Интегрированный урок "Праздник Масленицы. Работа с бумагой (использование материала для создания образа и настроения)"

Разделы: Начальная школа


Цель: изготовление подарка-сувенира "Солнышко" (использование материала для создания образа и настроения).

Задачи:

  • формировать представление о передаче настроения и образа с помощью аппликации;
  • познакомить с элементами народного праздника Масленица;
  • совершенствовать прием разметки по шаблону;
  • закреплять прием резания бумаги по криволинейному контуру, навык наклеивания деталей из бумаги на бумажную основу;
  • развивать творчество детей, мышление, мелкую моторику, аккуратность;
  • воспитывать чувство доброты;
  • прививать интерес к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

Оборудование, материалы и инструменты.

У учителя: заготовки на лучах солнышка для кластера, 2 образца изделия, таблички "Правила безопасной работы ножницами", "Работа с шаблоном".

У учащихся: цветная бумага, шаблон круга, ножницы, клей, карандаш, салфетки, заготовки для оформления, фломастеры.

Оформление доски и класса: надпись "Масленица", картина с изображением праздника, чучело масленицы, 7 рисунков, символизирующих каждый день Масленицы, вращающее колесо с угощениями.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите, как необычно украшен наш класс. Какой же праздник отмечали на Руси, обычно в конце февраля?

(Ответы детей).

Этот праздник пришел из старины,
Из нашей древней глубины.
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.
Также праздничек для ребяточек,
Для честных людей со всех волостей.
На нем провожают зиму - злую, лютую,
Встречают веснушку - теплую, любую.
А что вы знаете про этот праздник?

(Ответы детей. Дети могут назвать: "проводы зимы", "веселый праздник", "делают чучело", "пекут блины" и др.). На доске оформляется кластер - на круг прикрепляются лучики с надписями. <Рисунок1.>.

Молодцы, много знаете о празднике, а хотите узнать еще больше?

Тогда отправляемся в путешествие "Вслед за солнышком". Сегодня на уроке мы повторим разметку формы по шаблону, закрепим приемы вырезания по криволинейному контуру, приемы наклеивания и изготовим подарок-сувенир. А какой, вы догадаетесь сами.

Масленица - переломная пора. Проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и человека. Для этого важно быть всем вместе: молодым и старым, родным и друзьям. Поэтому на Масленице так почитают стариков и чествуют в каждом доме молодых, ходят друг к другу в гости, сообща веселятся, штурмом берут снежные городки, катаются на лошадях.

И для каждых таких затей отводился особый день.

Может быть, кто-нибудь знает, как называется каждый день Масленицы?

А давайте подумаем, если в понедельник Масленицу встречают, то как этот день называется? (Встреча)

Вторник - "Зайгрыш"

Среда - "Лакомка"

Четверг - самый веселый день Масленицы. Он так и называется - Разгуляй. В этот день катались на разукрашенных лошадях вокруг деревни по Солнышку, катались с гор на санях. Существовала примета: кто дальше проедет, у того на поле вырастет лен выше, длиннее. В этот день резвятся, участвуют в соревнованиях, состязаниях.

Пятница и суббота были днями посещения родных.

Угадайте, какое угощение было главным в Масленицу.

Что на сковороду наливают,
Да вчетверо сгибают? (блин)

Как догадались?

Почему обязательным лакомством в Масленицу были блины?

(Ответы детей)

Обобщение учителя.

Круглая форма, золотистый цвет, то, что блины горячие - все это делает их похожими с Солнцем. А Солнце было главным символом Масленицы. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Догадались, какой подарок-сувенир мы будем изготовлять?

Наши Солнышки помогут весне растопить снега, прогнать холод. А еще ваши Солнышки помогут вас помирить с тем, кому когда-то, может быть, невзначай вы сказали грубое слово, чем-то обидели. Ведь последний день Масленицы - прощеное воскресение. В этот день люди прощались с Масленицей и просили друг у друга прощение, если вольно или невольно обидели кого-то и старались не держать в своем сердце никакого зла.

А раз ваши Солнышки - это подарок, вы его подарите в воскресенье тому человеку, у кого попросите прощение.

Повторение правил и приемов работы.

Посмотрите, какими инструментами мы будем работать?

Вспомните правила безопасной работы ножницами.

(Дети называют правила, учитель на доску вывешивает картинки). <Рисунок2.>.

Правила работы с шаблоном.

Какие ошибки показаны на рисунках? < Рисунок3.>.

Шаблон обводим карандашом на изнаночной стороне, плотно прижимая другой рукой. Помним об экономии бумаги.

А как работать с клеем? (Аккуратно, под приклеиваемую деталь подкладываем листочек бумаги, клея наносим немного, приглаживаем деталь салфеткой)

Физминутка.

Масленица к нам пришла,
Она веселье принесла.
Эй, пляши скорей, народ,
Масленица в пляс идет!

Дети проговаривают слова и выполняют движения, на последние строки - выполняют танцевальные движения.

Анализ изделия.

Как вы думаете, правильно ли дарить совершенно одинаковые солнышки разным людям? Почему?

Мои Солнышки одинаковые или разные? <Рисунок4.>

Кому я могу подарить первое Солнышко? А кому второе? Почему?

Значит, прежде чем приступить к работе, вы должны подумать, кому будет подарено ваше Солнышко, у кого в воскресенье вы попросите прощение. От этого будет зависеть оформление вашего Солнца. Для оформления Солнышка вы можете использовать предложенные вам заготовки, а можете вырезать сами.

Закройте глазки, подумайте, кому вы подарите Солнышки и постарайтесь передать в своем сувенире особенности этого человека.

Подумали, приступайте к работе.

Практическая работа.

Кто заканчивает работу, уберите свое рабочее место, а Солнышки прикрепите на доску.

Подведение итогов.

Посмотрите, какая выставка у нас получилась. Какие разные Солнышки. Какие они праздничные, веселые. Конечно же, они помогут весне прогнать зиму и помирить вас с тем, кому вы его подарите.

Про какие Солнышки вам хотелось бы сказать особо?

Что вы узнали о Масленице? (Добавляются лучики у Солнца в кластере. Примеры: на Масленицу наряжаются; ходят друг к другу в гости; веселятся; катаются на лошадях; катаются с гор; каждый день имеет название).

Народная игра.

На Масленицу часто играли. На колесо, которое имело форму Солнца подвешивали различные угощения. Колесо раскручивали, а дети с закрытыми глазами выбирали веревочку с угощением. Сейчас мы с вами тоже поиграем.

Я принесла в честь праздника
Угощенье разное:
Прянички, конфеты, бублики
Для хорошей публики.
Лучше нету радости
Для детей, чем сладости.
Подходи, подбегай,
Угощенье разбирай. (На последние слова дети подбегают к колесу с угощением)

Учащиеся играют в игру.

Литература.

  1. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы "Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)". Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
  2. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 1-2 кл.: Учеб.-тетрадь №3. Осень велика. Зима долга. - М.: Дрофа, 1997, с.36-39.
  3. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 1998, с. 166-168.
  4. Таран А.А. Веселая Масленица // Начальная школа. 2002. №2, с.120-122