Цели урока:
- продолжить знакомить учащихся с известными людьми Чувашии, развивать чувства патриотизма, прививать любовь к родному краю и к родному языку.
- знакомить учащихся с жизнью и творчеством известного чувашского поэта.
- расширить кругозор учащихся, развивать умение пересказать содержание прочитанного текста.
Методы и приёмы урока: фонетическая зарядка, слово учителя, работа с текстом, ответы на вопросы, составление кластера, беседа.
Развитие речи: работа с текстом, ответы на вопросы, пересказ содержания текста.
Словарная работа: слова для перевода- Башкирская Республика, фотография, выдают замуж, очень красивая, поля и луга.
Учебная принадлежность: учебник, портрет К.В.Иванова и его книги, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие и сообщение детей.
2. Фонетическая зарядка.
3. Повторение пройденного урока. Проверка домашнего задания.
4. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, посмотрите пожалуйста, на доску. Там написаны числа. Что они означают? Что там написано? Перед вами лежат листочки Отгадка на этих листочках. (Дети по алфавиту находят слова и пишут эпиграф . Молодцы, ребята, нашли отгадку. Сегодняшний урок мы посвятим известному чувашскому поэту К.В.Иванову.
5. Учитель читает стихи
Тает снежок
Ожил лужок.
День прибывает,-
Когда это бывает?
Дети отвечают, на экране появляется слайд, изображающий весну. Учитель; "Правильно, ребята, это - весна.". Дальше читает.
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает, -
Когда это бывает?
На экране -слайд, изображающий лето. - Правильно, это бывает летом.
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает, -
Когда это бывает?
(На экране слайд). Дети отвечают. Правильно, осень.
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга завывает, -
Когда это бывает?
На экране слайд.
Правильно, это зима. Ребята, автор этих стихов (на экране портрет К.В.Иванова) известный чувашский поэт К.В.Иванов. Сегодня мы на уроке будем говорить и читать об этом плэте.
6. Развитие навыков чтения и перевода. Работа с новыми словами. На экране новые слова. Учитель читает на чувашском языке, дети - на русском, дети - на чувашском , учитель - на русском. Затем дети читают по одному.
7. Работа с текстом. Учитель читает, затем она читает слова с чувашскими буквами, дети повторяют за ней. Чтобы узнать как поняли дети содержание текста просит рассказать содержание на русском языке. 1-2 ученика рассказывают содержание. Дальше учитель предложения из текста читает на русском, дети в тексте находят предложения и читают на чувашском.
8. Развитие вопросо - ответной работы по содержанию текста. Работа с вопросами проходит в форме диалога. Один вопросы задает, другой отвечает.
9. Развитие монологической речи. На экране выходит слайд, отображающий кластер. Используя его, дети с группой рассказывают о К.В.Иванове.
10. Развитие навыков чтения и перевода. Выполнить задание 5 по учебнику. На экране - слайд - портрет чувашской девушки Нарспи. Чтение стихотворения.
То не в поле красным летом
Цветик аленький растёт,-
То в Сильби весенним цветом
Юность девичья растёт.
Кто Нарспи не подивится?
Угодить на всякий вкус
Блещут очи сквозь ресницы,
Словно зёрна чёрных бус.
Дети читают стихотворение про себя, затем вместе и отдельно.
11. Развитие навыков письма. Выполнение работ в рабочей тетради.
12. Развитие лексических упражнений. Выполнить задание 6 по учебнику. Составление предложений.
Нарспи в Сильби девушка.
Она красивая чёрные.
Её глаза любила.
Нарспи Сетнера родилась.
13. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
14. Домашнее задание. Выполнение работы в рабочей тетради .