Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания трёхзначных чисел.
  • Систематизировать знания детей о трёхзначных числах.
  • Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать интерес к истории города, к его культурному наследию.

Ожидаемый результат:

  • Ознакомление с приемами письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
  • Повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Приобщение к культуре родного города, к его культурному наследию.
  • Комплексное развитие ребенка.

Оборудование:

  • мультимедиопроектор,
  • листы с заданием для детей,
  • печатные буквы для физкультминутки;

Ход урока:

I. Организационное начало урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на экскурсию. Нет школьника, который бы не слышал это слово. А как вы понимаете его лексическое значение? Что такое "экскурсия"?

(Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение чего- либо: музея, выставки и т.д.)

- А для чего проводят экскурсии?

(Чтобы знать историю и культуру своего города, его культурное наследие; быть образованными, эрудированными людьми.)

- Как называют специалиста, ведущего экскурсию? (экскурсовод, гид)

Вашим экскурсоводом сегодня буду я.

-А как называют участников экскурсии? (экскурсанты)

-Какими должны быть "хорошие" экскурсанты?

(внимательными, наблюдательными, пытливыми, умеющими слушать и т.д.)

II. Сообщение цели урока:

Сядьте поудобнее. Мы отправляемся в наше путешествие. В ходе экскурсии мы будем опираться на имеющиеся у нас знания о трёхзначных числах, познакомимся с новыми письменными приёмами на сложение и вычитание трёхзначных чисел.

III. Актуализация знаний.

Положите перед собой лист с заданиями. Выполним первое.

(Дети читают).

Расставьте числа в порядке возрастания и узнайте название одного из крупнейших музеев нашего города.

154 208 172 100 136 190 118
и ж т э м а р

- Какое слово получилось? (Эрмитаж)

- Кто из вас бывал в Эрмитаже?

-В каком дворце он расположен? (в Зимнем дворце)

Прочитайте ряд чисел.(100 ,118 , 136, 154, 172, 190, 208).

- В какую группу их можно объединить? (трёхзначные, четные)

- Какое число лишнее? (100- круглое, сумма цифр равна одному, а в остальных -10; 208- в нем 2 сотни, а в остальных одна; 190 - отсутствуют единицы.)

-Найдите закономерность. (числа увеличиваются на 18)

Продолжите ряд. Какое число будет следующим? (226)

Дайте информацию о числе. (трёхзначное, четное, соседи числа- 225 и 227, сумма цифр равна 10, 2 сотни 2 десятка и 6 единиц)

Мы справились с первым заданием и узнали, что действие нашей экскурсии будет происходить в Эрмитаже. Но побывать во всех залах мы не сможем. Для того, чтобы посмотреть все его экспонаты потребуется несколько лет, а многим людям и вся жизнь.

Выполним второе задание и узнаем название зала. (дети читают задание)

Подчеркните каждую вторую букву ряда.

ОПКАЛВАИРЛЕЬШОРНУНЯЫМЙБЗЮАВЛ

Назовите название зала, в котором мы оказались.

(Павильонный зал)

Это самый нарядный зал. Он создан в середине 19 века архитектором Штакенштейдером. Здесь можно увидеть и хрустальные люстры, и позолоченные орнаменты на стенах и потолке, мраморные пристенные фонтаны, напольную мозаику.

Но в этом зале есть еще один удивительный экспонат, который привлекает всеобщее внимание. Это работа известного часовщика Джеймса Кокса - часы с заводными фигурками.

Решите примеры и узнайте название этих часов.

38 +7= И 380+70= А
24+16= Н 240+160= В
50-3= Л 500-30= П
470 450 400 47 45 40
           

Как называются эти часы? ("Павлин")

IV. Динамическая пауза.

Сколько букв в названии этих часов? (6) Пять из них развешаны в помещении нашего класса. Найдите букву- потеряшку. (дети ищут глазками, поворачивая только голову. Вставать с места не разрешается).

Часы "Павлин" состоят из нескольких бронзовых позолоченных фигур животных. Все они выполнены в натуральную величину.

V. Изучение нового материала.

Запишите примеры в столбик и узнайте, какие животные украшают знаменитые часы.

(Учитель вызывает ученика к доске. Ребенок записывает пример в столбик и объясняет решение. Если пример решен верно, появляется фотография животного.)

417+ 29=446 (павлин)

582-235=347 (белка)

607+116=723 (сова)

382+534=916 (петух)

324-182=142 (стрекоза)

Какие новые вычислительные приемы мы рассмотрели на уроке? (новые вычислительные приёмы на сложение, когда сумма десятков больше десяти и на вычитание, когда в уменьшаемом десятков меньше, чем в вычитаемом.)

Особый механизм приводит эти часы в движение. Клетка с совой начинает вращаться, колокольцы мелодично звенят, сова открывает и закрывает глаза, петух приподнимает голову и поёт, павлин распускает хвост. Каждую минуту над грибком прыгает стрекоза.

VI. Закрепление.

Решите пример самостоятельно и узнайте высоту часов "Павлин". (Дети записывают пример в столбик и решают.)

424-174=250

Высота часов-250

В каких единицах измерения дана эта величина? (Дети высказывают свои предположения)

Высота часов-250 см

Выразите в других единицах измерения. (25 дм ,2 м 5 дм, 2 м 50 см)

VII. Повторение изученного.

Решим задачу. (Дети читают)

Обзорная экскурсия по Эрмитажу длится 2 часа, а наша с вами экскурсия идет 30 минут. Какая экскурсия займет больше времени и на сколько?

Решите самостоятельно.

Проверка.

2ч=120 мин

120-30=90 (мин)

Ответ: на 90 минут больше.

VIII. Подведение итогов.

Наша экскурсия подошла к концу.

-Какие знания по математике вы приобрели?

-Что нового узнали об Эрмитаже?

-Что бы вы рассказали родителям или друзьям о сегодняшнем уроке?

Приложение.