С каждым годом все больше появляется детей с
нарушениями речи.
И все больше детей с системными нарушениями,
которые проявляются не только в нарушении
произношения, но и в нарушении интонационной
выразительность речи, в неумении строить даже
простые предложения, высказывания, неумении
выражать свои эмоции. Так же у этих детей
наблюдаются моторная неловкость, неуверенность,
зажатость.
В комплексе коррекционных мероприятий с такими
детьми большую помощь оказывает театральная
деятельность. Так как именно в процессе этой
деятельности можно непринужденно, в
игровой форме решать перечисленные выше
проблемы.
Календарно-тематическое планирование
Месяц |
№ занятий |
Тема занятия |
Цель |
Содержание |
Октябрь | 1 |
Что такое театр? | Дать представление о театре, познакомить с видами театров | – беседа-диалог с показом иллюстраций,
афиш, фотографий. – и/у «Назови свое имя ласково» – музыкально-пластический этюд «Я кленовый листочек» |
2 |
Театральные профессии | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. Воспитывать желание узнавать новое | – беседа-диалог о театральных
профессиях(актер, режиссер, художник, композитор) – и/у «Догадайся, кто я» – речевое упражнение (чистоговорки) |
|
3 |
Знакомство со сказкой «Мешок яблок» | Познакомить детей со сценарием музыкальной сказки «Мешок яблок». Воспитывать добрые, гуманные чувства, развивать речь детей умение высказывать своё мнение. | – знакомство со сказкой – беседа по содержанию сказки: выявление положительных и отрицательных героев сказки (обоснование ответов) – театральная игра «Кто в гости пришел?» – домашнее задание: «нарисовать лес и в лесу домик зайцев». |
|
4 |
Выразительные средства актера | Активизировать использование в речи
детей понятий мимика и жест. Развивать умение согласованно действовать в коллективе, воспитывать уверенность в своих возможностях. |
– показ и обсуждение – и/у «Улыбаемся, удивляемся» – и/у «Подбери героя сказки к схеме» – музыкальная игра – пластические этюды по героям сказки «Мешок яблок» |
|
Ноябрь | 5 |
Техника речи | Учить пользоваться интонациями , произнося фразы грустно, радостно, сердито и т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие | – мимическая гимнастика – чистоговорки – беседа по теме (Маханева стр106) – и/у «Расскажи стихотворение с разными эмоциями» – разбор монолога зайца |
6 | Ритмопластика | Напомнить сказку детям. Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных под музыку и без нее |
– напоминание сказки детям. – прослушивание музыки к танцу зайцев и козлят. – импровизационные танцы – разучивание танцев козлят и зайцев |
|
7 | Диалог | Учить детей обыгрыванию диалогов , используя выразительные средства (жесты мимику, голос) | – разминка (артикуляционная
гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика,
пальчиковая игра) – театральная игра «Узнай героя» – обыгрывание диалога «Ворона и заяц» |
|
8 | Распределение ролей | Передавать образы персонажей сказки в действиях и движениях. Воспитывать дружеские уважительные отношения между детьми. | – разминка (артикуляционная
гимнастика, чистоговорка, мимическая гимнастика,
пантомима) – обсуждение главных героев – пластические этюды: медведь, ворона, ежик, крот. – определение актеров на каждую роль – обыгрывание диалога зайца и медведя |
|
Декабрь | 9 | Песня | Отрабатывать интонационную выразительность речи и пения, создавать цельные, полные образы персонажей сказки. | – разминка (артикуляционная
гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика,
пальчиковая игра) – музыкальная игра – прослушивание колыбельной зайчихи, обсуждение – разучивание колыбельной |
10 | Выразительные средства | Стимулировать желание искать
выразительные средства для создания игрового
образа персонажа. Учить взаимодействовать с партнером в театральной игре, побуждать выражать эмоции в роли. |
– психогимнастика – пластический этюд – работа над ролями волка и вороны – творческое задание – изобразить слепого крота |
|
11 | Творчество детей | Развивать умение согласованно
действовать в коллективе, воспитывать
уверенность в своих возможностях. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. |
– разминка (артикуляционная
гимнастика, скороговорка, мимическая гимнастика,
пантомима) – ритмопластика – работа над ролями медведя и ежика – театрализованная игра |
|
12 | Техника речи | Отрабатывать интонационную
выразительность речи, дикцию. Развивать у детей дикцию. Учить работать дружно, вместе, сообща. |
– артикуляционная гимнастика – скороговорки – отработка диалогов «Заяц – бельчата», «Заяц – еж». – и/у « кто позвал?» |
|
Январь | 13 | Театр пантомимы «Что это за герой сказки?»
