В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным отношениям наметилась тенденция к интеграции научной и учебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов всех уровней. Сегодня особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Поэтому общество предъявляет новые возросшие требования к знаниям учащихся, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.
Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. Опираясь на опыт работы, мы пришли к выводу о том, что именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить учащихся рациональным и эффективным приемам ее выполнения.
Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у них целого спектра умений и навыков. В основе такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован.
В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Старооскольский индустриальный техникум" (ГОУ СПО СИТ) разработана программа "Одаренные дети", целью которой является выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности; создание условий для развития творческой одаренности учащихся.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы:
- формирование творческой разносторонне развитой личности;
- целостное развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся и мотивация к самосовершенствованию в образовании;
- раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов творческой деятельности;
- приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
- ознакомление учащихся с современными достижениями науки;
- стимулирование учащихся к познанию мира, себя и себя в этом мире;
- научить учащихся приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работ;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
- научить программной аргументации и культуре рассуждения.
При обучении и воспитании одаренных детей техникум решает следующие проблемы:
- формирование из числа поступающих учащихся творческих групп, объединений по интересам, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;
- подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров (ИПР);
- укрепление и расширение сотрудничества ГОУ СПО СИТ с высшими учебными заведениями и различными культурными центрами города;
- расширение системы дополнительного образования;
- введение факультативных и специальных курсов;
- индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.
Основные этапы организации исследовательской деятельности
1. Подготовительный этап.
- отбор желающих обучающихся по внесенному вкладу: участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов при выполнении летних заданий или во время учебного процесса;
- выбор темы - по желанию руководителя или учащегося, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
- работа с литературой, информационными, лабораторными источниками, анкетирование учащихся, родителей, общественности;
- выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
- определения цели исследования;
- определения путей решения и составление плана проведения работ;
- распределение заданий;
- составление графика выполнения работ.
2. Исследовательский этап.
На этом этапе закладываются опыт, эксперимент, проводятся фенологические наблюдения или мониторинг, разрабатывается техническая документация. Фенологические наблюдения могут проводиться с разными целями:
- с целью составления графика изменений, наблюдения проводится группой учащихся или индивидуально;
- с целью изучения влияния экологических факторов на явления природы. В данном случае пользуются интегральным методом. Наблюдения проводятся через каждые семь дней;
- с целью сравнения изменений фенологических явлений у различных видов растений в одном месте.
3. Завершающий этап.
Этот этап характеризуется разнообразной деятельностью учащихся: проводится анализ выполненных работ, делаются обобщения, составляются сводные таблицы, информационные листки, экологические карты, списки литературы, банки данных.
По итогам проведения исследования обучающиеся оформляют письменную работу.
Классификация письменных работ учащихся:
1. "Творческие работы" - сочинения, описание на заданную тему, критические заметки и т.п. Подобные работы не подпадают под понятие учебно-исследовательских работ, если в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала и в связи с ненаучностью изложения.
2. Реферативные работы - литературный обзор по любой теме. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так для учащихся возможность работы в хороших научных библиотеках ограничена, то обычно при написании реферата используется несколько статей и т.п., имеющихся в наличии у самого или его руководителя.Хороший реферат - тоже научная работа.
3. Отчеты об экспедициях и поездках- содержат интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но собранный излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.
4. Исследовательские работы - включают обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирования задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведения наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. К той же группе можно отнести некоторые курсовые и дипломные работы студентов.
В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются такие умения как: самостоятельное генерирование идей; поиск недостающей информации в информационном поле; выдвижение гипотез и поиск нескольких путей решения проблемы; установление причинно-следственных связей; менеджерские умения и навыки; отстаивание своей позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.
Но, организовывая научно-исследовательскую работу в учебном заведении, необходимо помнить, что любая образовательная технология имеет свои "плюсы" и "минусы". Наряду с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская деятельность имеет свои негативные стороны. По-нашему мнению,это: 1) неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; 2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы принимает участие несколько человек); 3) риск неудачного окончания работы; 4) невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Организация исследовательской деятельности обучающихся в ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум" осуществляется через организацию работы НОО "Эрудит", руководитель Умеренкова Т.И., клуб "Малое КБ", руководитель Миронникова Е.Н.
В техникуме разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность объединений обучающихся:
О научно-исследовательской работе обучающихся;
- О научном объединении обучающихся "Эрудит";
- О научно-практической конференции обучающихся и педагогов "Наука - практике".
- Комплекс мероприятий по работе с одаренными детьми состоит из трех этапов:
- Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.
- Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.
- Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.
