Азотная кислота и ее соли

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • расширить и привести в систему знания о свойствах азотной кислоты, термическом разложении нитратов;
    • продолжить совершенствование умений составления химических  уравнений,  электронных  балансов в окислительно-восстановительных реакциях и написания  полных и кратких ионных уравнений.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся;
    • развитие умений сравнивать и делать логические выводы, читать схемы.
  • Воспитательные:
    • формирование культуры работы с реактивами;
    • развитие экологического мышления.
  • Здоровьесберегающие:
    • развитие представлений о здоровом образе жизни в блоках: «Химия в быту – безопасное поведение».

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация (Microsoft Power Point)
  • Лист: Структура конспекта урока + задания для домашней работы (Приложение 1)

Методы и приемы:

  • Словесные (рассказ учителя, эвристическая беседа).
  • Наглядные (просмотр слайдов презентации; видеодемонстрации приемов работы с лабораторным оборудованием и опасными веществами).
  • Элементы дифференцированной самостоятельной работы при закреплении знаний.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию нового материала

Цель: показать место данного урока в системе других по теме: «Неметаллы, соединения азота».

Слайд №1

На этом уроке мы завершаем изучение соединений азота, все они представлены в виде уже знакомой нам схемы.

Выделение щелчком необходимого фрагмента на схеме.

В центре нашего внимания – основные  соединия азота N+5, прежде всего азотная кислота и её соли.

Задание: Предскажите свойства.

Ответы: Общие с другими кислотами и солями (кроме взаимодействия кислоты с металлами);  окислители – в  окислительно-восстановительных реакциях.

II. Изучение нового материала

Ццель: конкретизировать общие знания о свойствах азотной кислоты и её солей в набор возможных реакций с простыми и сложными веществами, обсудить реакции разложения.

Беседа, просмотр видео (около 10 мин.), элементы самостоятельной работы с самопроверкой (15 мин.)

Слайд №2

Запись темы урока. Обсуждение физических  свойств

При обычных условиях HNO3 – бесцветная жидкость, в парах состоит из молекул. При долгом стоянии на свету желтеет, т.к. частично разлагается (NO2)
Соли разных цветов (чаще цвет обусловлен катионом).
Селитры – нитраты щелочных и щелочноземельных металлов (используются как удобрения).
Ляпис (AgNO3) – в медицине.

Слайд №3

Ознакомление с планом урока. Раздача листов с заданиями для работы на уроке и дома (Приложение 1)

Слайд №4

план  I.
Беседа
С/р: запись продуктов реакции получения кислоты, расстановка коэффициентов

план  II. 1.                                                                    Слайд №5:                                                                             Слайд 6:
– беседа

– 1-й ученик у доски (проектор выключен): задание а)

– С/р с самопроверкой 5 мин :   б),  в) +  краткое ионное уравнение – для профильного  уровня

Слайд №7

план II. 2.
– беседа, записи в тетрадях, просмотр видео (1 – 00:22; 2 – 01:52; 3 – 02:08)

– 2-й ученик у доски (проектор выключен):   задание 2 а)  из Приложения 1

Слайд №8

– С/р с самопроверкой 5 мин: 2 б), + в) и г) – баланс устно для профильного уровня

Слайд №9

Закрепление материала: обсуждение фото  реакций.

Слайд №10

план II. 2.
Беседа, просмотр схем реакций в листах с заданиями, просмотр видео 4 –  01:37; 5 – 00:56

Запись:

Конц. HNO3 восстанавливается до NO2, разбавленная – до NO

просмотр видео  6 – 00:14

Запись:

+ органические вещества: с белками ––> вещества ярко-желтого цвета (работать в перчатках)

Слайд №11:

план  III. Беседа, просмотр схем реакций в листах с заданиями, просмотр видео 7 –  02:58

Запись домашнего задания

III. Выводы по уроку

– Разб. HNO3 проявляет общие свойства всех кислот, кроме взаимодействия с металлами (специфические свойства).
– HNO3 – сильный окислитель, поэтому она по-особому взаимодействует с простыми и другими веществами.
– Важно знать особенности реакций разложения нитратов.
– Большинство реакций проходят бурно с выделением ядовитых газов, тепла и света.

Запись: работать с соединениями N+5 необходимо под тягой, с соблюдением мер противопожарной безопасности, часто в перчатках.

Анализ особенностей урока:

Фото 1

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе (в частности, компьютерных презентаций) дает ряд преимуществ перед проведением уроков, опирающихся только на традиционные методы обучения:
– позволяет задавать удобный темп урока, при необходимости легко возвращаться к информации, плохо усвоенной; многократно возвращаться к плану урока, удерживая его структуру;
– используя систему анимации и гиперссылок, возможно проявление ключевых слайдов в презентации постепенно, по мере объяснения материала;
– включение элементов самостоятельной работы при изучении нового материала с быстрой проверкой правильного ответа, использование дифференцированного подхода к выполнению заданий;

Рисунок 1

– можно легко и быстро воспроизводить ключевые схемы блоков тем, способствуя формированию системы знаний у учащихся;

Рисунок 2

– аудио- и видео- вложения значительно усиливают подачу материала; можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать происходящее;
Кроме того, на данном уроке «Азотная кислота и её соли» становиться возможным, обсудить видеодемонстрации таких химических процессов, которые нельзя осуществить в школьном химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих веществ, их токсичности, но изучение этих процессов входит в школьную программу.

Фото 2

– урок становится увлекательным и динамичным, что способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Использованные электронные пособия:

1. Химия элементов (демонстрационное поурочное планирование). Издательство «Учитель», 2007 г.
2. Ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru/ и др.
3. Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывами и без. Ахлебинин А.К. и др., 2006 г.