Цели:
- Формировать у детей основы экологической культуры;
- закреплять знания о лесе и его обитателях, продолжать знакомить детей с природным окружением Омской области;
- дать представления о здоровом образе жизни человека;
- активизировать словарный запас, совершенствовать устную речь. Предварительная работа:
Посещение краеведческого музея, экскурсия по городу, работа с моделями и таблицами, занятия по ознакомлению с окружающим миром, оформление выставки поделок из бросового материала и выставки рисунков «Мой город».
Дети входят в зал и становятся полукругом.
(В центре на столике стоит глобус).
Звучит музыка (пение птиц, журчание ручья и т.д.)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, как прекрасна наша планета Земля, (показывая на глобус) - Сколько материков, океанов, растений и животных населяют нашу землю.
Воспитатель:
Знают все взрослые,
Знают все дети,
Что вместе с нами
Живут на планете
1 ребёнок:
Лев и журавль
Попугай и лисица Волк и медведь Стрекоза и куница
2 ребенок:
Белые рощи,
Лесные дубравы,
Реки, речушки,
Деревья и травы
3 ребенок:
Синее море,
Лесной ручеек,
Все доверяют тебе человек
4 ребенок:
Ты - самый умный,
А значит в ответе
За все живое,
Что есть на планете
/В зал входит дедушка Еж, в руках у него Красная книга и свиток./
Еж: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые.
Воспитатель:
Милый Ежик вижу,
Что-то хочешь ты нам рассказать
Крепко в лапах книгу держишь,
Видно хочешь показать
Еж:
Звери к вам меня послали
Да свои наказы дали
Это жалобы зверей
На безжалостных людей
Кто природу обижает
Лес совсем не уважает
(Подает книгу) Воспитатель: (Беря книгу)
Ребята, сейчас мы посмотрим, какие жалобы послали нам лесные жители (Отдаю книгу 1 ребенку)
1 ребенок: (открывая книгу)
Воды речек замутились
Пересох в лесу ручей
2 ребенок: (перелистывая) 7
Стали чахнуть липы, клены,
На обочинах дорог
3 ребенок:
Чистый воздух загрязняет
Фабрик и заводов смок
4 ребенок:
В море гибнет кит и рыба
Загрязняется Байкал
5 ребенок:
И становится все мельче
Море дивное Арал
Еж: А еще я вам хочу сказать, дорогие ребята, что к нам в лес приходили дети и говорили, что они друзья леса, а сами забрали у меня внучку Ежинку.
Где она теперь и что с ней, я не знаю, наверно, она скучает по дому и плачет.
Воспитатель: (обращается к детям)- Как же, дети, ежику помочь?
(Дети высказываются)
Еж: Вы не сможете мне помочь. Чтобы идти в лес, надо знать природу родного края и правила поведения.
Воспитатель: - Дорогой Ежик, наши ребята любят природу и знают как вести себя. Сейчас они расскажут тебе об этом.
Ребята, для этого нам надо разделиться на две команды.
1 команда - Муравьи
2 команда - Пчелки
(жюри оценивает ответы детей, за правильный ответ - 1 очко) Еж поможет нам посчитать баллы (приглашаем Ежика сесть на стул). Дети садятся на стульчики. Вопросы викторины:
- В какой области мы живем?
- На слиянии каких двух рек стоит город Омск?
- Что означают названия реки Омь и Иртыш? (тихая и землерой)
- Какие животные водятся в лесах Омской области?
- Какие животные водятся на озерах и по берегам рек Омской области?
- Какие растения растут на территории Омской области?
- В каком районе Омской области находится единственный в России сельский зоопарк?
- Какие заказники и заповедники в Омской области вы знаете?
- Для чего нужны заказники и заповедники?
- Что такое Красная книга и для чего она нужна?
- Назовите представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу Омской области?
- Как человек помогает природе, охраняет ее?
Воспитатель (представляется слово жюри, подведение итогов викторины)
-Все ребята старались и показали свои знания, молодцы. Вот видишь, Ежик, как много наши ребята знают о природе родного края, поэтому мы смело можем идти на помощь лесным жителям и поможем найти твою внучку Ежинку. Дети идут в лес. (Звучит пение птиц)
(Зал оформлен как лес: деревья, кусты, цветы, бабочки). На полянке сидит мальчик, разводит костер, под кустом корзинка с Ежинкой.
1 ребенок: Зачем в лесу костер разводишь?
Мальчик: А вам какое дело? Хочу и развожу!
1 ребенок: А ты разве не знаешь, что
Огонь - враг леса, он хитер
Не разводи в лесу костер!