С каждым годом в нашем техникуме к исследовательской деятельности привлекается все больше учащихся. В 2003 году научное объединение обучающихся (НОО) "Эрудит" состояло из 13 учащихся, к 2011 его состав вырос до 30 человек. С помощью психолога создан банк данных одаренных детей, который ежегодно корректируется. При выборе тематики исследования инженерно-педагогические работники ориентируются на конкретных учащихся, учитывая их интересы, будущую профессию и специальные способности.Работа осуществляется по трем направлениям: техническое, естественнонаучное, гуманитарное.
Исследовательская деятельность составляет в техникуме особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом. Она является инструментом повышения качества образования.
Преподаватели и мастера, являющиеся руководителями исследований учащихся, объединились в творческую микрогруппу, которая работает над реализацией методической темы "Исследовательская деятельность обучающихся как необходимое условие подготовки конкурентоспособного выпускника".
Прогрессивно-результативный характер исследовательского сознания инженерно-педагогического коллектива содействует общему интеллектуальному обогащению обучающихся, формированию их личностной и профессиональной компетентности на учебных практических и лабораторных занятиях, в ходе учебной и производственной практики, на факультативах, в научном обществе учащихся (НОО "Эрудит").
Главной целью создания НОО "Эрудит" является воспитание и развитие обучающихся, создание условий для их самоопределения и самореализации. Для достижения поставленной цели определены конкретные задачи.
Исследовательские работы, выполняемые под руководством ИПР, носят практический характер, связаны с будущей профессией, раскрывают проблемы современного общества. При проведении исследований осуществляется сотрудничество с образовательными, культурными и промышленными учреждениями города: Санэпидемстанцией, Гидрохимлабораторией, лабораторией мониторинга окружающей среды, Историческим музеем, Драматическим театром.
К исследовательской деятельности привлекаются обучающиеся разных курсов.
Традиционно в конце каждого учебного года в техникуме проводится научно-практическая конференция "Наука - практике", где члены НОО выступают с защитой своих работ. Предварительно разрабатывается программа конференции и составляется план мероприятий по подготовке и проведению. В ходе научно-практической конференции подводятся итоги работы НОО "Эрудит".
Полное описание исследовательских работ публикуется во внутренних сборниках по итогам конференции.
Лучшие исследовательские работы принимают участие в конкурсах, конференциях, выставках технического творчества различного уровня:
- 2007г.- Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории профобразования России", г.Подольск был представлен экспонат "Токарный станок с ножным приводом"(руководитель Миронникова Е.Н., учащийся Маснев А),диплом "За оригинальность конструкции";
- 2004-2011 г.г. - Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио". За последние шесть лет в фестивале приняли участие 34 исследовательских работы. Участники фестиваля имеют сертификаты и дипломы.
- 2008 г. - Областная и Всероссийская выставки детского технического творчества "Дети, техника, творчество", номинация "Радиоэлектроника и вычислительная техника", диплом 1-ое место
- 2009 г. - Форум юношеских талантов, Соревнование молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в Центральном федеральном округе РФ, Московская открытая конференция школьников "НТТМ- Москва-2009", работа "Определение кислотности среды косметических средств, ее влияние на кожу человека" (руководитель Стадниченко В.В., учащаяся Копейкина Е.), отмечена дипломом.
- 2009 г. - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодежи "Юность. Наука. Культура", диплом
- 2011 г.- V-ой открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) "Образование, наука, профессия", секция "Экология", работа по теме "Экологические аспекты дефицита йода в питании человека" (руководитель Умеренкова Т.И., учащаяся Сорокина А.) отмечена дипломом 3-ей степени.
Одним из направлений повышения качества профессионального образования является техническое творчество учащихся. В целях развития технического мышления в техникуме в 2002 году создан кружок технического творчества "Малое Конструкторское Бюро".
Создание кружка было вызвано необходимостью реализации творческого подхода к выполнению практических дипломных работ и повышению профессионализма выпускника в целом.
Цель создания: повышения уровня профессиональной подготовки через развитие творческих, рационализаторских, исследовательских способностей личности, формирование личностной профессиональной направленности, стимулирование познавательной деятельности, повышение профессионального уровня выпускника, развитие коммуникативных качеств личности. В состав кружка входят учащиеся разных курсов, что способствует выполнению работ разных уровней сложности и преемственности поколений.
В основе работы "Малого КБ" лежит структура формирования творческих групп по "горизонтали" (из учащихся одного курса) и по "вертикали" (из учащихся разных курсов). Процесс обучения учащихся в "Малом КБ" осуществляется через различные формы и методы обучения:
- лекционные занятия;
- консультации;
- собеседования;
- практические занятия;
- заседания "Малого КБ" с заслушиванием творческих отчетов учащихся;
- конкурсы на лучшее рацпредложение;
- встречи с новаторами труда;
- решение творческих задач;
- поисково-исследовательская деятельность.
