Организация работы с одаренными учащимися в ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум" (из опыта работы)

Разделы: Администрирование школы


В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным отношениям наметилась тенденция к интеграции научной и учебной деятельности в профессиональной подготовке специалистов всех уровней. Сегодня особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Поэтому общество предъявляет новые возросшие требования к знаниям учащихся, их творческому развитию, умению находить наиболее рациональные конструктивные, технологические, организационные и экономические решения, хорошо ориентироваться в отборе научной информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.

Одной из острых проблем учреждений среднего и начального профессионального образования является низкое качество общеобразовательной подготовки учащихся первого курса, отсутствие у большинства из них сформированности общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. Опираясь на опыт работы, мы пришли к выводу о том, что именно самостоятельная поисковая работа - существенный фактор формирования целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить учащихся рациональным и эффективным приемам ее выполнения.

Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к построению модели профессиональной подготовки студентов, который обеспечивает формирование у них целого спектра умений и навыков. В основе такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей и задач по определенным проблемам, что дает возможность формировать профессиональные качества будущего специалиста с учетом перспектив развития отрасли, на которую он ориентирован.

В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Старооскольский индустриальный техникум" (ГОУ СПО СИТ) разработана программа "Одаренные дети", целью которой является выявление, обучение, воспитание и поддержка одаренных детей, повышение социального статуса творческой личности; создание условий для развития творческой одаренности учащихся.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации программы:

  • формирование творческой разносторонне развитой личности;
  • целостное развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения учащихся и мотивация к самосовершенствованию в образовании;
  • раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов творческой деятельности;
  • приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • ознакомление учащихся с современными достижениями науки;
  • стимулирование учащихся к познанию мира, себя и себя в этом мире;
  • научить учащихся приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работ;
  • научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
  • научить программной аргументации и культуре рассуждения.

При обучении и воспитании одаренных детей техникум решает следующие проблемы:

  • формирование из числа поступающих учащихся творческих групп, объединений по интересам, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей;
  • подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров (ИПР);
  • укрепление и расширение сотрудничества ГОУ СПО СИТ с высшими учебными заведениями и различными культурными центрами города;
  • расширение системы дополнительного образования;
  • введение факультативных и специальных курсов;
  • индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания.

Основные этапы организации исследовательской деятельности

1. Подготовительный этап.

  • отбор желающих обучающихся по внесенному вкладу: участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов при выполнении летних заданий или во время учебного процесса;
  • выбор темы - по желанию руководителя или учащегося, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
  • работа с литературой, информационными, лабораторными источниками, анкетирование учащихся, родителей, общественности;
  • выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить;
  • определения цели исследования;
  • определения путей решения и составление плана проведения работ;
  • распределение заданий;
  • составление графика выполнения работ.

2. Исследовательский этап.

На этом этапе закладываются опыт, эксперимент, проводятся фенологические наблюдения или мониторинг, разрабатывается техническая документация. Фенологические наблюдения могут проводиться с разными целями:

  • с целью составления графика изменений, наблюдения проводится группой учащихся или индивидуально;
  • с целью изучения влияния экологических факторов на явления природы. В данном случае пользуются интегральным методом. Наблюдения проводятся через каждые семь дней;
  • с целью сравнения изменений фенологических явлений у различных видов растений в одном месте.

3. Завершающий этап.

Этот этап характеризуется разнообразной деятельностью учащихся: проводится анализ выполненных работ, делаются обобщения, составляются сводные таблицы, информационные листки, экологические карты, списки литературы, банки данных.

По итогам проведения исследования обучающиеся оформляют письменную работу.

Классификация письменных работ учащихся:

1. "Творческие работы" - сочинения, описание на заданную тему, критические заметки и т.п. Подобные работы не подпадают под понятие учебно-исследовательских работ, если в них отсутствует исследовательский аспект в разработке и представлении материала и в связи с ненаучностью изложения.

