Цель урока: Научить изготавливать новогоднюю полумаску.
Задачи:
- Совершенствовать приемы разметки бумаги по шаблону, резания, прорезания отверстий, крепление деталей с помощью ниток и клея.
- Развивать общую моторику рук.
- Способствовать воспитанию художественно- эстетического вкуса, желания сделать эмоционально радостной предпраздничную новогоднюю подготовку.
Оборудование: полумаски (образцы); шаблоны масок; план работы; технологическая карта; тесьма и украшающие элементы для маски; ножницы, карандаш, клей; инструкции правил безопасной работы с ножницами.
План урока:
- Самоопределение в деятельности.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи
- Анализ изделия.
- Планирование предстоящих трудовых действий, условия выполнения работы.
- Организация рабочего места.
- Самостоятельная практическая деятельность учащихся.
- Рефлексия деятельности.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Самоопределение в деятельности. | – Здравствуйте, ребята. Я вас рада видеть снова! Прозвенел звонок веселый, Он позвал ребят всех в класс. Все готовы? Все готовы! По расписанию урок труда у нас. – Скажите, что необходимо для успешной работы на уроке ручного труда? – Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? – Сейчас повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи на уроке. И я вам желаю успехов при выполнении работы. |
Внимательно слушать, аккуратно работать. Рабочее, серьезное, доброе. Выполняют действие. Говорят слова. |
2. Актуализация знаний. | – С какими материалами работали на прошлых уроках? – Сейчас поиграем в игру: по «цепочке», каждый из вас называет предложение по теме работа с бумагой и картоном (ее свойства, виды, назначение, из чего изготавливают бумагу, изделия, инструменты при работе с бумагой). Кто не зазывает предложение – выбывает, выигрывает тот, кто последним назовет предложение по теме. Посмотрите, сколько вы знаете много о бумаге. |
Бумагой и картоном работали на прошлых уроках. Играют в игру, называя предложения. |
3. Постановка учебной задачи. | Прочитаю загадку для вас. О каком времени года говорится в ней? Лишь стукнет в окошко она нам снежком, Мы санки берем и – на горку бегом. – Ребята, какого праздника мы все с нетерпением ждем зимой? – Новый год самый яркий, радостный и долгожданный праздник. У нас в школе пройдет новогодний карнавал – маскарад. Вы готовитесь к нему? Как? – На карнавале, что надевают на лицо? – Для чего? – Как называется маска, которая закрывает лишь верхнюю часть лица и выглядит наподобие очков? – Как вы думаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке и из чего? – Тема нашего урока: изготовление новогодней полумаски. – Посмотрите на разнообразие новогодних полумасок. Показ образцов полумасок. (Приложение 1) – Полумаски можно изготовить не только из бумаги, но и бархата, плотной ткани, бумаги, картона и кожи. Ее можно украсить бисером, блестками, перьями и другими аксессуарами. Карнавальную полумаску нужно сделать аккуратно, красиво, ведь в этой маске вы пойдете на новогодний праздник. – Какое изделие мы будем выполнять на уроке? – Для чего мы будем делать? – Как нужно выполнить маску? |
Говорят отгадку – зима. Ответ учащегося – Нового года. Ответы детей. Маски Под маской сложно узнать, что за человек. Они скрывают наше лицо. Полумаска. Сегодня на уроке изготовим карнавальную полумаску из бумаги. Ответы детей на поставленные вопросы.. |
4. Анализ изделия. | Посмотрите на полумаску. – Из какого вида бумаги она изготовлена? – Что приклеено на концах уголков маски? Для чего? – Чем украшена полумаска? |
Полумаска выполнена из бархатной бумаги. Приклеена тесьма, для того, чтобы завязать вокруг головы. Полумаска украшена звездочками, кругами, волнистыми линиями из фольги и цветной бумаги. |
