Цели урока:
- Познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания трёхзначных чисел.
- Систематизировать знания детей о трёхзначных числах.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
- Воспитывать интерес к истории города, к его культурному наследию.
Ожидаемый результат:
- Ознакомление с приемами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Повышение интереса к изучаемому предмету.
- Приобщение к культуре родного города, к его культурному наследию.
- Комплексное развитие ребенка.
Оборудование:
- мультимедиопроектор,
- листы с заданием для детей,
- печатные буквы для физкультминутки;
Ход урока:
I. Организационное начало урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на экскурсию. Нет школьника, который бы не слышал это слово. А как вы понимаете его лексическое значение? Что такое "экскурсия"?
(Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение чего- либо: музея, выставки и т.д.)
- А для чего проводят экскурсии?
(Чтобы знать историю и культуру своего города, его культурное наследие; быть образованными, эрудированными людьми.)
- Как называют специалиста, ведущего экскурсию? (экскурсовод, гид)
Вашим экскурсоводом сегодня буду я.
-А как называют участников экскурсии? (экскурсанты)
-Какими должны быть "хорошие" экскурсанты?
(внимательными, наблюдательными, пытливыми, умеющими слушать и т.д.)
II. Сообщение цели урока:
Сядьте поудобнее. Мы отправляемся в наше путешествие. В ходе экскурсии мы будем опираться на имеющиеся у нас знания о трёхзначных числах, познакомимся с новыми письменными приёмами на сложение и вычитание трёхзначных чисел.
III. Актуализация знаний.
Положите перед собой лист с заданиями. Выполним первое.
(Дети читают).
Расставьте числа в порядке возрастания и узнайте название одного из крупнейших музеев нашего города.
154 | 208 | 172 | 100 | 136 | 190 | 118 |
и | ж | т | э | м | а | р |
- Какое слово получилось? (Эрмитаж)
- Кто из вас бывал в Эрмитаже?
-В каком дворце он расположен? (в Зимнем дворце)
Прочитайте ряд чисел.(100 ,118 , 136, 154, 172, 190, 208).
- В какую группу их можно объединить? (трёхзначные, четные)
- Какое число лишнее? (100- круглое, сумма цифр равна одному, а в остальных -10; 208- в нем 2 сотни, а в остальных одна; 190 - отсутствуют единицы.)
-Найдите закономерность. (числа увеличиваются на 18)
Продолжите ряд. Какое число будет следующим? (226)
Дайте информацию о числе. (трёхзначное, четное, соседи числа- 225 и 227, сумма цифр равна 10, 2 сотни 2 десятка и 6 единиц)
Мы справились с первым заданием и узнали, что действие нашей экскурсии будет происходить в Эрмитаже. Но побывать во всех залах мы не сможем. Для того, чтобы посмотреть все его экспонаты потребуется несколько лет, а многим людям и вся жизнь.
Выполним второе задание и узнаем название зала. (дети читают задание)
Подчеркните каждую вторую букву ряда.
ОПКАЛВАИРЛЕЬШОРНУНЯЫМЙБЗЮАВЛ
Назовите название зала, в котором мы оказались.
(Павильонный зал)
Это самый нарядный зал. Он создан в середине 19 века архитектором Штакенштейдером. Здесь можно увидеть и хрустальные люстры, и позолоченные орнаменты на стенах и потолке, мраморные пристенные фонтаны, напольную мозаику.
Но в этом зале есть еще один удивительный экспонат, который привлекает всеобщее внимание. Это работа известного часовщика Джеймса Кокса - часы с заводными фигурками.
Решите примеры и узнайте название этих часов.
38 +7= | И | 380+70= | А |
24+16= | Н | 240+160= | В |
50-3= | Л | 500-30= | П |
470 | 450 | 400 | 47 | 45 | 40 |
Как называются эти часы? ("Павлин")
IV. Динамическая пауза.
Сколько букв в названии этих часов? (6) Пять из них развешаны в помещении нашего класса. Найдите букву- потеряшку. (дети ищут глазками, поворачивая только голову. Вставать с места не разрешается).
Часы "Павлин" состоят из нескольких бронзовых позолоченных фигур животных. Все они выполнены в натуральную величину.
V. Изучение нового материала.
Запишите примеры в столбик и узнайте, какие животные украшают знаменитые часы.
(Учитель вызывает ученика к доске. Ребенок записывает пример в столбик и объясняет решение. Если пример решен верно, появляется фотография животного.)
417+ 29=446 (павлин)
582-235=347 (белка)
607+116=723 (сова)
382+534=916 (петух)
324-182=142 (стрекоза)
Какие новые вычислительные приемы мы рассмотрели на уроке? (новые вычислительные приёмы на сложение, когда сумма десятков больше десяти и на вычитание, когда в уменьшаемом десятков меньше, чем в вычитаемом.)
Особый механизм приводит эти часы в движение. Клетка с совой начинает вращаться, колокольцы мелодично звенят, сова открывает и закрывает глаза, петух приподнимает голову и поёт, павлин распускает хвост. Каждую минуту над грибком прыгает стрекоза.
VI. Закрепление.
Решите пример самостоятельно и узнайте высоту часов "Павлин". (Дети записывают пример в столбик и решают.)
424-174=250
Высота часов-250
В каких единицах измерения дана эта величина? (Дети высказывают свои предположения)
Высота часов-250 см
Выразите в других единицах измерения. (25 дм ,2 м 5 дм, 2 м 50 см)
VII. Повторение изученного.
Решим задачу. (Дети читают)
Обзорная экскурсия по Эрмитажу длится 2 часа, а наша с вами экскурсия идет 30 минут. Какая экскурсия займет больше времени и на сколько?
Решите самостоятельно.
Проверка.
2ч=120 мин
120-30=90 (мин)
Ответ: на 90 минут больше.
VIII. Подведение итогов.
Наша экскурсия подошла к концу.
-Какие знания по математике вы приобрели?
-Что нового узнали об Эрмитаже?
-Что бы вы рассказали родителям или друзьям о сегодняшнем уроке?