2 ребенок: Не обижай в лесу зверей
Ежинку отпусти скорей
3 ребенок: Не рви цветы и не топчи траву
4 ребенок: Не обрывай с кустов листву
5 ребенок: Не мни зеленую былинку
В лесу ходи лишь по тропинке
6 ребенок: Веди себя достойно просим
В лесу запомни, мы лишь гости Мальчик: - Спасибо вам, за то, что вы мне рассказали правила поведения в лесу. Я отпущу Ежинку и больше никогда не буду обижать зверей (прощается и уходит) Воспитатель: Много правил есть в природе.
Знать их надо наизусть
А теперь настало время
В этот свиток заглянуть
(Открываем свиток, на нем изображен земной шар - макет)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этой схеме изображен наш земной шар, а в центре -человек. Обратите внимание, какое у него выражение лица? Сейчас мы посмотрим, что его так огорчило?
Вокруг человека расположены поля разного цвет. Послушайте загадку про поле голубого цвета
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем .
Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане. Мы называем его небом. Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым. Но всегда ли он таким бывает? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, не всегда, в воздухе содержатся микробы, которые вызывают разные болезни. Что нужно сделать, чтобы микробов стало меньше?
(ответы детей: Проветривать комнаты, делать влажную уборку. Еще воздух хорошо очищают зеленые растения. Поэтому в больших городах должно быть больше зеленых насаждений, а нам надо беречь растения.)
Теперь убираем с голубого поля вредных микробов и очистим его от микробов. Если мы очистим все поля, то человек будет нам улыбаться. Воспитатель: Все мы любим слушать песни и музыку.
Но что будет, если мы включим сразу телевизор, радио, магнитофон. Из всех комнат будет разноситься столько музыки, новостей, разговоров. Вам и другим людям это понравится? (ответы детей)
-Почему вам это не нравится (потому что шумно, а это вредит нашему здоровью). Нужно с белого поля убрать стрелки и оставить приятные красивые волны.
Третье поле синего цвета. Послушайте загадку: «Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит». Это поле о воде. Оно шире, чем другие поля. Как вы думаете почему? (Потому что вода занимает большую площадь на земном шаре, чем суша). Где мы с вами видим воду?
(Ответы детей: В океане, в море, реке, ручье, луже, облаках, тучах.)
Для чего нам нужна вода?
(ответы детей: готовим еду, пьем, купаемся, поливаем растения, стираем) Кому еще нужна вода, кроме человека (Ответы детей: животным и растениям). Какой должна быть вода? (Ответы детей) Правильно, чистой. Как нужно относиться к воде? (бережно)
- Экономно расходовать, не оставлять краны открытыми.
- Беречь воду от загрязнения
Воспитатель: Посмотрите на синем поле пятна-загрязнители. Люди не берегут воду, бросают туда мусор, моют в них машины, сливают от/оды с заводов. Что нужно делать, чтобы не загрязнялись вода в реках и озерах?
(Ответы детей)
Теперь убираем пятна с синего поля. Какое чистое поле, чистая вода! \
А теперь зеленое поле. Послушайте загадку:
Весной - веселит, летом - холодит,
Осенью питает - питает, зимой - согревает.
Правильно - это лес.
Зеленое поле называют полем жизни. Как вы думаете почему?
Потому что на нашей планете растет много разных растений, они дают пищу и кислород всему живому
-А всегда ли человек бережно относится к живым обитателям природы? Ребята, я вам приготовила карточки на которых изображено то, чего не следует делать в природе и карточки, на которых изображено то, как человек может природе помочь. Сейчас вы поместите на фланелеграфах эти карточки. Молодцы, правильно выполнили задание.
На поле черные круги и квадраты, под каждым из них растения и животные, которые живут на планете вместе с нами. Для которых планета Земля такой же родной дом, как и для нас. Мы с вами уже показали, как мы умеем вести себя в природе, знаем правила поведения в лесу. Мы знаем эти правила, а значит, можем убрать эти черные квадраты и круги. Дети убирают черные квадраты и круги.
(животные) (цветы) Посмотрите, как красиво стало вокруг. Чистым стал воздух и вода, расцвели красивые цветы, мы помогли лесным жителям. И человеку стало хорошо в чистом мире.
Он улыбается (меняем грустную маску на веселую). Человек здоров. А здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.
Сейчас мы закончим нашу коллективную аппликацию «Береги природу».
Итог.
На занятии вы показали хорошие знания. Я уверена, что вы никогда не забудете правила поведения в природе, будете любить свой родной край и нашу Родину.
На этом занятие наше закончено.