Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: отработка правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

  • закрепить правописание личных окончаний глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • дать представление о разноспрягаемых глаголах и особой форме окончаний некоторых глаголов;
  • развивать связную речь учащихся;
  • воспитывать внимательное отношение к слову, к людям.

Оборудование:

  • учебник Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой;
  • таблицы и памятки;
  • мультимедиа.

Ход урока

На доске: «Не хлебом единым живет человек».

В руках у учителя гномик.

Учитель:

– Добрым гномиком написано на доске предложение. Прочитайте его. Подумайте и скажите, в чём связь между смыслом этого предложения и гномиком.

Уч-ся:

– Человеку для жизни кроме хлеба нужна пища для души (книги, картины, музыка, молитва).

– У каждого человека существует свой внутренний мир – душа, которую надо питать добром. Чтобы рос в ней добрый гномик, надо совершать добрые поступки. (Притча о добром и злом гномиках.)

Учитель:

– Запишите это предложение и подчеркните его основу.

– Какой частью речи выражено сказуемое?

Уч-ся:

– Глаголом.

Учитель:

– Продолжите определение: глагол – это…

Уч-ся:

– … самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

На доске (слайде 1):

Живешь, помога..шь, люб..шь, благодаришь, дыш..шь, любу..шься, свет..шь, терп..шь.

Учитель:

– Что объединяет эти слова?

Уч-ся:

– Глаголы в форме 2 лица, единственного числа.

Учитель:

– Какое слово лишнее и почему?

Уч-ся:

Любуешься – возвратный.

Учитель:

– На какую орфограмму пропущены буквы?

Уч-ся:

– Безударная гласная в личных окончаниях глаголов.

Учитель:

– Сформулируйте тему урока.

Уч-ся:

– Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Учитель:

– Вспомните алгоритм написания данной орфограммы.

У каждого ученика – алгоритм (он же на слайде 2):.

Безударные личные окончания глаголов.

  1. Ставим глагол в неопределённую форму.
  2. Глаголы – исключения:
    Гнать
    Держать
    Дышать
    Зависеть
    Слышать
    Видеть
    Обидеть
    Терпеть
    Вертеть
    Ненавидеть
    Смотреть
    2 спр.- -и-, -а-(-я-)
    брить
    стелить
    1 спр. –е-, -у-(-ю-)
  3. Не является исключением:
  4. -ИТЬ – 2 спр. -и-, -а-(-я-)
  5. НЕ -ИТЬ – 1 спр. – -е-, -у-(-ю-)

Учитель:

– Вставьте пропущенные орфограммы.

– Разделите глаголы на 4 группы.

Уч-ся:

– глаголы с ударным личным окончанием

– глаголы – исключения

– глаголы 1спр. с безударным личным окончанием

– глаголы 2спр. с безударным личным окончанием.

Учитель:

– На столе карточки, на которых написаны глаголы : живёт, идёт, творит, веселится, берегите, благодарите, радоваться, улыбаться, любоваться, спасать, помогать, нравится, светит, утешит, прославили, научили, любить, ненавижу, гоню, зависеть, держать, видишь, терпи.(по количеству учащихся)

– Объединитесь в 4 группы.

– Проспрягайте и определите, к какому спряжению можно отнести глаголы: бежать, хотеть, дать, есть (кушать) (каждой группе по одному).

Работа выполняется на А-3 и вывешивается на доске.

Уч-ся:

– У глаголов бежать и хотеть – окончания 1 и 2 спряжения, а у глаголов дать и есть в единственном числе вообще непонятные окончания.

Слайд 3.

 Разноспрягаемые глаголы. Правила.

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Их личные формы имеют окончания I и II спряжения.
хотеть бежать
по I спр.
я хочу
ты хочешь
он хочет
по II спр.
мы хотим
вы хотите
они хотят
по I спр.
я бегу
ты бежишь
он бежит
мы бежим
вы бежите
по II спр.
они бегут
Глаголы есть и дать имеют особую систему окончаний.
есть дать
по I спр.
я е-м
ты е-шь
он е-ст
по II спр.
мы ед-им
вы ед-ите
они ед-ят
по I спр.
я да-м
ты да-шь
он да-ст
по II спр.
мы дад-им
вы дад-ите
они дад-ут
Так же спрягаются глаголы надоесть, создать и все приставочные производные глаголов есть и дать – переесть, заесть, выдать.

– Проспрягайте глагол победить. Какое затруднение вызвало у вас это задание?

Уч-ся:

– Не смогли образовать форму 1 лица единственного числа.

Учитель:

– Есть глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа.

– Откройте учебник на странице 42 и выполните (устно) упражнение 121. (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).

Уч-ся:

– Окончание –ем могут иметь имена существительные среднего рода в Тв. падеже и прилагательные м. и ср. рода в Пр. п. единственного числа.

Каждая группа представляет свою грамматическую задачу по заданию в упражнении, остальные решают их.

Учитель:

– Подберите синоним к слову глаголить.

Уч-ся:

Говорить.

Учитель:

– У А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» (тот, кто предсказывает, предвещает что-то) есть такие строки:

И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение вы будете изучать в старших классах. А сейчас скажите, что значит здесь слово «глагол»?

