Представляем вашему вниманию одну из форм организации предпрофильной подготовки обучающихся 8-9 классов в условиях малого города. Особенность данной формы организации заключается в сетевом взаимодействии образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы города Калтан.
Если в школах предпрофильная подготовка реализуется через элективные курсы, имеющие предметную направленность, то мы предлагаем профессиональные пробы.
На базе Дома детского творчества нашего города был создан муниципальный центр профориентации и предпрофильной подготовки.
Домом детского творчества подготовлена нормативно-правовая база центра. Создан сетевой Совет по профориентации и предпрофильной подготовке.
Разработаны программы профессиональных проб и методическое обеспечение к ним, назначены кураторы.
Подготовлен диагностический материал (психологические методики, тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников к выполнению профессиональных проб и уровня развития их профессионально важных качеств.
Мы строим свою работу по организации профессиональных проб на основе интегративного профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» под редакцией профессора С.Н. Чистяковой
Для информирования родителей по местному телевидению прошли сюжеты о деятельности центра. Привлекли специалистов Центра занятости населения, педагога-психолога. Заключили договоры с учреждениями – партнерами по сетевому взаимодействию: муниципальное автономное учреждение «Пресс-центр», муниципальное учреждение здравоохранения центральная городская больница, профессиональное училище № 23.
Хочется отметить, что многие восьмиклассники не ограничились двумя пробами, как мы и рассчитывали, и посещали занятия в смешанных группах в удобное для них время.
Одной из серьезных задач было составить сетевое расписание и учесть при этом пожелания всех участников процесса. Нам удалось найти оптимальный вариант. Профессиональные пробы для школьников первой смены были организованы либо до начала занятий в 800 (на базе школ), либо после (на базе Дома детского творчества) в период с 13.30, 14.30. Для второй смены – также до занятий в 12.00 в ДДТ. При проведении занятий на базе учреждений – партнеров осуществлялся организованный подвоз школьников.
Итоговый зачет выставляется обучающемуся при посещении им 75% общего количества часов.
При желании школьника оформить достижения при
изучении курса профессиональной пробы в
портфолио, оформляется запись в зачетной книжке
и выдается сертификат.
В этом году Центр расширил направления своей
деятельности. Организует профориентационные
мероприятия с воспитанниками детского дома.
Работает клуб «Ориентир» для старшеклассников.
Направления деятельности центра выявились не случайно. В основу определения этих направлений легли данные Центра занятости населения за последние два года и данные Администрации города Калтан о текущей потребности в специалистах.
Таким образом, центр предлагает профессиональные пробы по пяти направлениям:
– педагогическая деятельность
– туристская деятельность
– медицинская деятельность
– сфера сервисной деятельности
– полиграфическая деятельность.
Каждая, из предложенных проб рассчитана на 12
часов. Два теоретических и десять практических
занятий.
На основе проведенного предварительного опроса,
среди учащихся 8-9 классов школ города,
сформировано 28 групп, по количеству от 10 до 15
человек.
Ребята занимаются 1 час в неделю.
По направлению «педагогической деятельности» проводятся две пробы:
– помощник воспитателя детского сада
– помощник педагога-организатора.
Профессиональные пробы помощник воспитателя детского сада учащиеся проходят в дошкольных учреждениях города, где принимают активное участие в организации и проведении игровых, спортивных занятий с воспитанниками детского сада. Итоговым продуктом будет являться разработка сценария детского праздника.
Профессиональные пробы помощник педагога-организатора школьники проходят на базе ДДТ. Ученики разработают и проведут конкурсную программу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В данную пробу также входит подбор музыкального оформления, костюмы, грим, конферанс.
Среди учащихся вызвала интерес профессиональная проба «помощник медицинской сестры». Для ее проведения приглашен специалист из Калтанской городской больницы. Школьники посещают лечебное отделение городской больницы, детскую и взрослую поликлинику, медицинские кабинеты школ города, где специалисты расскажут о своей работе. В качестве практических занятий ребята смогут измерить антропометрические данные, пульс, частоту дыхания, артериальное давление, температуру тела. Познакомятся с основами ухода за больными.
Больше всего учащихся выбрали пробу «Помощник
организатора туристской деятельности». В
городе очень широкое распространение получил
туризм. Первая проба туристской деятельности в
этом году пройдет в декабре. Ее ведет
преподаватель дополнительного образования Дома
детского творчества, где накоплен большой опыт
организации туризма. Профессиональные пробы
будут проходить в Лужбе. Учащиеся научатся
ориентироваться на местности, освоят тактику
туристического похода, разработают маршрут,
научатся делать раскладку питания на сутки, на
поход. Также освоят правильную технику вязания
узлов, изучат разные типы костров.
В однодневном походе школьники отработают
полученные практические знания и умения.
Базой для проведения профессиональной пробы «Помощник корреспондента» является ПРЕСЦЕНТР. Учащиеся познакомятся с работой центра и попробуют себя в роли корреспондента, оператора, корректора. Познакомятся с основными жанрами журналистики. Смогут взять интервью или принять участие в программе «горячие новости».
Сфера сервисной деятельности представлена двумя профессиональными пробами:
– помощник продавца
– помощник повара
Данные пробы будут проходить на базе профессионального училища.
Профессиональная проба «помощник повара» поможет учащимся приобрести навыки обработки продуктов, научиться приготавливать простые блюда, правильно, красиво их оформлять и подавать. Выполнять расчет и составление меню.
При прохождении пробы «Помощник продавца» ученики познакомятся с профессией продавца продовольственных и не продовольственных товаров. Научатся рекламировать и предлагать взаимозаменяемый товар, следить за сроками реализации товаров. Посетят сеть торговых магазинов «Солнышко», «Мария-Ра». Смогут оформить прилавочные витрины, проверить наименование, количество, комплектность, сортность, соответствие маркировки товара.
При прохождении пробы «полиграфический дизайн» используется база кабинета информатики школы № 1. Учащиеся научатся изготавливать разную полиграфическую продукцию ( календари, бланки, грамоты, приглашения, украшения для школьных праздников ).
Также в анкете профессиональных предпочтений, было предложено учащимся указать интересующие их пробы. Так выявилась группа желающих пройти пробу «помощник юриста».
И сегодня центр готов предоставить такую возможность.
Причем вести эту пробу будет профессиональный юрист, одновременно являющийся председателем совета одной из школ города.
Практика нашей работы показала, что именно сетевое взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы в условиях малого города позволяет создать все необходимые условия для организации предпрофильной подготовки на современном уровне (Приложение 1).