Культурологический подход и межпредметная интеграция в преподавании истории в системе общего среднего образования: история сквозь призму МХК

Разделы: История и обществознание


1. Культуроголический подход в системе личностьно - ориентированного образования.

Общество предъявляет к системе образования высокий уровень требований. Школьные учителя ведут поиск путей, форм и механизмов создания эффективной системы, отвечающей потребностям современного российского общества. Одно из направлений поиска - усиление личностного смысла образования, его деятельностной направленности.

Перед учителями истории общество как важнейшую задачу обучения в школе ставит проблему осуществления гражданско – патриотического, нравственного воспитания, формирования у школьников ценностных ориентаций и убеждений.

Это возможно, на мой взгляд, только на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России.

Для решения этих задач ученику нужно дать знания, которые интегрируются из целого комплекса социально – гуманитарных наук, в том числе, истории, культурологи, МХК, и вооружить его ценностно – практическим опытом, погрузить в практику творческой деятельности.

В старших классах общеобразовательной школы изучение истории осуществляется в соответствии со вторым концентром. Перед школьным учителем истории встает вопрос, с какими целями и как преподавать историю в старших классах сегодня?

Каждый учитель истории в зависимости от идейного и профессионального выбора ищет свой собственный ответ на этот вопрос.

В практике моей работы изучение истории России строится на основе цивилизационного подхода. Он позволяет показать особенности российской цивилизации, уникальность исторического сообщества, основанную на вечных ценностях его культурного опыта, образа жизни, выработанного веками, а также значения сохранения собственных культурных традиций как важнейшего условия модернизации.

История, культурология и художественная культура тесно взаимосвязаны. Это и позволяет, на мой взгляд, применить культурологический подход к изучению истории.

В данном случае я рассматриваю историческую культурологию как методологическую основу преподавания истории

Практическая реализация культурологического подхода может быть осуществлена через межпредметную интеграцию курсов Истории России и «Мировой художественной культуры».

В предлагаемом мной интегрированном подходе интегратором (системообразующим компонентом) выступает история России, роль вспомогательной дисциплины, способствующей углублению, расширению, уточнению материала, играет мировая художественная культура, сама по себе являющаяся интегративным предметом.

Составляющими интеграции становятся методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала.

Основанием для интеграции является, во – первых, изучение на уроках истории межнаучных, обобщенных категорий, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности (например, понятия «ценности»). Во – вторых, появляется возможность расширить поле проявления содержания мировой художественной культуры, которое выходит далеко за рамки своего предмета. В – третьих, создается проблемная ситуация, требующая применения развивающей методики обучения истории. Учитель может отойти от монолога, организовывать диалоговые формы обучения

Все это позволит ученикам, с одной стороны,

  • усвоить сложные исторические и обществоведческие понятия
  • с другой - увидеть духовный мир другого человека и через него мир своего

Отечества во всей его глубине и сложности, личностно воспринять ценностные ориентиры жизнедеятельности.

2. Психологические особенности познавательного процесса как основа межпредметной интеграции

Психологический аспект интеграции состоит в том, чтобы обеспечить глубокое восприятие учебного материала и, следовательно, познание предметов и явлений, а с другой – способствовать развитию психических процессов.

Произведения изобразительного искусства насыщены информацией и могут стать предметом наблюдения, изучения, исследования на уроках истории. Это позволяет при целенаправленном подборе содержания материала по МХК и разумной организации познавательной деятельности учащихся решать сложные задачи их обучения, развития и воспитания.

На уроках, где ученик работает с произведениями искусства, необходимо создать особые условия для свободного, личностного и непосредственного восприятия. Моя практика показывает, что эти задачи решаются при выборе групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигровых методов обучения.

Эти условия позволяют решать задачи освоения и присвоения учащимися знаний, формирования на их основе собственного духовного мира.

Содержательная сторона обучения тесно связана с формами работы.

Только единство содержания, целей, задач, методов, форм и средств организации познавательной деятельности обеспечит формирование у старшеклассников ценностных ориентиров, направленных на гражданско – патриотическое, нравственное воспитание. Эту устойчивую завершенность педагогического процесса представляет следующая схемой, показывающей единство всех его компонентов.

Таким образом, основная идея, предлагаемая в данной работе, состоит в разработке основных направлений, форм и методов межпредметной интеграции курсов История России и Мировой художественной культуры.