5. Планирование предстоящих трудовых действий по изготовлению изделия, приемы работы, условия выполнения. | На партах у вас лежат технологические карты. (Приложение 2). Рассмотрите ее. Определим план действий. – С чего начнем нашу работу? (показ первого этапа работы) – Затем, что будем делать? – Потом к чему приступим? – И, наконец, последний этап работы, какой? 1 вариант (для детей 3 группы). Убирается один из этапов работы в изготовлении полумаски. Задание: какого этапа работы не хватает? Назови его. 2 вариант (для учащихся 1 и 2 группы). Этапы работы переставляют друг с другом Задание: расставить в правильной последовательности этапы работы по изготовлению полумаски. План работы (на доске) Обвести шаблон. Вырезать заготовку. Приклеить тесьму. Украсить полумаску. При вырезании отверстий для глаз возникают трудности. Посмотрите внимательно, как прорезаются отверстия для глаз. Показ учителем приема с комментированием. – Слегка загибаем конец маски, надрезаем, пропускаем лезвия внутрь и по контуру вырезаем отверстия. Повторяет показ приема один из учеников (1 группы), выходя к доске. Как правильно и крепко приклеить тесьму, посмотрите. Показ учителем приема приклеивания. |
Обведем шаблон с неокрашенной стороны бумаги. Вырежем заготовку. Приклеим тесьму. Украсим полумаску. Ответы детей. Ответы детей. Отрабатывают и запоминают план работы над изделием. Дети внимательно наблюдают за действием учителя. Показ выполняет один из учеников. Один из учеников комментирует прием приклеивания. |
Физкультминутка. | Упражнение – игра «Зима». Расскажем и покажем стихотворение «Зима» Условия работы. Чтобы работу выполнить на отлично, нужно соблюдать ряд условий. Первое условие. – Деталь полумаски вырезана точно по контуру, без надрезов. Второе. – Прочно и правильно приклеена тесьма. Третье условие. – Аккуратно приклеено украшение. Следов клея нет. Повторите названные условия. Подсказка на доске. Напротив каждого условия висит геометрический значок. По завершению работы каждый из вас получит значок, если это условие будет выполнено без замечаний. |
Несколько учеников повторяют условия работы над изготовлением полумаски. |
6. Организация рабочего места. | – Какие инструменты и приспособления вам необходимы для изготовления полумаски попробуйте отгадать? (Загадки). – Вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем. Правила безопасной работы с ножницами и клеем (у каждого учащегося на партах инструкции). Приложение 3. «Игровое задание». Правильно ли я организовала свое рабочее место. (На столе учителя раскрытые ножницы,, беспорядок, лишние предметы). Ученик определяет правильно ли приготовлено рабочее место. |
Ножницы, карандаш, клей ПВА, шаблоны. Ответы детей по правилам безопасной работы с клеем и ножницами. Инструменты хранить в подставке, их располагают впереди на столе. Рядом ставят клей, коробочку для отходов. На угол с правой стороны необходимые материалы для работы. Перед собой кладут клеенку. Лишнего на столе не должно быть. Поддерживать порядок на рабочем месте. Ответы детей по правилам безопасной работы с клеем и ножницами. |
7. Самостоятельная практическая деятельность учащихся. | – Мы с вами составили план работы по изготовлению полумаски. На столах у вас технологические карты. Приступаем к работе, соблюдая технику безопасной работы с ножницами и клеем, соблюдая правила рабочего человека и не забывайте об условиях выполнения работы. Учитель контролирует работу, постоянно следит за тем, чтобы учащиеся соблюдали т.б. во время работы. Во время практической работы учитель задает вопросы. – Расскажи, какой этап работы сейчас выполняешь. – Что потом надо сделать? |
Выполнение учащимися практической работы. Слабым учащимся индивидуальная помощь. Ответы учащихся. |
8. Рефлексия деятельности. |
– Попрошу надеть ваши полумаски, помогите друг другу завязать. Какие разные, интересные маски получились у нас. Давайте оценим работы друг друга по выше рассмотренным условиям. Выдаются значки учащимся. – Итак, что мы сегодня выполняли? – Для чего выполняли полумаску? – Что было трудным в выполнении работы? – На этом заканчиваем нашу встречу. Спасибо за плодотворную и интересную работу. К встрече праздника Нового года вы подготовились. И все это, ребята, благодаря умелым рукам, старанию и большому желанию. Под новогоднюю мелодию учащиеся убирают свои рабочие места. |
Дети оценивают качество работы друг друга по условиям. Получают значки за правильность выполнения поставленных условий в работе. Ответы учащихся. |