Для выполнения целей и задач программ "Малого КБ" применяются развивающие технологии: проблемно-поисковый метод, система малых творческих групп, саморазвивающее обучение. За основу берется методика коллективных творческих дел. Учащиеся члены "Малого КБ" совместно проводят анализ выбранной конструкции приспособлений и устройств, отбор лучших рацпредложений и творческих идей.
Ежегодно работу начинаем с выявления творчески одарённых учащихся путём опроса мастеров и преподавателей, анкетирования психологом, анализа рацпредложений на уроках производственного обучения. Из отобранных учащихся формируются творческие микрогруппы (состав 2-3 человека) схожих по интересам, которые работают в различных направлениях.
В работе кружка используем различные формы и методы: решение проблемных ситуаций, коллективный поиск, защита творческих проектов, изучение передовых технологий и методов труда, разработка проектной документации. В процессе занятий в кружке технического творчества влияние насущных жизненных потребностей в техникуме и на производстве осознаются учащимися как общественно значимые потребности. Они порождают такие оригинальные идеи, осуществление которых на более или менее длительный срок отодвигает целый ряд трудностей, которые имеются в каждом учебном заведении. Преддипломная производственная практика - благоприятная пора для массового технического творчества учащихся. Учитывая это, деятельность "Малого КБ" нашего учебного заведения основана на выполнении творческих дипломных работ. Учащимся выдаются творческие задания, которые решают технологические и технические проблемы производственного обучения, заключающиеся в оснащении пособиями и средствами обучения мастерских техникума. Свой творческий потенциал учащиеся реализуют при изготовлении устройств, приспособлений, действующих моделей станков по заранее разработанной проектной документации Данные работы имеют практическую направленность и используются для оснащения материально-технической базы техникума.
Итоги работы "Малого КБ" подводим на заседаниях кружка, открытых мероприятиях, научно-исследовательских конференциях, выставках технического творчества разного уровня. Работы представляются в виде готовых изделий, презентаций с использованием интерактивных графических программ. В настоящий время наш кружок технического творчества работает над новым проектом. Эта тема представляет собой интерес, так как изготовление изделия является совместным российско-германским проектом, над которым работали учащиеся 3-4 курсов в составе творческих микробригад. По итогам работы в мае 2011г. проведена международная конференция с участием учащихся школы Фреденберг (Германия) и ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум", где были представлены изготовленные изделия от обеих сторон и произошел обмен мнениями.
За весь период работы кружка технического творчества имеются определённые достижения и успехи:
Участие на городских, областных и Всероссийских выставках технического творчества молодежи (2007 г., Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории профобразования России",г. Подольск - экспонат "Токарный станок с ножным приводом" удостоен диплома за оригинальность конструкции.
Использование образцов творческих работ в учебно-производственном процессе в качестве наглядных пособий, рабочего инструмента и приспособлений.
Члены кружка являются призерами конкурсов профессионального мастерства:
- Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства -2009г-1 место (учащийся Моногаров Максим)
- Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства-2010г-1 место( учащийся Моногаров Максим)
- Всероссийская олимпиада профессионального мастерства- 2010 год - 4 место (учащийся Моногаров Максим)
Совместный международный проект по металлообработке (Германия, школа Фреденберг, ГОУ СПО СИТ)
Техническое творчество является эффективным средством повышения качества профессиональной подготовки учащихся, так как активизирует формирование у учащихся профессиональных знаний, умений, навыков. Не случайно учащиеся, активно занимающиеся техническим творчеством, чаще, чем другие оканчивают учебное заведение с повышенными квалификационными разрядами.
Научно-исследовательская деятельность учащихся приносит положительные результаты: формируется опыт научного мышления, расширяется кругозор, приобретаются коммуникативные умения и навыки, что важно для развивающейся личности. Исследовательская деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.
От исследовательской и творческой деятельности учащиеся получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, манере говорить и умению общаться. При этом приобретается навык содержательного общения, значимого для учащихся, их педагогов и родителей, который можно использовать как действенное средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности. А лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к изучаемым предметам, увеличение числа желающих заниматься исследовательской деятельностью, повышение мотивации обучения.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое профессиональное образование в высших учебных заведениях. Задача, преподавателя, организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности, раскрыть свои способности и приобрести ту базу умений и навыков, которые станут профессиональных качеств будущего специалиста.