В своей практической деятельности я решала два вопроса:

  • как построить урок истории на основе историко-культурологический подхода (какое содержание учебного материала по истории и МХК отобрать, как структурировать учебный материал).
  • какие способы и формы организации учебной деятельности на уроках истории на основе интеграции избрать.

3. Опыт реализации интегративного (культурологического) подхода на уроках истории России в 10-х классах

Мой опыт заключается в разработке и проведении интегрированных уроков, на которых учащимися предстоит применить полученные знания.

Предлагаю разработку урока, основного на использовании возможности работы с социокультурным аспектом знаний при изучении темы «Борьба Руси за независимость в ХIII – начале ХIVв.» Основная образовательная цель темы – формирование у учащихся представлений об особенностях древнерусского феодализма и его тенденциях по сравнению с западноевропейским феодализмом. В ходе изучения темы рассматривается вопрос о цивилизационной альтернативе, возникшей в развитии Руси в ХIIIв. и связанной с нашествием монголо – татар, и крестоносцев.

Урок по истории России, который был разработан как интегрированный, посвящается теме «Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Первые схватки с крестоносцами и литовцами» и является вторым по счету.

Цель урока: помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о событиях шведско – немецкой агрессии Х111в., показать роль идеологического противостояния православия, являвшегося и мировоззрением, и моралью, и образом жизни русских людей, и католичества, а также значение цивилизационного выбора князя Александра Невского.

Задачи урока:

  • обучающие – расширить и углубить знания учащихся об основах российской цивилизации: значении ценностных ориентиров, роли Православия, развитии России между различными цивилизационными потоками, показать присутствие в истории отечественной культуры преемственных проблем;
  • развивающие - способствовать развитию художественного мышления учащихся, учить понимать язык искусства; развивать умения работать в режиме диалога;
  • воспитательные – развивать эмоционально – оценочную сферу личности учащихся, воспитывать патриотические чувства через формирование устойчивого интереса к отечественной истории.

Тип урока – изучение нового материала.

Формы учебной деятельности – организация самостоятельной работы в группах.

Оборудование урока: фрагмент видиофильма «Образы русской истории» серии «Третьяковская галерея» (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/museum/publication/videofilms/), посвященный картине П. Корина «Александр Невский», репродукции картины, а также фрагмента росписи «Александр Невский» Благовещенского собора Московского Кремля, репродукции Софийского собора в Новгороде, иконы «Спас Нерукотворный», текст поэмы А. Блока «Скифы».

Этапы урока:

  1. Организация групп по интересам учащихся.
  2. Постановка проблемы урока: выбор князя Александра Невского.
  3. Просмотр фрагмента видиофильма «Образы русской истории» из серии «Третьяковская галерея», рассказывающего о картине П. Корина «Александр Невский».
  4. Выполнение учащимися заданий в группах: обмен мнениями, выработка общих позиций, формулирование ответа, отчет о работе группы.
  5. Обсуждение ответов групп, их краткий анализ.
  6. Подведение итогов урока: выводы по теме.

Приводим задания, которые были предложены учащимся, разделенным на 5 групп.

Вместе с заданием учащиеся получили дополнительную информацию, которая могла помочь при ответе.

Группа № 1- историки советского периода истории России

Задание

Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?

Дополнительная информация, которая может помочь при подготовке ответа:

1. Прошло 12 невероятно долгих и тревожных дней с начала Великой Отечественной войны, прежде чем к советскому народу обратился по радио сам И. Сталин. Он выступил рано утром 3 июля 1941г.

Это было поразительное выступление. Причем наиболее сильное впечатление произвели вступительные слова:

«Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!»

2. Вечером 6 ноября 1941г., то есть через неделю после провала первого немецкого наступления на Москву и за 10 дней до начала второго наступления, Москва праздновала 24-у годовщину Октябрьской революции. Немцы стояли в 60-ти км от Москвы.

На следующее утро на Красной площади состоялся парад войск, которые прибыли с фронта или направлялись туда. В этой драматической обстановке И. Сталин произнес речь, в которой прозвучало упоминание о наших великих предках:

«… Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы

Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

Группа № 2- искусствоведы

Задание

Внимательно рассмотрите картину и постройте рассказ, ответив на два вопроса:

  1. Какое впечатление на вас произвела картина?
  2. Каким вы увидели князя в изображении художника?
  3. Какие выразительные средства использовал Павел Корин для создания образа Александра Невского? Учтите, что художник никогда до этого не писал исторических картин.