2. Реферативные работы - литературный обзор по любой теме. При написании реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий, сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме. Так для учащихся возможность работы в хороших научных библиотеках ограничена, то обычно при написании реферата используется несколько статей и т.п., имеющихся в наличии у самого или его руководителя.Хороший реферат - тоже научная работа.

3. Отчеты об экспедициях и поездках- содержат интересный фактический материал, собранный в результате прохождения маршрута или проведения наблюдений. Но собранный излагается в виде перечисления увиденного или представляет собой текст, переписанный из дневников походов, без какого-либо обобщения, систематизации и обработки собранных данных.

4. Исследовательские работы - включают обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирования задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведения наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы. К той же группе можно отнести некоторые курсовые и дипломные работы студентов.

В процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются такие умения как: самостоятельное генерирование идей; поиск недостающей информации в информационном поле; выдвижение гипотез и поиск нескольких путей решения проблемы; установление причинно-следственных связей; менеджерские умения и навыки; отстаивание своей позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.

Но, организовывая научно-исследовательскую работу в учебном заведении, необходимо помнить, что любая образовательная технология имеет свои "плюсы" и "минусы". Наряду с большим количеством положительных моментов надо учесть, что исследовательская деятельность имеет свои негативные стороны. По-нашему мнению,это: 1) неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы; 2) сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (если в разработке темы принимает участие несколько человек); 3) риск неудачного окончания работы; 4) невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Организация исследовательской деятельности обучающихся в ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум" осуществляется через организацию работы НОО "Эрудит", руководитель Умеренкова Т.И., клуб "Малое КБ", руководитель Миронникова Е.Н.

В техникуме разработаны нормативные документы, регламентирующие деятельность объединений обучающихся:

О научно-исследовательской работе обучающихся;

  • О научном объединении обучающихся "Эрудит";
  • О научно-практической конференции обучающихся и педагогов "Наука - практике".
  • Комплекс мероприятий по работе с одаренными детьми состоит из трех этапов:
  • Выявление способных детей с помощью родителей, педагогов, групповых тестирований, социальных групповых листов.
  • Диагностика детей с помощью психологических тестов, учитывая их и интересы.
  • Работа педагогов с детьми по специализированным программам, направленным на развитие и углубление их способностей.

С каждым годом в нашем техникуме к исследовательской деятельности привлекается все больше учащихся. В 2003 году научное объединение обучающихся (НОО) "Эрудит" состояло из 13 учащихся, к 2011 его состав вырос до 30 человек. С помощью психолога создан банк данных одаренных детей, который ежегодно корректируется. При выборе тематики исследования инженерно-педагогические работники ориентируются на конкретных учащихся, учитывая их интересы, будущую профессию и специальные способности.Работа осуществляется по трем направлениям: техническое, естественнонаучное, гуманитарное.

Исследовательская деятельность составляет в техникуме особое направление внеклассной работы, тесно связанное с учебным процессом. Она является инструментом повышения качества образования.

Преподаватели и мастера, являющиеся руководителями исследований учащихся, объединились в творческую микрогруппу, которая работает над реализацией методической темы "Исследовательская деятельность обучающихся как необходимое условие подготовки конкурентоспособного выпускника".

Прогрессивно-результативный характер исследовательского сознания инженерно-педагогического коллектива содействует общему интеллектуальному обогащению обучающихся, формированию их личностной и профессиональной компетентности на учебных практических и лабораторных занятиях, в ходе учебной и производственной практики, на факультативах, в научном обществе учащихся (НОО "Эрудит").

Главной целью создания НОО "Эрудит" является воспитание и развитие обучающихся, создание условий для их самоопределения и самореализации. Для достижения поставленной цели определены конкретные задачи.

Исследовательские работы, выполняемые под руководством ИПР, носят практический характер, связаны с будущей профессией, раскрывают проблемы современного общества. При проведении исследований осуществляется сотрудничество с образовательными, культурными и промышленными учреждениями города: Санэпидемстанцией, Гидрохимлабораторией, лабораторией мониторинга окружающей среды, Историческим музеем, Драматическим театром.

