Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
- закрепить правописание личных окончаний глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- дать представление о разноспрягаемых глаголах и особой форме окончаний некоторых глаголов;
- развивать связную речь учащихся;
- воспитывать внимательное отношение к слову, к людям.
Оборудование:
- учебник Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой;
- таблицы и памятки;
- мультимедиа.
Ход урока
На доске: «Не хлебом единым живет человек».
В руках у учителя гномик.
Учитель:
– Добрым гномиком написано на доске предложение. Прочитайте его. Подумайте и скажите, в чём связь между смыслом этого предложения и гномиком.
Уч-ся:
– Человеку для жизни кроме хлеба нужна пища для души (книги, картины, музыка, молитва).
– У каждого человека существует свой внутренний мир – душа, которую надо питать добром. Чтобы рос в ней добрый гномик, надо совершать добрые поступки. (Притча о добром и злом гномиках.)
Учитель:
– Запишите это предложение и подчеркните его основу.
– Какой частью речи выражено сказуемое?
Уч-ся:
– Глаголом.
Учитель:
– Продолжите определение: глагол – это…
Уч-ся:
– … самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».
На доске (слайде 1):
Живешь, помога..шь, люб..шь, благодаришь, дыш..шь, любу..шься, свет..шь, терп..шь.
Учитель:
– Что объединяет эти слова?
Уч-ся:
– Глаголы в форме 2 лица, единственного числа.
Учитель:
– Какое слово лишнее и почему?
Уч-ся:
– Любуешься – возвратный.
Учитель:
– На какую орфограмму пропущены буквы?
Уч-ся:
– Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.
Учитель:
– Сформулируйте тему урока.
Уч-ся:
– Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.
Учитель:
– Вспомните алгоритм написания данной орфограммы.
У каждого ученика – алгоритм (он же на слайде 2):.
Безударные личные окончания глаголов.
- Ставим глагол в неопределённую форму.
- Глаголы – исключения:
Гнать
Держать
Дышать
Зависеть
Слышать
Видеть
Обидеть
Терпеть
Вертеть
Ненавидеть
Смотреть
2 спр.- -и-, -а-(-я-)
брить
стелить
1 спр. –е-, -у-(-ю-) - Не является исключением:
- -ИТЬ – 2 спр. -и-, -а-(-я-)
- НЕ -ИТЬ – 1 спр. – -е-, -у-(-ю-)
Учитель:
– Вставьте пропущенные орфограммы.
– Разделите глаголы на 4 группы.
Уч-ся:
– глаголы с ударным личным окончанием
– глаголы – исключения
– глаголы 1спр. с безударным личным окончанием
– глаголы 2спр. с безударным личным окончанием.
Учитель:
– На столе карточки, на которых написаны глаголы : живёт, идёт, творит, веселится, берегите, благодарите, радоваться, улыбаться, любоваться, спасать, помогать, нравится, светит, утешит, прославили, научили, любить, ненавижу, гоню, зависеть, держать, видишь, терпи.(по количеству учащихся)
– Объединитесь в 4 группы.
– Проспрягайте и определите, к какому спряжению можно отнести глаголы: бежать, хотеть, дать, есть (кушать) (каждой группе по одному).
Работа выполняется на А-3 и вывешивается на доске.
Уч-ся:
– У глаголов бежать и хотеть – окончания 1 и 2 спряжения, а у глаголов дать и есть в единственном числе вообще непонятные окончания.
Слайд 3.
Разноспрягаемые глаголы. Правила.
Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Их личные формы имеют окончания I и II спряжения. | |||
хотеть | бежать | ||
по I спр. я хочу ты хочешь он хочет |
по II спр. мы хотим вы хотите они хотят |
по I спр. я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите |
по II спр. они бегут |
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний. | |||
есть | дать | ||
по I спр. я е-м ты е-шь он е-ст |
по II спр. мы ед-им вы ед-ите они ед-ят |
по I спр. я да-м ты да-шь он да-ст |
по II спр. мы дад-им вы дад-ите они дад-ут |
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать. |
– Проспрягайте глагол победить. Какое затруднение вызвало у вас это задание?
Уч-ся:
– Не смогли образовать форму 1 лица единственного числа.
Учитель:
– Есть глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа.
– Откройте учебник на странице 42 и выполните (устно) упражнение 121. (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).
Уч-ся:
– Окончание –ем могут иметь имена существительные среднего рода в Тв. падеже и прилагательные м. и ср. рода в Пр. п. единственного числа.
Каждая группа представляет свою грамматическую задачу по заданию в упражнении, остальные решают их.
Учитель:
– Подберите синоним к слову глаголить.
Уч-ся:
– Говорить.
Учитель:
– У А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» (тот, кто предсказывает, предвещает что-то) есть такие строки:
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Это стихотворение вы будете изучать в старших классах. А сейчас скажите, что значит здесь слово «глагол»?
Уч-ся:
– Глагол – любое слово, побуждающее к действию, доброму или злому.