Группа № 3- историки искусства

Задание

Используйте дополнительные материалы и свои знания по курсу мировой художественной культуры для ответа на вопрос:

  1. Какие символические образы древнерусского искусства помогли П. Корину создать героический образ Александра Невского?
  2. С какой целью художник использовал их?

Группа № 4- историки русского средневековья

Задание

Используйте исторические сведения о событиях российской истории ХIIIв. и ответьте на вопросы:

    • Почему П. Корин, создавая героический образ Александра Невского, обращается к Ледовому побоищу? Разве у князя не было других побед?
    • Почему князь Александр Невский канонизирован?

Группа № 5- литературоведы

Задание

Прочтите еще раз отрывки из поэмы «Скифы» А. Блока и ответьте на вопросы:

    • Почему автор фильма об историческом портрете Александра Невского, созданном П. Кориным, обращается к строкам А. Блока?
    • Случайно ли художник придает лицу князя не славянские черты?

Подбор заданий предполагал применение учащимися знаний по теме «Древнерусское искусство» курса школьного Мировая художественная культура. Надо отметить, что возможность интегрирования материала появляется только при соответствующем планировании учебного материала, предполагающего синхронное изучение курса Истории России и тем по древнерусскому искусству из курса Мировая художественная культура.

Работа учащихся над выполнением заданий преследовала достижение вышеназванных целей и задач. На мой взгляд, урок обеспечивал, во – первых, применение теоретических знаний учащихся по проблемам «культура», «цивилизация», «ценности» на конкретном историческом материале по история Древней Руси, затем их проецирование на иной культурно – исторический материал - история СССР, во – вторых, проблемная постановка заданий активизировала познавательную деятельность учащихся.

Обсуждение заданий в группах, а затем в классе вызвала живой интерес старшеклассников и к отечественной истории, и друг к другу.

Наблюдения за учащимися в ходе работы на уроках и ее результаты показывают, что опора на социокультурный аспект жизни общества, с одной стороны, и жизненный опыт учащихся, с другой стороны, позволяют сделать исторические знания личностно значимыми.

О результативности интеграции можно судить по высокой степени заинтересованности учащихся в самостоятельной творческой работе, в решении исследовательской задачи.

4. Анализ практического опыта.

Анализ практического опыта позволяет сделать следующие выводы:

  1. Исторический процесс можно показать как культурный процесса, так как история и культурология, являясь гуманитарными науками, пересекаются. Их объединяет и содержание, и методы. Но культурология, в отличие от истории, обладает способностью донести до учащихся принципы понимания общества с его переплетением норм, ценностей и представлений.
  2. Применение культурологического подхода в преподавании истории предполагает интеграцию предметов история России и МХК. При этом роль интегратора играет История России, роль вспомогательных предметов МХК и обществознание. Интеграции подлежат не только содержание, но и методы, приемы и формы организации познавательной деятельности учащихся.
  3. МХК открывает мир через художественные образы, которые, как формы мышления содержат широкую информацию о природе, обществе, общественных отношениях, истории. И, значит, они могут стать предметом исследования на уроках истории, и при этом передавать опыт нравственных оценок, ценностных смыслов, формировать личность.
  4. Формой интеграции является интегративный урок, который позволяет, восстанавливая целостную картину мира, свести вместе историю народа и его культуру, сделать исторические явления понятными, живыми, вызывающими у учащихся определенные чувства и отношения.
  5. Существуют законы построения интегративного урока.
  6. Наиболее благоприятные условия для работы ученика с произведениями искусства возникают при свободном личностном и непосредственном их восприятии. Такие условия возможно создать при использовании групповых форм организации учебной деятельности учащихся и социоигрового стиля обучения.
  7. Практическая работа по преподаванию истории России на основе социокультурного компонента показывает, что учащиеся с большим интересом воспринимают и содержание, и форму предложенных нами уроков.

Очевидно, они испытывают нужду в знаниях, идеях, теориях, учебных предметах, которые могли бы объяснить исторические и социокультурные процессы, помогли осмыслить общественно – духовную ситуацию в обществе, разобраться в себе.

Таким образом, творческое освоение и истории, и МХК способствует решению важных задач, стоящих перед современной школой.

Приложение 1

Презентация