Дидактические обоснования: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования в детском саду под редакцией Т.С. Комаровой, практический курс математики для дошкольников "Раз - ступенька, два - ступенька :" под редакцией Л.Т. Петерсона.
Группа: II младшая группа.
Дидактическая цель: закрепление пройденного материала.
Задачи:
- формировать способность адекватно реагировать на состояние и настроение окружающих;
- продолжать учить детей узнавать по внешнему виду птиц (сорока, ворона, дятел, синица, воробей);
- закрепить счет в пределах "5", умение сравнивать группы предметов "4 и 5", "5 и 4";
- развивать умения сравнивать предметы по ширине, высоте, величине;
- воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, внимание, мышление.
Методы:
- наглядный - дидактические пособия;
- словесный - беседа;
- практический - дидактические игры.
Форма проведения: фронтальная.
Средства:
- кукла "Старичок-лесовичок";
- бутафория - кустарник, деревья, цветы;
- "река" и "ручей" из ткани;
- карточки с загадками о животных (ёж, белка, заяц, медведь, лиса);
- 5 конвертов с наборами разрезных картинок, изображающих разных птиц;
- две одинаковые корзины: пустая и с набором игрушек (ёж, белка, заяц, медведь, лиса);
- кубики для строительства "моста";
- грибы "муляжи": 5 больших и 4 маленьких;
- аудиозапись песни "Вместе весело шагать по просторам";
- декорации леса.
Предварительная работа:
- рассматривание картины "Птицы нашего леса", альбомов "Птицы", "Цветы";
- наблюдение за птицами на прогулке;
- загадывание загадок о животных;
- дидактические игры: "Найди такой же цветок", "Что выше?", "Скажи наоборот";
- игры со строительным материалом.
Ход НОД
Дети стоят рядом с воспитателем
- Ребята! Я знаю, что вы любите путешествовать. На чём можно отправиться в путешествие?
(Ответы детей).
- А я вам предлагаю отправиться в путешествие в лес пешком. Дорога в лес длинная, долгая, полна разных неожиданностей и препятствий. Чтобы вы взяли с собой?
(Еду, одежду, посуду :).
- Во что это мы все положим?
(В чемодан, сумку, в рюкзак, в пакет :)
- Путешествовать веселее с улыбкой, под музыку.
(Звучит аудиозапись песни "Вместе весело шагать по просторам" слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского)
- Я даю руку Саше и дарю ему самую добрую, ласковую улыбку, а он берет за руку Лену и также дарит ей ласковую и добрую улыбку :
(Дети парами, взявшись за руки, идут по "тропинке" в лес).
- Дети, что у нас впереди?
(Ручей, речка)
- Сравните их по ширине. Что шире?
(Речка)
- Что уже, речка или ручей?
(Ручей)
- Как вы думаете, через речку или ручей легче переправиться на другой берег к лесу? (Через ручей).
- Почему?
(Через ручей можно перепрыгнуть, а через речку нет. Ручей узкий, а речка широкая).
- А как вы думаете, как нам можно переправиться на другой берег к лесу?
(Можно построить мост).
- Правильно дети! Можно построить мост. А как вы думаете, легко ли построить мост одному человеку?
(Ответы детей).
- Я тоже думаю, что трудно. Когда за работу берутся несколько человек, она становится не такой трудной. Давайте построим мост и перейдем по нему через речку.
(Дети выкладывают кубики вдоль "реки" и проходят "по мосту").
- Как мы долго шли, устали. Давайте сядем на лесной полянке и отдохнем.
- Дети, послушайте, как здесь тихо! Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
- Правильно дети, здесь что-то случилось. Почему то не слышно пения птиц, не видно животных. Кажется, в кустах кто-то плачет? Подойдем поближе и посмотрим, кто там? (Под кустом сидит "Старичок-лесовичок").
- Кто же здесь плачет?
(Ответы детей).
- Да дети, это "Старичок-лесовичок". Давайте спросим его, на что он жалуется?
- Баба-Яга превратила всех лесных жителей в грибы? Помочь им теперь могут только дружные ребята.
- Как вы думаете, мы сможем помочь лесным жителям? (Да).
- Почему?
(Ответы детей).
- Правильно дети! Потому что вы дружные и смелые.
"Лесовичок", что нам нужно сделать, чтобы грибы превратились в лесных жителей?
- Отгадать загадки? Но загадки трудные.
- Дети, как вы думаете, справимся ли мы?
- Тогда слушайте внимательно.
(Воспитатель берет карточки, спрятанные за "Лесовичком" и читает загадки).
"Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу".
(Белка)"Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки не одной".
(Ёжик)"Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый - краса!
А зовут её :.
(Лиса)"Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку".
(Заяц)"Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под южный вой
Спит в избушке снеговой".
(Медведь)
- Молодцы дети! Все загадки отгадали, все старались!
- Дети, а лесные жители остаются так и не расколдованными.
- "Лесовичок", а что ещё нужно сделать, чтобы расколдовать лесных жителей?
- Ребята! У нас еще одно задание от "Лесовичка".
- "Лесовичок" говорит, что надо собрать птиц из отдельных частей картинки, чтобы получилось изображение птиц и правильно назвать их. Эти картинки находятся в конвертах.
(Воспитатель раздает конверты детям и они выполняют задание).
- Молодцы! И с этим заданием вы справились! Идем дальше.
- Посмотрите на полянку, и скажите: "Что вы здесь видите?"
(Ответы детей)
- Да дети! В лесу летают бабочки и пчелы, прыгают кузнечики, растут цветы.
- А какие цветы растут в лесу?
(Ответы детей).
- В лесу растут разные цветы. Я сейчас соберу большой букет цветов :
(Ответы детей: можно или нельзя собирать большие букеты цветов).
- Да, дети! Нельзя. А почему?
(Лес превратиться в пустыню; без цветов погибнут птицы, насекомые; цветы очищают воздух).
- А где можно рвать цветы? (На даче).
- На нашей полянке растут и грибы.
- Около какой ёлки растут большие грибы?
- Около какой ёлки растут маленькие грибы?
- Сколько больших грибов?
(Посчитать и выбрать нужную цифру "5").
- А сколько маленьких грибов?
(Посчитать и выбрать нужную цифру "4").
-Каких грибов больше: больших или маленьких?
- Дети! Вспомните, а какие у нас грибы?
(Грибы заколдованные).
- Грибы у нас не простые, а заколдованные. Их заколдовала Баба-Яга. Давайте бережно соберем их в корзину.
(Дети выполняют задание).
- Как мы с вами хорошо потрудились. Все грибы собрали! А теперь можно отдохнуть и спеть песню про наш детский сад.
(Дети поют песню, а воспитатель прячет корзину с грибами за кустик).
- Ребята! Смотрите! Грибы расколдовались! В кого они превратились?
(В белочку, лисичку, ёжика, зайчонка, медвежонка).
- Да дети! Это лесные жители, которым вы помогли.
(Воспитатель достает игрушки и сажает их под елочку).
- Дети! Давайте попрощаемся с "Лесовичком" и лесными жителями.
- До свидания "Лесовичок"! До свидания лесные жители! Нам пора возвращаться в родной детский сад!
(Звучит аудиозапись песни "Вместе весело шагать по просторам").