тельные в форме Творительного падежа. | - Подумайте и скажите, каким должен быть настоящий охотник? | - Смелым, наблюдательным, терпеливым, сильным, выдержанным, ловким: | |
10. Развитие фонема-тического анализа. Работа над грамматически правильным оформлением высказываний. |
- Мы с вами тоже будем охотиться.
Возьмите приспособления для охоты, рассмотрите,
с их помощью мы поохотимся. Узнав ударный гласный
звук в слове, определив его место, вы поймёте,
кого вы "поймали" или в кого "попали". А вот и
картинки-подсказки (с изображением зверей). - Что у тебя? - Кто попался в твою яму? - Как ты узнал, что это слон? |
- В яму попался слон. - Я копьём попал в тигра. - Я попал из лука в волка. - Я с ножом пойду ловить лису. - В мою яму попался кенгуру. - Я попал из лука в зайца. - Я копьём попал в кабана. - У меня яма. - В мою яму попался слон. В этом слове чётко слышится гласный звук "О". |
|
11. Физ.минутка. Развитие творческого воображения. |
- После удачной охоты люди возвращаются
в пещеру с танцами и играми. Поиграем: я буду
называть действия, а вы их изображайте. Люди
охотятся, мастерят орудия труда, добывают огонь,
готовят еду, собирают плоды, рисуют на скалах,
ухаживают за детьми, ловят рыбу: Фигуры "застыли во времени". Изобразите каждый свою застывшую фигуру. |
Дети изображают заданные
действия.
Дети изображают каждый своё действие. |
|
12. Закрепление представлений о пользе воды. | - Путь в пещеру идёт по берегу реки. У
кого - водоём? Прикрепи его к карте. - Для чего людям нужна была вода? |
- У меня. - Люди пили воду. - Готовили в воде. - Люди ловили обитателей водоёмов и употребляли их в пищу. - Люди мылись. |
|
13. Развитие фонематических процессов. Закрепление связи звука и буквы. Развитие графо-моторных навыков. Классификация предметов. |
- Что на нашей карте в правом верхнем
углу? - Прикрепи картинку к карте. Древние люди сами ещё ничего не выращивали. Они собирали то, что давала им природа. Мы тоже соберём плоды, расшифруйте, какие. - К каким двум группам можно отнести эти плоды? |
- Поле или какое-то ровное место с
кустарниками. (Карточки с недописанны-ми буквами; контурным изображением букв; зашумлённым написанием; только с гласными в слове, только с согласными.) Слива, груша, банан, лук, капуста, морковь. - Фрукты: : - Овощи: : |
|
14. Формирование представлений о том, что мужчины и женщины занимаются разным трудом. Составление сложно-подчинённых предложений. |
- Какая карточка осталась? (пещера внутри), прикрепляй. Давайте теперь туда войдём. Назовите, чем занимаются женщины, а чем - мужчины, почему? |
Ж: - За детьми ухаживают. - Сшивают шкуры. - Готовят пищу. - Собирают плоды. |
М: - Добывают огонь. - Охотятся. - Ловят рыбу. - Мастерят орудия труда. |
15. Организационный момент. | - А теперь пора возвращаться. Садимся в машину времени. | ||
- Мы в машине повернулись, в настоящее вернулись. | |||
- Скажите, где мы с вами побывали? - Что вы узнали? - Все активно работали! Молодцы! |
- В прошлом. - Узнали, как жил древний человек. |