Цель: изготовление подарка-сувенира "Солнышко" (использование материала для создания образа и настроения).
Задачи:
- формировать представление о передаче настроения и образа с помощью аппликации;
- познакомить с элементами народного праздника Масленица;
- совершенствовать прием разметки по шаблону;
- закреплять прием резания бумаги по криволинейному контуру, навык наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу;
- развивать творчество детей, мышление, мелкую моторику, аккуратность;
- воспитывать чувство доброты;
- прививать интерес к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.
Оборудование, материалы и инструменты.
У учителя: заготовки на лучах солнышка для кластера, 2 образца изделия, таблички "Правила безопасной работы ножницами", "Работа с шаблоном".
У учащихся: цветная бумага, шаблон круга, ножницы, клей, карандаш, салфетки, заготовки для оформления, фломастеры.
Оформление доски и класса: надпись "Масленица", картина с изображением праздника, чучело масленицы, 7 рисунков, символизирующих каждый день Масленицы, вращающее колесо с угощениями.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите, как необычно украшен наш класс. Какой же праздник отмечали на Руси, обычно в конце февраля?
(Ответы детей).
Этот праздник пришел из старины,
Из нашей древней глубины.
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.
Также праздничек для ребяточек,
Для честных людей со всех волостей.
На нем провожают зиму - злую, лютую,
Встречают веснушку - теплую, любую.
А что вы знаете про этот праздник?
(Ответы детей. Дети могут назвать: "проводы зимы", "веселый праздник", "делают чучело", "пекут блины" и др.). На доске оформляется кластер - на круг прикрепляются лучики с надписями. <Рисунок1.>.
Молодцы, много знаете о празднике, а хотите узнать еще больше?
Тогда отправляемся в путешествие "Вслед за солнышком". Сегодня на уроке мы повторим разметку формы по шаблону, закрепим приемы вырезания по криволинейному контуру, приемы наклеивания и изготовим подарок-сувенир. А какой, вы догадаетесь сами.
Масленица - переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и человека. Для этого важно быть всем вместе: молодым и старым, родным и друзьям. Поэтому на Масленице так почитают стариков и чествуют в каждом доме молодых, ходят друг к другу в гости, сообща веселятся, штурмом берут снежные городки, катаются на лошадях.
И для каждых таких затей отводился особый день.
Может быть, кто-нибудь знает, как называется каждый день Масленицы?
А давайте подумаем, если в понедельник Масленицу встречают, то как этот день называется? (Встреча)
Вторник - "Зайгрыш"
Среда - "Лакомка"
Четверг - самый веселый день Масленицы. Он так и называется - Разгуляй. В этот день катались на разукрашенных лошадях вокруг деревни по Солнышку, катались с гор на санях. Существовала примета: кто дальше проедет, у того на поле вырастет лен выше, длиннее. В этот день резвятся, участвуют в соревнованиях, состязаниях.
Пятница и суббота были днями посещения родных.
Угадайте, какое угощение было главным в Масленицу.
Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают? (блин)
Как догадались?
Почему обязательным лакомством в Масленицу были блины?
(Ответы детей)
Обобщение учителя.
Круглая форма, золотистый цвет, то, что блины горячие - все это делает их похожими с Солнцем. А Солнце было главным символом Масленицы. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Догадались, какой подарок-сувенир мы будем изготовлять?
Наши Солнышки помогут весне растопить снега, прогнать холод. А еще ваши Солнышки помогут вас помирить с тем, кому когда-то, может быть, невзначай вы сказали грубое слово, чем-то обидели. Ведь последний день Масленицы - прощеное воскресение. В этот день люди прощались с Масленицей и просили друг у друга прощение, если вольно или невольно обидели кого-то и старались не держать в своем сердце никакого зла.
А раз ваши Солнышки - это подарок, вы его подарите в воскресенье тому человеку, у кого попросите прощение.
Повторение правил и приемов работы.
Посмотрите, какими инструментами мы будем работать?
Вспомните правила безопасной работы ножницами.
(Дети называют правила, учитель на доску вывешивает картинки). <Рисунок2.>.
Правила работы с шаблоном.
Какие ошибки показаны на рисунках? < Рисунок3.>.
Шаблон обводим карандашом на изнаночной стороне, плотно прижимая другой рукой. Помним об экономии бумаги.
А как работать с клеем? (Аккуратно, под приклеиваемую деталь подкладываем листочек бумаги, клея наносим немного, приглаживаем деталь салфеткой)
Физминутка.
Масленица к нам пришла,
Она веселье принесла.
Эй, пляши скорей, народ,
Масленица в пляс идет!
Дети проговаривают слова и выполняют движения, на последние строки - выполняют танцевальные движения.
Анализ изделия.
Как вы думаете, правильно ли дарить совершенно одинаковые солнышки разным людям? Почему?
Мои Солнышки одинаковые или разные? <Рисунок4.>
Кому я могу подарить первое Солнышко? А кому второе? Почему?
Значит, прежде чем приступить к работе, вы должны подумать, кому будет подарено ваше Солнышко, у кого в воскресенье вы попросите прощение. От этого будет зависеть оформление вашего Солнца. Для оформления Солнышка вы можете использовать предложенные вам заготовки, а можете вырезать сами.
Закройте глазки, подумайте, кому вы подарите Солнышки и постарайтесь передать в своем сувенире особенности этого человека.
Подумали, приступайте к работе.
Практическая работа.
Кто заканчивает работу, уберите свое рабочее место, а Солнышки прикрепите на доску.
Подведение итогов.
Посмотрите, какая выставка у нас получилась. Какие разные Солнышки. Какие они праздничные, веселые. Конечно же, они помогут весне прогнать зиму и помирить вас с тем, кому вы его подарите.
Про какие Солнышки вам хотелось бы сказать особо?
Что вы узнали о Масленице? (Добавляются лучики у Солнца в кластере. Примеры: на Масленицу наряжаются; ходят друг к другу в гости; веселятся; катаются на лошадях; катаются с гор; каждый день имеет название).
Народная игра.
На Масленицу часто играли. На колесо, которое имело форму Солнца подвешивали различные угощения. Колесо раскручивали, а дети с закрытыми глазами выбирали веревочку с угощением. Сейчас мы с вами тоже поиграем.
Я принесла в честь праздника
Угощенье разное:
Прянички, конфеты, бублики
Для хорошей публики.
Лучше нету радости
Для детей, чем сладости.
Подходи, подбегай,
Угощенье разбирай. (На последние слова дети подбегают к колесу с угощением)
Учащиеся играют в игру.
Литература.
- Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы "Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)". Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 1-2 кл.: Учеб.-тетрадь №3. Осень велика. Зима долга. - М.: Дрофа, 1997, с.36-39.
- Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 1998, с. 166-168.
- Таран А.А. Веселая Масленица // Начальная школа. 2002. №2, с.120-122