Конспект занятия "Как человек Землю обживал"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Формирование у детей представлений о том, как жили люди в каменном веке.
  • Формирование представлений о том, что труд мужчин отличается от труда женщин.
  • Формирование представлений о пользе воды.
  • Закрепление знаний о временных понятиях.
  • Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
  • Развитие слухового внимания.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза и представлений.
  • Закрепление связи звука и буквы.
  • Закрепление длительного и плавного речевого выдоха.
  • Активизация, уточнение и обогащение номинативного словаря по теме.
  • Подбор определений к слову.
  • Развитие грамматического строя речи: отработка правильного употребления
  • имён существительных в форме Родительного и Винительного падежа единственного и множественного числа;
  • имён прилагательных в форме Творительного падежа.
  • глаголов прошедшего времени в форме единственного и множественного числа;
  • предлогов из, для, с.
  • Работа над словообразованием: подбор родственных слова к слову охота.
  • Составление простых распространённых предложений.
  • Составление сложно-подчинённых предложений.
  • Развитие общей моторики.
  • Развитие графо-моторных навыков.
  • Классификация предметов.
  • Развитие творческого воображения.
  • Оптимизация процесса, повышение интереса детей к деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, диск с фрагментом фильма ВВС "Путешествие с пещерным человеком", глобус, "солнце", часы, макет компьютера, макет машины времени, фломастеры, маршруты, карта с символами, демонстрационные картинки, разноуровневые карточки.

Ход занятия

Направления работы Содержание: деятельность логопеда. Деятельность детей.
1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята!

- Мы с вами говорили о разных версиях происхождения Земли, о том, как жили древние люди.

Хочу вам сегодня показать фильм об этом.

- Здравствуйте.
2. Просмотр фрагмента фильма по теме. "Путешествие с пещерным человеком"

- А хотите сами, как исследователи, отправиться в прошлое на "Машине времени"?

Дети смотрят фильм.

- Хотим.

3. Повторение пройденного материала: закрепление временных представлений с опорой на ведущий анализатор. - Чтобы получить пропуск в эту машину, нужно правильно угадать отрезок времени.

На слух: - Отрезок времени длительностью 30-31 день; - отрезок времени длительностью 7 дней.

Зрительно: - отрезок времени длительностью 3 месяца (картинки).

Двигательно: - отрезок времени, равный 1 кругу минутной (большой) стрелки; - отрезок времени, равный обороту Земли, вокруг Солнца; - отрезок времени, равный 1 обороту Земли вокруг своей оси.

Это - месяц.

Это - неделя.

Это - время года.

Это - 1 час.

Это - год.

- Это - сутки.

4. Сюрпризный момент. - Мы в машину все садимся, быстро в прошлое помчимся!
5. Развитие графо-моторных навыков. - Компьютер выдал нам карту нашего маршрута, но волшебный временной луч разделил её на части. Все возьмите себе по кусочку карты и проведите фломастером свой маршрут. Дети выбирают себе карточки и проводят фломастерами линии по пунктирам на своих мини-картах.
6. Развитие пространственной ориентировки при работе на плоскости с символической картой. - Чей маршрут ведёт в левый верхний угол?

- Что изображено на карточке?

- Пещера внутри?

- Это - вход в пещеру.

- Расположи свою карточку, пожалуйста, на большой карте в нужном месте. Проверь, подходит ли символ.

-Мой.

- Пещера.

- Нет.

Ребёнок прикрепляет свою карточку.

6. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. - В пещерах обычно слышится эхо. Давайте поиграем в игру "Эхо". Повторяйте за мной сочетания слогов: ма-мама, пу-пупу, то-тото; мими-ми, папа-па, туту-ту:  

 

Дети повторяют сочетания слогов.

7. Активизация, уточнение и обогащение номинативного словаря по теме.

Развитие грамма-тического строя речи: отработка правильного упот-ребления имён существительных в форме Роди-тельного и Вини-тельного падежа единственного и множественного числа; предлоги из, для.

Составление простых распрост-ранённых предложений.

- Предлагаю осмотреться, но не заходить пока вглубь пещеры.

Что нас окружает? У кого из вас маршрут ведёт в горы?

- Чего много в горах?

Камень - отличный природный материал. Первые люди научились его использовать. Скажите, что люди делали из камня.

(скребок, игла, нож, резец, жезл, рубило, остроконечник, чоппер, чоппинг)

- Согласны.

- Горы.

- У меня.

- Камней. В горах много камней.

