Цель: познакомить учащихся со звуком и буквой "С".
Задачи:
- Формировать умения выделять звук "С" и соотносить его с соответствующей буквой.
- Развивать и корригировать слуховое и зрительное восприятие, корригировать фонематическое восприятие.
- Воспитывать учебную мотивацию, правильное школьное поведение, усидчивость.
Оборудование: диск, картинки, проволока, разрезные пластиковые буквы, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Орг. момент.
Садятся те дети, которые называют первый звук своего имени.
Какой сейчас урок? Какой по счёту? Чему мы учимся на уроке чтения? (Игорь - И - гласный).
2. Артикуляционная гимнастика.
"Улыбка", "Трубочка", "Чашечка", "Часики", "Как сдувается шарик".
3. Повторение пройденного материала.
Назовите звуки и буквы, которые мы изучили (а, о, у, м).
Покажите их в азбуке.
- Распределите буквы, которые обозначают согласные звуки в синий домик, а гласные - в красный.
- Прочитайте слоги, которые мы изучили. (Игра "Лесенка". Поднимаемся вверх по лесенке, если преодолеем все ступеньки, то окажемся на первом месте).
1 место
- Молодцы, все хорошо прочитали. Давайте ещё раз назовём все пройденные буквы.
Физ. Минутка.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают.
Головой кивают, вместе отдыхают.
4. Изучение нового материала.
А. Знакомство со звуком "С".
Работа с загадкой.
Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт? (самолёт).
Придумайте предложение с этим словом.
- Сколько слов в предложении? Какое по счёту слово "Самолёт". Составим схему предложения.
В небе летит самолёт.
Сколько слогов в слове "Самолёт?".
Какой первый слог?
С какого звука он начинается? (С)
Произнесите его отдельно. (Артикуляция: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, кончик языка упирается в верхние резцы, передняя часть языка выгнута, боковые края прижаты к коренным зубам, образуется узкая щель, воздух проходит через щель).
- Как сдувается шарик? Можно ли. петь этот звук? Какой он? (Согласный, глухой).
Узнавание звука в изолированном произнесении звуков.(Хлопни в ладоши, если слышишь звук "С".)
М, с, т, о, н, т, с, е, к.
Хлопни, если на картинке, есть слово со звуком "С".
Сапоги, сахар, доска, ваза, сахарница.
Определи место звука в словах.
сыр косы нос
Прослушай, назови слова со звуком "С".
Села мышка в уголок, съела бублика кусок.
Назовите слова со звуком "с", которые запомнили.
Вывод. С каким звуком познакомились, какой он, каким цветом мы его обозначаем?
Физ. минутка для глаз.
Б. Знакомство с буквой "С".
Восприятие общей формы буквы.
Показ буквы. На что похожа буква? Сколько в ней элементов?
Изготовление буквы из проволоки.
Найдите букву в азбуке.
Найдите букву среди других букв.
Соберите букву из пластика.
Найдите букву в таблице букв, выделите её.
В. Сравнение звука и буквы.
Какой звук изучили? Какой он. В какой домик мы поместим букву "С"?
5. Закрепление пройденного материала. Работа по учебнику.С.29.
Какая буква напечатана в синем кружке.
Обведите пальчиком букву, прочитайте её.
Назовите слова, где встречается звук "с".
6. Д/3. Работа по карточкам, печатание и раскрашивание буквы.
7. Итог урока и оценивание работы учащихся.
- С каким звуком и буквой познакомились на уроке. Покажите её в азбуке.
8. Просмотр диска "Волшебная азбука".