Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующих, специалистов, родителей - их отношении к самим себе, друг другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.
В последнее время наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
В ст.18 Закона РФ «Об образовании» говорится «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Опираясь на современные взгляды, тенденции основными направлениями взаимодействия с семьей в нашем ДОУ являются:
- Изучение потребностей родителей в образовательных услугах (для определения перспектив развития детского сада, содержания работы и форм организации»
- Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры
Исходя из этих направлений осуществляется работа по взаимодействию с семьями воспитанников, целью которой является вовлечение родителей в образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.
В работе с семьями удачно зарекомендовали себя такие формы работы как:
- Устные журналы
- Родительские гостиные
- Тренинги
- Мастер-классы
- Семейные клубы по интересам
- Совместное творчество
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется по следующим направлениям:
- Изучение закономерностей развития ребенка (особенностей физического и психического развития на разных возрастных этапах)
- Пропаганда здорового образа жизни
- Содействие в приобщении к культурным и духовным ценностям. Это направление в настоящий момент приоритетное.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важнейших задач, стоящих перед коллективом детского сада. В течение двух последних лет коллектив вел активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достичь реального сотрудничества.
Работу начали с выявления трудностей возникающих у педагогов в работе с семьей и причин их возникновения. Причины возникающих трудностей по нашему мнению таковы:
- низкий статус профессии воспитателя в обществе;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
- неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду.
Для повышения эффективности работы с семьей необходимо помочь педагогам, провести с ними работу по повышению взаимодействия с родителями . Подготовка педагогического коллектива ДОУ к работе с родителями может быть эффективна только в том случае если она четко спланирована. Для этого нами разработан план работы с коллективом по взаимодействию с семьей.
Работа в этом направлении началась с того, сто проанализировав работу в ДОУ по взаимодействию с семьей, выявили, что педагоги работу с семьей считают необходимой и трудоемкой, в то же время не все педагоги готовы к ней на должном уровне. Есть в доу положительный опыт педагогов, но есть и педагоги общение которых с родителями строится на формальном уровне.
Так как одной из функций управления методической рыботы я вляется информационно-аналитическая на этом этапе после анализа работы начали формирование базы данных о передовом опыте, о новых направлениях работы.
На следующем этапе постарались мобилизовать всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации в этом направлении, что явилось своеобразным стартовым стимулированием педагогов. Определив педагогов имеющих положительный опыт в работе с семьей и в работе по приобщению детей к культурным и духовным ценностям, выделили их в инициативную группу, ставшую опорой при разработке программы взаимодействия с семьей. Таким образом был учтен такой важный фактор управления методической работой как моральное стимулирование.
Следующим этапом работы стало оказание помощи педагогам через такие формы работы:
Консультации - «Сотрудничество с родителями детей раннего возраста». «Учимся сотрудничать с родителями», «Математика глазами детей, родителей и педагогов», «Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам познавательно-речевого развития»
Педсоветы:
- «Работа с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми»», так как в практике работы детского сада появились неблагополучные семьи, на воспитание детей в которых нам следует обратить особое внимание.
- «Математика глазами детей, родителей и педагогов»
Семинары: «Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам познавательно-речевого развития».
Известно, что педагогический коллектив важный фактор стимулирования творчества. Ему присущи механизмы развивающие творчество отдельных педагогов, связанных между собой духом созидательности и борьбы. Здесь с целью обмена опытом были проведены открытые просмотры. Что дало положительные результаты. В данном случае активно сработал такой механизм творчество как «подражание».Некоторые из педагогов позаимствовав у коллег уже имеющийся положительный опыт работы с родителями, добавив пусть и небольшие личные наработки, уже проявили таким образом по отношению к своему прежнему опыту творчество.
Так как одной из основных задач методической работы в ДОУ является изучение и распространение передового опыта, а в коллективе на момент начала углубленной работы в данном направлении были как педагоги имеющие положительный опыт так и молодые педагоги только начавшие работу в детском саду, в распространении положительного опыта в рамках своего доу мы посчитали возможным такую форму «наставничество». Познакомившись с имеющимся опытом коллег, сопоставив их опыт с тем, что они делают сами молодые педагоги разработали достаточно оригинальный план работы с родителями. Так например появился уникальный музей Матрешек, через который проходит знакомство с народными традициями и приобщение детей и родителей к семейным традициям.
Открытые занятия, предоставление педагогу возможности самовыражения является мощным фактором стимулирования педагогического изобретательства. После проведения ряда открытых мероприятий в рамках ДОУ. Была проведена неделя открытых дверей по взаимодействию с родителями на которой педагоги продемонстрировали разные формы работы с родителями. Эта форма работы как своеобразный итог проведенной методической работы тоже позволила выявить как положительные, так и недостатки в работе.
Возможность выйти за пределы детского сада со своим опытом работы мобилизует интеллектуальные силы педагога, так как внешние оценки имеют большую значимость. Поэтому педагогам имеющим зарекомендовавший себя в рамках доу опыт работы предоставили возможность выступления на семинаре для руководителей с опытом работы семейных клубов.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий создаваемых в ДОУ. Результатом проведенной методической работы стал созданный в доу благоприятный климат, способствующий развитию творчества педагогов. В результате проведенной работы творческой группой разработана программа по взаимодействию с семьей, разработаны рекомендации , практические материалы для педагогов и родителей.