- Из камня человек делал топор (рубило) / люди делали топоры (рубила).

- Из камня человек делал лопату-копалку / люди делали лопаты-копалки.

- Из камня человек делал зернотёрку / люди делали зернотёрки. :

- Ударяя, камнем о камень высекали огонь.

- Из камня человек делал остроконечник для копья и стрелы / люди делали остроконечники для копий.

8. Работа над словообразованием: родственные слова. - Для чего людям нужны были копья и стрелы?

- Где люди обычно охотились?

- У кого карточка с изображением леса? Ставь на карту, отправляемся в лес.

- Для чего мы идём в лес?

- Как называется человек, который охотится?

- Куда собрались охотники?

- Слова: охотиться, охотник, охота - слова-родственники.

- Скажите, а какой нож нужен охотнику?

- Чтобы охотиться.

- Люди обычно охотились в лесу.

- У меня.

- Чтобы охотиться.

- Охотник.

- Охотники собрались на охоту.

- Охотничий.

9. Подбор определений к слову. Имена прилага-тельные в форме Творительного падежа. - Подумайте и скажите, каким должен быть настоящий охотник? - Смелым, наблюдательным, терпеливым, сильным, выдержанным, ловким:
10.

Развитие фонема-тического анализа.

Работа над грамматически правильным оформлением высказываний.

- Мы с вами тоже будем охотиться. Возьмите приспособления для охоты, рассмотрите, с их помощью мы поохотимся. Узнав ударный гласный звук в слове, определив его место, вы поймёте, кого вы "поймали" или в кого "попали". А вот и картинки-подсказки (с изображением зверей).

- Что у тебя?

- Кто попался в твою яму?

- Как ты узнал, что это слон?

- В яму попался слон.

- Я копьём попал в тигра.

- Я попал из лука в волка.

- Я с ножом пойду ловить лису.

- В мою яму попался кенгуру.

- Я попал из лука в зайца.

- Я копьём попал в кабана.

- У меня яма.

- В мою яму попался слон. В этом слове чётко слышится гласный звук "О".

11. Физ.минутка.

Развитие творческого воображения.

- После удачной охоты люди возвращаются в пещеру с танцами и играми. Поиграем: я буду называть действия, а вы их изображайте. Люди охотятся, мастерят орудия труда, добывают огонь, готовят еду, собирают плоды, рисуют на скалах, ухаживают за детьми, ловят рыбу:

Фигуры "застыли во времени". Изобразите каждый свою застывшую фигуру.

Дети изображают заданные действия.

 

Дети изображают каждый своё действие.

12. Закрепление представлений о пользе воды. - Путь в пещеру идёт по берегу реки. У кого - водоём?

Прикрепи его к карте.

- Для чего людям нужна была вода?

- У меня.

- Люди пили воду.

- Готовили в воде.

- Люди ловили обитателей водоёмов и употребляли их в пищу.

- Люди мылись.

13.

Развитие фонематических процессов.

Закрепление связи звука и буквы.

Развитие графо-моторных навыков.

Классификация предметов.

- Что на нашей карте в правом верхнем углу?

- Прикрепи картинку к карте.

Древние люди сами ещё ничего не выращивали. Они собирали то, что давала им природа. Мы тоже соберём плоды, расшифруйте, какие.

- К каким двум группам можно отнести эти плоды?

- Поле или какое-то ровное место с кустарниками.

(Карточки с недописанны-ми буквами; контурным изображением букв; зашумлённым написанием; только с гласными в слове, только с согласными.)

Слива, груша, банан, лук, капуста, морковь.

- Фрукты: : - Овощи: :

14.

Формирование представлений о том, что мужчины и женщины занимаются разным трудом.

Составление сложно-подчинённых предложений.

- Какая карточка осталась?

(пещера внутри), прикрепляй. Давайте теперь туда войдём. Назовите, чем занимаются женщины, а чем - мужчины, почему?

Ж:

- За детьми ухаживают.

- Сшивают шкуры.

- Готовят пищу.

- Собирают плоды.

М:

- Добывают огонь.

- Охотятся.

- Ловят рыбу.

- Мастерят орудия труда.

15. Организационный момент. - А теперь пора возвращаться. Садимся в машину времени.  
- Мы в машине повернулись, в настоящее вернулись.
- Скажите, где мы с вами побывали?

- Что вы узнали?

- Все активно работали!

Молодцы!

- В прошлом.

- Узнали, как жил древний человек.