|
Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты. Расширять знакомство с понятием «Пантомимика». | – психогимнастика – пластический этюд – театрализованная игра «Что за герой?» – работа над ролями вороны и волка |
14 | Песня | Совершенствовать умение изображать ту или иную эмоцию с помощью мимики, интонации во время исполнения песни. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств разными способами | – распевка – чистоговорки – м/и « спой как….» – разучивание финальной песни – д/з «Слепи своего любимого героя сказки «Мешок яблок»» |
|
Февраль | 15 | Генеральная репетиция. Работа с костюмами. | Учить детей подбирать для себя костюмы. Готовить их к выступлению. Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать желание помочь товарищу. Развивать эстетические чувства. Определить готовность детей к показу сказки. |
Объединенная репетиция музыкальной сказки. |
16 | Премьера сказки | Совершенствовать самостоятельность в
организации спектакля. Побуждать испытывать
чувство радости от коллективной
театрализованной деятельности. Формировать дружеские взаимоотношения |
Показ сказки родителям | |
17 | Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо. | Познакомить детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы) | – разминка, включающая в себя
пальчиковую игру – показ кукол би-ба-бо и основных приемов руководства – работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой – музыкально-ритмическая игра «Красная шапочка» на песню из одноименного к/ф |
|
18 | Знакомство со сценарием сказки «Красная шапочка» | Познакомить детей со сценарием постановкой сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. | – разминка, психогимнастика – знакомство со сценарием сказки – обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки – этюд на развитие воображения «Доброе животное» (Алябьева, стр. 79) |
|
Март | 19 | Знакомство с особенностями работы актера за ширмой | Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме. Воспитание культуры поведения, умения работать в коллективе. | – пальчиковая игра – и/у «Покажи куклой, как… – показ и объяснение правил поведения актеров за ширмой – обыгрывание диалогов волчат |
20 | Техника речи | Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. |
– разминка, включающая в себя
скороговорки и чистоговорки – игровые упражнения со свечой – работа над ролями волка и красной шапочки – игра «испорченный телефон». |
|
21 | Выразительные средства в кукольном спектакле | Совершенствовать умения детей владением перчаточными куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. | – разминка – игровые этюды на ширме (идет бабушка, бежит волчонок, кукла радуется, плачет ит.д.) – музыкальная игра «Настроение» д/з «Слепи любимого героя нашей сказки» |
|
22 | Музыка и куклы | Упражнять в умении детей управлять куклами на ширме, согласно музыке. Развивать музыкальный слух, внимание, моторную ловкость. | – разминка, включающая распевки – м/и «Угадай музыку» – разучивание финальной песни , сопровождение куклами – работа над первой сценой |
|
Апрель | 23 | Песенное творчество | Совершенствовать умение детей управлять куклами. Упражнять в согласовании движений кукол и характером песни | – разминка – и/у «Спой как..» – повторение финальной песни с движениями кукол – работа над ролями бабушки и красной шапочки |
24 | Творчество детей | Развивать воображение, творчество детей. Совершенствовать речевые навыки. | – разминка – и/у « Невиданный зверь» – работа над второй сценой |
|
25 | Знакомство с театральной профессией художник-декоратор | Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. |
– разминка, включающая в себя
пальчиковую игру – беседа о театральной профессии – совместное изготовление декораций леса к спектаклю – работа над ролями мамы и к. шапочки – Д/З «Приготовить атрибуты для постановки кукольного спектакля. |
|
26 | "Веселые сочинялки".
|
Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей (диалогическую). | – мимическая гимнастика – и/у «Однажды…» придумывание диалогов между случайными героями (метод картотеки) – работа над третьей сценой |
|
Май | 27 | Отработка диалогов. |
Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Воспитывать уверенность. Расширять образный строй речи. |
– разминка – и/у « Продолжи фразу» – работа над диалогом красной шапочки и волка м/и «Сапожник» |
28 | Техника речи | Отрабатывать интонационную выразительность речи, движений, эмоциональных чувств. Воспитывать музыкальный и эстетический вкус детей. | – чистоговорки и скороговорки – речевая игра «узнай по голосу» – работа над ролями волчат и красной шапочки – музыкально – речевая игра «Купим мы с бабушкой…» |
|
29 | Генеральная репетиция | Развивать самостоятельность, творчество, фантазию. Воспитывать дружеские чувства, умение поддержать товарища, похвалить его успехи. Определить готовность детей к показу сказки. |
– разминка – репетиция кукольного спектакля в декорациях – и/у «Хорошие слова» |
|
30 | Премьера кукольного спектакля | Совершенствовать самостоятельность в
организации спектакля. Побуждать испытывать
чувство радости от коллективной
театрализованной деятельности. Формировать дружеские взаимоотношения |
Показ спектакля «Красная шапочка» родителям и детям других групп. |