Учитель:
-Значит, словом (глаголом) можно ранить или даже убить душу, а можно воскресить, вылечить её. Слово наполнено силой, которая исходит из нашего ума через сердце. Поэтому к слову следует относиться очень осторожно, обдуманно. Сегодня я хочу подарить вам золотые правила, благодаря которым фонарик доброго гномика будет гореть ярче.
Для каждой группы карточки с текстом (он же на слайде 4):
- «Думай, что говоришь». Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом говори.
- «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
- «Не всё, что думаешь, говори». Правильно оцени собеседника, его душевное состояние. Готов ли он сегодня услышать те слова, которые мирно лягут на его душу через 3 дня? Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Не подведёшь ли кого, не выдаёшь ли чужую тайну своим неосторожным словом?
Учитель:
– Найдите глаголы в форме 2, 3 лица, единственного числа.
Уч-ся:
– Говоришь, находится, не думаешь, намереваешься, не подведёшь, не выдаёшь.
Учитель:
– Какие орфограммы встретились в этих словах?
Уч-ся:
– безударные личные окончания глаголов
– правописание частицы НЕ с глаголом
– «ь» после шипящих
– ТСЯ, -ТЬСЯ
Каждая группа объясняет 1 орфограмму.
Учитель:
– Вспомните пословицы о словах.
Уч-ся:
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь.
– Слово лечит, слово ранит.
– На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
– Словом не торопись, а делом не ленись.
– Слово пуще стрелы разит.
– Хорошее слово, что добрый конь.
– Худое слово доведёт до дела злого.
– Ласковое слово, что весенний день.
Учитель:
– Выполните морфологический разбор глагола вылетит (на листе А-3).
Уч-ся:
- Вылетит – глагол, т. к. «что делать?», действие;
- вылететь, сов.вид, 2 спр., буд.вр., в ед.ч., в 3 лице;
- вылетит – сказуемое.
Учитель:
– А почему это глагол 2 спр.? Ведь нач.ф. оканчивается на –еть, и личное окончание безударное?
Уч-ся:
– Приставка ВЫ- , как правило, перетягивает на себя ударение. Чтобы не ошибиться, надо отбросить её (вылетит – летит – 2 спр.).
Физкультминутка. Глаголы 1 спр. – встаём, 2 спр. – приседаем, исключения – хлопаем в ладоши.
Учитель:
– Слово «глагол» по форме какой частью речи является? Докажите.
Уч-ся:
– Имя существительное, т. к.
- Что?
- М. р., нулевое оконч., 2скл..
- Изменяется по числам и падежам.
Учитель:
-Образуйте от него глагол.
Уч-ся:
– Глаголить , разглагольствовать .
Учитель:
– Подберите синонимы. Какая группа больше?
На слайде 5 записаны некоторые из этих синонимов: глаголить, говорить, повествовать, молвить, баять, сказывать, сообщить, рассказать, побеседовать, пустословить.
Учитель:
– На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?
Уч-ся:
– Устаревшие – употребляемые.
– Совершенного вида – несовершенного вида.
– 1 спряжения – 2 спряжения.
Записывают глаголы на А-3:
1 группа – устаревшие – употребляемые
2 группа – совершенного – несовершенного вида
3 группа – 1 -2 спряжения
4 группа – записывает глаголы в форме 2 лица единственного числа и защищают у доски.
Учитель:
– Образуйте от глагола рассказывать имя существительное.
Уч-ся:
– Рассказ.
Учитель:
– Вспомните предложение, с которого мы начали наш урок. Гномик предлагает вам составить рассказ из глаголов, с помощью которых вы объединились в группы. Главная мысль - «Не хлебом единым живёт человек».
Примерные рассказы.
1 группа.
Живёт человек на свете, идёт по жизненному пути, веселится, творит добро. Береги, человек, свои добрые чувства, благодари людей, сделавших добро тебе.
2 группа.
Чтобы радоваться жизни, надо чаще улыбаться, любоваться красотой окружающего нас мира, спасать попавших в беду и помогать им.
3группа.
Мне нравится, когда светит солнце. Его тепло утешит меня, когда грустно. Поэты прославили светило в своих стихах и научили меня любить его.
4 группа.
Я ненавижу лень, гоню её. Видишь трудно – терпи. Нельзя от лени зависеть. Надо держать себя в руках.
Каждая группа читает свой рассказ и прикрепляет его на доске.
Слайд 6.
Пожелание гномика.
Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день, и ночь.
(Н.А. Заболоцкий)
Учитель:
– А теперь давайте подведём итог нашего урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Ответы учащихся.
Учитель:
– С помощью красных стикеров отметьте те задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, а с помощью зелёных – наиболее интересные.
Учащиеся прикрепляют стикеры на листах с выполненными заданиями, прикреплёнными на доске.
– На обратной стороне своей карточки (с глаголом) оцени свою работу на уроке (или поставить отметку, или написать словами) и подпиши её.
На следующем уроке вы узнаете о правописании глаголов в неопределённой форме.
Д/з. Напишите эссе о роли глагола в русском языке.