Цели и задачи:
- Закрепить знания о строении и функциях крови;
- Показать движение крови, охарактеризовать ее значение для организма;
- Рассмотреть строение кровеносных сосудов, сформировать знания о большом и малом кругах кровообращения;
- Развить образное и логическое мышление;
- Продолжить формировать умения работать с текстом и рисунками учебника
Тип урока: урок комплексного изучения материала
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование: таблица "Схема кровообращения"; загадки; учебник под ред. Батуева, Сонина
Ход урока
I. Проверка и закрепление знаний:
Опрос по теме "Кровь"
Загадка:
По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу. /кровь/
? Что такое кровь?
? Каковы функции крови?
Загадка:
Подхватили кислород,
И скорей - скорей вперед -
А то клеткам в организме
Его, ох, не достает. /эритроциты/
? Что вы знаете об эритроцитах?
? Какие клетки крови еще вам известны?
Стихотворение:
Врач анализ в руки взял,
По нему все прочитал,
Тут же выписал мне справку,
Чтоб о школе не мечтал.
Временно:.
? Что узнает врач из результатов анализа крови?
(если повышенное количество лейкоцитов - в организме идет воспалительный процесс; пониженное число эритроцитов - малокровие)
? Как осуществляется движение крови?
(передвижение крови осуществляется за счет сокращений сердца)
? Что такое кровообращение?
(кровообращение - это непрерывное движение крови в организме)
Вот мы с вами и вышли на тему нашего урока.
II. Изучение нового материала
(сообщаю тему урока, записываю на доске, учащиеся в тетрадях; цель)
Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме.
? К какому классу животных относится человек? (млекопитающие)
А особенности строения и движение крови в
организме млекопитающих вы изучали в прошлом
году. Пожалуйста, вспомните и назовите
характерные черты кровеносной системы
млекопитающих, а значит, и человека. (учащиеся
называют, учитель записывает на доске)
Система замкнутая
Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты. И так, ответьте на такой вопрос
Загадка:
По упругим нашим стенкам
Можешь пульс ты посчитать.
Кровь несем мы с кислородом
Как нас нужно называть?
(артерии)
? Что такое артерии? (артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца)
? Что такое вены? (вены- сосуды, по которым кровь течет к сердцу)
Работа с учебником С. 126 (Сонин) или С. 58 рис. 34 (Батуев)
Давайте рассмотрим особенности строения этих сосудов. Откройте учебники посмотрите и скажите, что общего в строении артерий и вен
Ответ учащихся: Стенки сосудов образованы тремя слоями клеток - слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний слой - эпителиальный.
А теперь по рисунку найдите различия в строении артерий и вен.
Ответ учащихся: В артериях хорошо развит средний слой - слой гладких мышц, а на внутреннем слое вен имеются клапаны.
? Как вы думаете, с чем связаны различия в строении артерий и вен? (с выполняемыми функциями)
Артерии имеют более толстые стенки в связи с тем, что по артериям кровь движется под большим давлением, и чтобы выдержать такое давление нужны прочные стенки.
По венам кровь движется под меньшим давлением, поэтому и слой гладких мышц здесь тоньше. Но об этом мы поговорим на следующих уроках.
? О каких сосудах идет речь?
Загадка:
Ну, и мы сосуды тоже,
Наша сеть есть даже в коже.
Стенки тонки?! Хорошо!
Чтоб газообмен прошел. (капилляры)
Работа с учебником
? Что вы можете сказать об особенностях строения капилляров? (их стенки состоят из одного слоя клеток )
? Как вы думаете, почему стенки капилляров имеют только один слой клеток? (это связано с функциями капилляров)
Через стенки капилляров происходит газообмен между клетками организма и кровью.
Движение крови в организме:
Теперь давайте проследим, как движется кровь в нашем организме.
(работа с таблицей)
Большой круг кровообращения - движение крови от левого желудочка до правого предсердия
(Записывают основные участки большого круга кровообращения на доске и в тетрадях)
Малый круг кровообращения - движение крови от правого желудочка к левому предсердию.
Теперь подчеркните в своих тетрадях красным цветом те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, а где течет венозная кровь - синим.
? Вспомним какая кровь называется артериальной, а какая - венозной. Это вам тоже знакомо с прошлого года.
? Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам - венозная? (в легочной артерии - венозная кровь, а в легочных венах - артериальная)
Работа с учебником с. 57, рис. 33 (Батуев) или с. 127 (Сонин)
Теперь откройте учебник и потренируйтесь, используя рисунок, назовите основные этапы движения крови по большому и малому кругам кровообращения (работа в парах; 2-3мин.)
III. Подведение итогов урока:
- Что являлось целью нашего урока?
- Что нового вы узнали ?
- Какой этап урока понравился?
- Какой этап урока вызвал затруднения?
IV. Домашнее задание: хорошо разобраться с рисунками и схемами
IV. Оценки за урок