Раздел программы: Информационное моделирование.
Цель урока: помочь учащимся получить представление о диаграммах.
Задачи урока:
образовательные:
- научить учащихся строить диаграммы;
- закрепить теоретические знания по математике вычисление процентов;
развивающие:
- развивать умение искать информацию и умение презентовать информацию;
- развивать одну из ключевых компетенций обучающихся – умение работать в группе;
- развивать самодисциплину при работе в команде;
воспитательные:
- вызвать у учащихся стремление принимать активное участие в поиске нового знания;
- мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Программное и техническое обеспечение урока:
- Мультимедийный проектор;
- Компьютерный класс;
- Программа MS Excel.
Дидактическое обеспечение урока:
- Раздаточный материал – электронный тест «Электронные таблицы», практическая работа (приложение 2), презентация «Кто мы? Какие мы?», яблоки с понятиями (приложение 3), нарисованная яблоня.
- Презентация к уроку (приложение 1).
Список литературы и Интернет-ресурсов:
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса;
- Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классе. Методическое пособие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, сегодняшний урок проведу у Вас я. Зовут меня, Татьяна Владимировна.
Говорят, Знания – это наши плоды, так пусть сегодняшний день у нас будет урожайный, и дерево к концу урока будет все увешано плодами. Тема нашего урока: «Кто мы? Какие мы?»
II. Мотивация.
Мы живем в мире цифр, и они окружают нас, но за цифрами стоят реальные люди. Вот за аббревиатурой 7В стоите вы, реальные дети и каждый из вас имеет свои порядковый номер в журнале, но это не просто номер – это реальный человек со своей жизнью и интересами.
В интернете я нашла следующую статью:
В 7 «а» классе 20 учащихся: из которых 5 учащихся отличники, а в 7 «в» 8 отличников из 25 учащихся, в с 7 «б» количество отличников такое же как 7 «в», но в классе 24 ученика. Хорошистов в «а» и «б» равное количество и равно 10, а в «в» классе на 2 больше. В «а» и «в» успевающих на 3 равное количество, но на одного меньше, чем в «б» классе, количество которых равно 6. Также посчитано качество знаний в этих классах, в 7 «а» и 7 «б» – 75%, а в 7 «в» – 80%.
– Ответьте на вопрос: Сколько человек учится на «4» в 7 «в» классе? (10)
– Удобно ли представлена данная информация? (Нет)
– А в какой форме удобно было бы представить информацию? (Правильно табличной).
Она бы приняла следующий вид:
Класс | 7а | 7б | 7в |
Кол-во учащихся | 20 | 24 | 25 |
5 | 5 | 8 | 8 |
4 | 10 | 10 | 12 |
3 | 5 | 6 | 5 |
%качества знании | 75 | 75 | 80 |
III. Повторение.
На прошлом уроке вы говорили об электронных таблицах. Как они назывались? (Excel) Мы с Вами продолжим изучение этой темы.
Что Вы научились делать в этих таблицах? Ответы детей: Создавать, заполнять таблицы, оформлять их содержимое, работать с готовыми таблицами, выполнять расчеты над данными таблицы.
Для начала вспомним изученные понятия с помощью электронного теста. Пересядьте, пожалуйста, за компьютеры, включите мониторы и на рабочем столе у каждого имеется открытая тестирующая программа.
Работа за компьютером.
Молодцы вы справились с заданием и получили свои оценки. А теперь вернемся к нашей таблице.
IV. Изучение нового материала.
Пользуясь этой таблицей, вы смогли бы посчитать в процентном соотношении успеваемость каждого класса? А как?
А я хочу вас познакомить сегодня, как с помощью таблиц Excel можно это сделать быстро и наглядно. Разгадав ребус (ребус на слайде), вы узнаете с чем мы сегодня будем работать.
Правильно, диаграммы. Сегодня мы познакомимся с Созданием диаграмм в Excel, будем учиться работать с мастером диаграмм, грамотно и наглядно представлять данные в графическом виде.
Сегодня мы попробуем охарактеризовать ваш класс с использованием диаграмм. Но начнем с того, так что такое диаграмма? Какие виды бывают? Как её создать?
Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов.
Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат.
Гистограмма – служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках (столбики располагаются вертикально); | |
Линейчатая – служит для сравнения нескольких величин (столбики располагаются горизонтально); | |
График – служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин | |
Круговая – служит для сравнения нескольких величин в одной точке | |
Кольцевая – аналогична круговой |
Порядок создания диаграмм:
- Вызвать Microsoft Office Excel 2007 – Пуск – Программы – M. Office – Microsoft Office Excel 2007.
- Построить таблицу
- Выделить объект, содержащий данные для построения.
- Вызвать мастера диаграмм.
- Выбрать тип диаграммы.
- При необходимости изменить данные
Диаграмма представляет собой самостоятельный объект электронной таблицы и характеризуется рядом параметров, которые задаются при создании и могут быть изменены при редактировании диаграммы.
- Область диаграммы.
- Область построения диаграммы.
- Элементы данных в рядах данных, которые используются для построения диаграммы.
- Горизонтальная (ось категорий) и вертикальная (ось значений) оси, по которым выполняется построение диаграммы.
- Легенда диаграммы.
- Диаграмма и названия осей, которые можно использовать на диаграмме.
- Метки данных, которые можно использовать для подписи точек данных в рядах данных.
Результатом станет объяснения, как изменять цвета, формы, значения диаграмм
IV. Физминутка.
Теперь давайте с бабочкой немножко отдохнем
И глазками по линиям за нею мы пройдем.
V. Практическое закрепление материала.
Ну, а сейчас мы составим паспорт класса, используя диаграммы. На столах у вас карточки с практической работой, будьте внимательны, каждый этап работы расписан.
Спасибо, вы все справились с заданием, и за работу на уроке я вам ставлю …
VI. Подведение итогов.
Сегодня я шла к вам на урок ничего не зная о вашем классе, только то, что вы 7 «В» и что в списке 26 учащихся. С помощью диаграмм, я узнала о вас как о коллективе: сколько у вас мальчиков и девочек, ваши любимые предметы, какие кружки посещаете.
А вы сегодня научились создавать диаграммы. Результатом работы стали выполненные вами задания. Перед вами дерево без яблок. А мы говорили, что наши знания – плоды. Давайте посмотрим, сколько яблок выросло у нас на дереве. У вас на столах лежат яблоки. Возьмите по одному, прочитайте что на нем написано , если вы усвоили данное понятие или научились строить диаграмму, то выйдите и прикрепите его на яблоню.
Замечательно. Я желаю, чтобы эти яблочки за неделю подросли, и к ним добавились новые плоды.
VII. Домашнее задание.
- Выучить определения, уметь различать виды диаграмм.
- Для желающих: сделать буклет на тему: Построение диаграмм в Excel.