К исследовательской деятельности привлекаются обучающиеся разных курсов.

Традиционно в конце каждого учебного года в техникуме проводится научно-практическая конференция "Наука - практике", где члены НОО выступают с защитой своих работ. Предварительно разрабатывается программа конференции и составляется план мероприятий по подготовке и проведению. В ходе научно-практической конференции подводятся итоги работы НОО "Эрудит".

Полное описание исследовательских работ публикуется во внутренних сборниках по итогам конференции.

Лучшие исследовательские работы принимают участие в конкурсах, конференциях, выставках технического творчества различного уровня:

  1. 2007г.- Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории профобразования России", г.Подольск был представлен экспонат "Токарный станок с ножным приводом"(руководитель Миронникова Е.Н., учащийся Маснев А),диплом "За оригинальность конструкции";
  2. 2004-2011 г.г. - Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио". За последние шесть лет в фестивале приняли участие 34 исследовательских работы. Участники фестиваля имеют сертификаты и дипломы.
  3. 2008 г. - Областная и Всероссийская выставки детского технического творчества "Дети, техника, творчество", номинация "Радиоэлектроника и вычислительная техника", диплом 1-ое место
  4. 2009 г. - Форум юношеских талантов, Соревнование молодых исследователей программы "Шаг в будущее" в Центральном федеральном округе РФ, Московская открытая конференция школьников "НТТМ- Москва-2009", работа "Определение кислотности среды косметических средств, ее влияние на кожу человека" (руководитель Стадниченко В.В., учащаяся Копейкина Е.), отмечена дипломом.
  5. 2009 г. - Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодежи "Юность. Наука. Культура", диплом
  6. 2011 г.- V-ой открытой международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) "Образование, наука, профессия", секция "Экология", работа по теме "Экологические аспекты дефицита йода в питании человека" (руководитель Умеренкова Т.И., учащаяся Сорокина А.) отмечена дипломом 3-ей степени.

Одним из направлений повышения качества профессионального образования является техническое творчество учащихся. В целях развития технического мышления в техникуме в 2002 году создан кружок технического творчества "Малое Конструкторское Бюро".

Создание кружка было вызвано необходимостью реализации творческого подхода к выполнению практических дипломных работ и повышению профессионализма выпускника в целом.

Цель создания: повышения уровня профессиональной подготовки через развитие творческих, рационализаторских, исследовательских способностей личности, формирование личностной профессиональной направленности, стимулирование познавательной деятельности, повышение профессионального уровня выпускника, развитие коммуникативных качеств личности. В состав кружка входят учащиеся разных курсов, что способствует выполнению работ разных уровней сложности и преемственности поколений.

В основе работы "Малого КБ" лежит структура формирования творческих групп по "горизонтали" (из учащихся одного курса) и по "вертикали" (из учащихся разных курсов). Процесс обучения учащихся в "Малом КБ" осуществляется через различные формы и методы обучения:

  • лекционные занятия;
  • консультации;
  • собеседования;
  • практические занятия;
  • заседания "Малого КБ" с заслушиванием творческих отчетов учащихся;
  • конкурсы на лучшее рацпредложение;
  • встречи с новаторами труда;
  • решение творческих задач;
  • поисково-исследовательская деятельность.

Для выполнения целей и задач программ "Малого КБ" применяются развивающие технологии: проблемно-поисковый метод, система малых творческих групп, саморазвивающее обучение. За основу берется методика коллективных творческих дел. Учащиеся члены "Малого КБ" совместно проводят анализ выбранной конструкции приспособлений и устройств, отбор лучших рацпредложений и творческих идей.

Ежегодно работу начинаем с выявления творчески одарённых учащихся путём опроса мастеров и преподавателей, анкетирования психологом, анализа рацпредложений на уроках производственного обучения. Из отобранных учащихся формируются творческие микрогруппы (состав 2-3 человека) схожих по интересам, которые работают в различных направлениях.

