Одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках географии является программа создания компьютерных презентаций PowerPoint. Она доступна и ею может овладеть любой учитель. Компьютерные презентации позволили мне сделать уроки более интересными и увлекательными. В своей работе я использую как собственные презентации, так и сделанные учащимися, а также свободно распространяемые в сети Интернет. Мною накоплен банк авторских презентаций, созданных учащимися разных классов начиная с 2007 года. Фрагменты многих я использую на уроках.
Данный вид работы позволил мне заинтересовать учащихся, повысить уровень усвоения учебного материала даже у слабоуспевающих. Снижение интереса к учебе у современных школьников заставляют учителя искать новые формы и способы обучения, в том числе и создаваемые на основе различных компьютерных программ. Материал для создания презентаций беру из Интернета и электронных учебников.
Компьютерная презентация позволяет мне реализовать принцип наглядности и информативности. Она дает больше визуальной информации, чем схемы, таблицы и рисунки учебника. Если на уроке параллельно с презентацией использовать карты атласа и контурные карты, это позволит значительно сократить время на поиск объектов на географической карте. Это сэкономит время на уроке! Материал презентации может служить и своеобразной формой опорного конспекта для учащихся.
Ученики принимают активное участие в подготовке презентаций, Это позволяет реализовать их творческие способности, повышает уровень мотивации к учебе, стимулирует познавательный интерес, развивает коммуникативные навыки при представлении своей работы, повышает социальный статус учащегося в классе. После таких уроков изученный материал надолго остаётся у учащихся в памяти.
Таким образом, использование компьютерных презентаций на уроках, повышает эффективность образовательного процесса.
Презентация “Наш край. Калининградская область” - первая из серии презентаций, посвященных Калининградской области - создана, как методическое пособие для проведения уроков в 9 классе по темам: “Северо-Западный район” и “Краеведение. Калининградская область”. В ней содержится материал, посвященный особенностям экономико-географического, геополитического и транспортно-географического положения Калининградской области. Наглядно представлены сведения о размерах территории области в сравнении с другими областями и республиками России, а также странами мира. Учащимся доступно даются новые понятия: “анклав”, “полуанклав”, “эксклав”. Приводятся примеры таких территорий в мире. Презентация наглядно демонстрирует особенности географического положения области: границы, крайние точки, соседние государства. Даются сведения об удобной форме территории области, которая вместе с небольшими размерами позволяет рационально организовать транспортную сеть и обеспечить прочные хозяйственные и культурные связи с самыми удаленными от крупных городов уголками области. Учащиеся смогут сделать вывод о том, что конфигурация территории благоприятна для ее экономического и социального развития. Политики, рассуждая о Калининградской области, часто говорят о ней, как о мосте между Россией и Западом. Просмотрев презентацию, ученики смогут доказать, что положение региона на границе с Литвой и Польшей, неподалеку от Скандинавских стран, Германии, а также рядом с центром Европейской части России, делает ее перекрестком транспортных путей, особенно морских и железнодорожных.
Данная презентация поможет учащимся систематизировать учебный материал и вычленить положительные и отрицательные черты экономико-географического положения Калининградской области. А также узнать о проблемах, сложившихся после распада СССР, и о том, как это может повлиять на экономику области, о трудностях, возникающих при пересечении границы. Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалась после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это и многие другие факторы создают определенные трудности для развития экономики Калининградской области.
Если позволяет учебное время, например, на уроках краеведения, данное пособие можно использовать на вводном уроке при изучении Калининградской области, разнообразив материал историей данного региона. Как закрепление материала, учащимся предлагается выполнение практической работы, а также работа в контурных картах по нанесению границ области, береговой линии, крайних точек и их координат.
Карты, имеющиеся в презентации, помогут сформировать пространственное представление территории области.
Думается, просмотрев данный материал, многим будет интересно узнать больше о Калининградской области и проверить свои знания о ней.