Движение крови в организме

Разделы: Биология


Цели и задачи:

  • Закрепить знания о строении и функциях крови;
  • Показать движение крови, охарактеризовать ее значение для организма;
  • Рассмотреть строение кровеносных сосудов, сформировать знания о большом и малом кругах кровообращения;
  • Развить образное и логическое мышление;
  • Продолжить формировать умения работать с текстом и рисунками учебника

Тип урока: урок комплексного изучения материала

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование: таблица "Схема кровообращения"; загадки; учебник под ред. Батуева, Сонина

Ход урока

I. Проверка и закрепление знаний:

Опрос по теме "Кровь"

Загадка:

По замкнутой системе
Стремительно бегу.
А в чем моя задача?
Я кислород несу. /кровь/

? Что такое кровь?

? Каковы функции крови?

Загадка:

Подхватили кислород,
И скорей - скорей вперед -
А то клеткам в организме
Его, ох, не достает. /эритроциты/

? Что вы знаете об эритроцитах?

? Какие клетки крови еще вам известны?

Стихотворение:

Врач анализ в руки взял,
По нему все прочитал,
Тут же выписал мне справку,
Чтоб о школе не мечтал.
Временно:.

? Что узнает врач из результатов анализа крови?

(если повышенное количество лейкоцитов - в организме идет воспалительный процесс; пониженное число эритроцитов - малокровие)

? Как осуществляется движение крови?

(передвижение крови осуществляется за счет сокращений сердца)

? Что такое кровообращение?

(кровообращение - это непрерывное движение крови в организме)

Вот мы с вами и вышли на тему нашего урока.

II. Изучение нового материала

(сообщаю тему урока, записываю на доске, учащиеся в тетрадях; цель)

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме.

? К какому классу животных относится человек? (млекопитающие)

А особенности строения и движение крови в организме млекопитающих вы изучали в прошлом году. Пожалуйста, вспомните и назовите характерные черты кровеносной системы млекопитающих, а значит, и человека. (учащиеся называют, учитель записывает на доске)

  • Система замкнутая
  • Два круга кровообращения
  • Четырехкамерное сердце
  • Артериальная и венозная кровь
  • Артерии, вены, капилляры

Молодцы, видите, как много вы уже знаете. Давайте уточним и дополним некоторые моменты. И так, ответьте на такой вопрос

Загадка:

По упругим нашим стенкам
Можешь пульс ты посчитать.
Кровь несем мы с кислородом
Как нас нужно называть?
(артерии)

? Что такое артерии? (артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца)

? Что такое вены? (вены- сосуды, по которым кровь течет к сердцу)

Работа с учебником С. 126 (Сонин) или С. 58 рис. 34 (Батуев)

Давайте рассмотрим особенности строения этих сосудов. Откройте учебники посмотрите и скажите, что общего в строении артерий и вен

Ответ учащихся: Стенки сосудов образованы тремя слоями клеток - слой соединительной ткани, слой гладких мышц, внутренний слой - эпителиальный.

А теперь по рисунку найдите различия в строении артерий и вен.

Ответ учащихся: В артериях хорошо развит средний слой - слой гладких мышц, а на внутреннем слое вен имеются клапаны.

? Как вы думаете, с чем связаны различия в строении артерий и вен? (с выполняемыми функциями)

Артерии имеют более толстые стенки в связи с тем, что по артериям кровь движется под большим давлением, и чтобы выдержать такое давление нужны прочные стенки.

По венам кровь движется под меньшим давлением, поэтому и слой гладких мышц здесь тоньше. Но об этом мы поговорим на следующих уроках.

? О каких сосудах идет речь?

Загадка:

Ну, и мы сосуды тоже,
Наша сеть есть даже в коже.
Стенки тонки?! Хорошо!
Чтоб газообмен прошел. (капилляры)

Работа с учебником

? Что вы можете сказать об особенностях строения капилляров? (их стенки состоят из одного слоя клеток )

? Как вы думаете, почему стенки капилляров имеют только один слой клеток? (это связано с функциями капилляров)

Через стенки капилляров происходит газообмен между клетками организма и кровью.

Движение крови в организме:

Теперь давайте проследим, как движется кровь в нашем организме.

(работа с таблицей)

Большой круг кровообращения - движение крови от левого желудочка до правого предсердия

(Записывают основные участки большого круга кровообращения на доске и в тетрадях)

Малый круг кровообращения - движение крови от правого желудочка к левому предсердию.

Теперь подчеркните в своих тетрадях красным цветом те участки кровеносного русла, где течет артериальная кровь, а где течет венозная кровь - синим.

? Вспомним какая кровь называется артериальной, а какая - венозной. Это вам тоже знакомо с прошлого года.

? Всегда ли по артериям течет артериальная кровь, а по венам - венозная? (в легочной артерии - венозная кровь, а в легочных венах - артериальная)

Работа с учебником с. 57, рис. 33 (Батуев) или с. 127 (Сонин)

Теперь откройте учебник и потренируйтесь, используя рисунок, назовите основные этапы движения крови по большому и малому кругам кровообращения (работа в парах; 2-3мин.)

III. Подведение итогов урока:

  1. Что являлось целью нашего урока?
  2. Что нового вы узнали ?
  3. Какой этап урока понравился?
  4. Какой этап урока вызвал затруднения?

IV. Домашнее задание: хорошо разобраться с рисунками и схемами

IV. Оценки за урок