В работе кружка используем различные формы и методы: решение проблемных ситуаций, коллективный поиск, защита творческих проектов, изучение передовых технологий и методов труда, разработка проектной документации. В процессе занятий в кружке технического творчества влияние насущных жизненных потребностей в техникуме и на производстве осознаются учащимися как общественно значимые потребности. Они порождают такие оригинальные идеи, осуществление которых на более или менее длительный срок отодвигает целый ряд трудностей, которые имеются в каждом учебном заведении. Преддипломная производственная практика - благоприятная пора для массового технического творчества учащихся. Учитывая это, деятельность "Малого КБ" нашего учебного заведения основана на выполнении творческих дипломных работ. Учащимся выдаются творческие задания, которые решают технологические и технические проблемы производственного обучения, заключающиеся в оснащении пособиями и средствами обучения мастерских техникума. Свой творческий потенциал учащиеся реализуют при изготовлении устройств, приспособлений, действующих моделей станков по заранее разработанной проектной документации Данные работы имеют практическую направленность и используются для оснащения материально-технической базы техникума.

Итоги работы "Малого КБ" подводим на заседаниях кружка, открытых мероприятиях, научно-исследовательских конференциях, выставках технического творчества разного уровня. Работы представляются в виде готовых изделий, презентаций с использованием интерактивных графических программ. В настоящий время наш кружок технического творчества работает над новым проектом. Эта тема представляет собой интерес, так как изготовление изделия является совместным российско-германским проектом, над которым работали учащиеся 3-4 курсов в составе творческих микробригад. По итогам работы в мае 2011г. проведена международная конференция с участием учащихся школы Фреденберг (Германия) и ГОУ СПО "Старооскольский индустриальный техникум", где были представлены изготовленные изделия от обеих сторон и произошел обмен мнениями.

За весь период работы кружка технического творчества имеются определённые достижения и успехи:

Участие на городских, областных и Всероссийских выставках технического творчества молодежи (2007 г., Всероссийский конкурс "Лучший экспонат по истории профобразования России",г. Подольск - экспонат "Токарный станок с ножным приводом" удостоен диплома за оригинальность конструкции.

Использование образцов творческих работ в учебно-производственном процессе в качестве наглядных пособий, рабочего инструмента и приспособлений.

Члены кружка являются призерами конкурсов профессионального мастерства:

  • Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства -2009г-1 место (учащийся Моногаров Максим)
  • Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства-2010г-1 место( учащийся Моногаров Максим)
  • Всероссийская олимпиада профессионального мастерства- 2010 год - 4 место (учащийся Моногаров Максим)

Совместный международный проект по металлообработке (Германия, школа Фреденберг, ГОУ СПО СИТ)

Техническое творчество является эффективным средством повышения качества профессиональной подготовки учащихся, так как активизирует формирование у учащихся профессиональных знаний, умений, навыков. Не случайно учащиеся, активно занимающиеся техническим творчеством, чаще, чем другие оканчивают учебное заведение с повышенными квалификационными разрядами.

Научно-исследовательская деятельность учащихся приносит положительные результаты: формируется опыт научного мышления, расширяется кругозор, приобретаются коммуникативные умения и навыки, что важно для развивающейся личности. Исследовательская деятельность открывает большие возможности для приобретения личного и профессионального опыта, позволяет выработать у учащихся стремление и умение самостоятельно добывать и использовать знания, отстаивать свою точку зрения.

От исследовательской и творческой деятельности учащиеся получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, а все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, манере говорить и умению общаться. При этом приобретается навык содержательного общения, значимого для учащихся, их педагогов и родителей, который можно использовать как действенное средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности. А лучшей наградой служит возрастающий интерес учащихся к изучаемым предметам, увеличение числа желающих заниматься исследовательской деятельностью, повышение мотивации обучения.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое профессиональное образование в высших учебных заведениях. Задача, преподавателя, организатора исследовательской работы, - выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности, раскрыть свои способности и приобрести ту базу умений и навыков, которые станут профессиональных качеств будущего специалиста.