Уч-ся:

– Глагол – любое слово, побуждающее к действию, доброму или злому.

Учитель:

-Значит, словом (глаголом) можно ранить или даже убить душу, а можно воскресить, вылечить её. Слово наполнено силой, которая исходит из нашего ума через сердце. Поэтому к слову следует относиться очень осторожно, обдуманно. Сегодня я хочу подарить вам золотые правила, благодаря которым фонарик доброго гномика будет гореть ярче.

Для каждой группы карточки с текстом (он же на слайде 4):

  1. «Думай, что говоришь». Взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом говори.
  2. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, чем сказать неправду.
  3. «Не всё, что думаешь, говори». Правильно оцени собеседника, его душевное состояние. Готов ли он сегодня услышать те слова, которые мирно лягут на его душу через 3 дня? Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Не подведёшь ли кого, не выдаёшь ли чужую тайну своим неосторожным словом?

Учитель:

– Найдите глаголы в форме 2, 3 лица, единственного числа.

Уч-ся:

Говоришь, находится, не думаешь, намереваешься, не подведёшь, не выдаёшь.

Учитель:

– Какие орфограммы встретились в этих словах?

Уч-ся:

– безударные личные окончания глаголов

– правописание частицы НЕ с глаголом

– «ь» после шипящих

– ТСЯ, -ТЬСЯ

Каждая группа объясняет 1 орфограмму.

Учитель:

– Вспомните пословицы о словах.

Уч-ся:

– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

– Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь.

– Слово лечит, слово ранит.

– На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

– Словом не торопись, а делом не ленись.

– Слово пуще стрелы разит.

– Хорошее слово, что добрый конь.

– Худое слово доведёт до дела злого.

– Ласковое слово, что весенний день.

Учитель:

– Выполните морфологический разбор глагола вылетит (на листе А-3).

Уч-ся:

  1. Вылетит – глагол, т. к. «что делать?», действие;
  2. вылететь, сов.вид, 2 спр., буд.вр., в ед.ч., в 3 лице;
  3. вылетит – сказуемое.

Учитель:

– А почему это глагол 2 спр.? Ведь нач.ф. оканчивается на –еть, и личное окончание безударное?

Уч-ся:

– Приставка ВЫ- , как правило, перетягивает на себя ударение. Чтобы не ошибиться, надо отбросить её (вылетит – летит – 2 спр.).

Физкультминутка. Глаголы 1 спр. – встаём, 2 спр. – приседаем, исключения – хлопаем в ладоши.

Учитель:

– Слово «глагол» по форме какой частью речи является? Докажите.

Уч-ся:

– Имя существительное, т. к.

  1. Что?
  2. М. р., нулевое оконч., 2скл..
  3. Изменяется по числам и падежам.

Учитель:

-Образуйте от него глагол.

Уч-ся:

Глаголить , разглагольствовать .

Учитель:

– Подберите синонимы. Какая группа больше?

На слайде 5 записаны некоторые из этих синонимов: глаголить, говорить, повествовать, молвить, баять, сказывать, сообщить, рассказать, побеседовать, пустословить.

Учитель:

– На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?

Уч-ся:

– Устаревшие – употребляемые.

– Совершенного вида – несовершенного вида.

– 1 спряжения – 2 спряжения.

Записывают глаголы на А-3:

1 группа – устаревшие – употребляемые

2 группа – совершенного – несовершенного вида

3 группа – 1 -2 спряжения

4 группа – записывает глаголы в форме 2 лица единственного числа и защищают у доски.

Учитель:

– Образуйте от глагола рассказывать имя существительное.

Уч-ся:

– Рассказ.

Учитель:

– Вспомните предложение, с которого мы начали наш урок. Гномик предлагает вам составить рассказ из глаголов, с помощью которых вы объединились в группы. Главная мысль - «Не хлебом единым живёт человек».

Примерные рассказы.

1 группа.

Живёт человек на свете, идёт по жизненному пути, веселится, творит добро. Береги, человек, свои добрые чувства, благодари людей, сделавших добро тебе.

2 группа.

Чтобы радоваться жизни, надо чаще улыбаться, любоваться красотой окружающего нас мира, спасать попавших в беду и помогать им.

3группа.

Мне нравится, когда светит солнце. Его тепло утешит меня, когда грустно. Поэты прославили светило в своих стихах и научили меня любить его.

4 группа.

Я ненавижу лень, гоню её. Видишь трудно – терпи. Нельзя от лени зависеть. Надо держать себя в руках.

Каждая группа читает свой рассказ и прикрепляет его на доске.

Слайд 6.

Пожелание гномика.

Не позволяй душе лениться.
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь,
И день, и ночь.
(Н.А. Заболоцкий)

Учитель:

– А теперь давайте подведём итог нашего урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Ответы учащихся.

Учитель:

– С помощью красных стикеров отметьте те задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, а с помощью зелёных – наиболее интересные.

Учащиеся прикрепляют стикеры на листах с выполненными заданиями, прикреплёнными на доске.

– На обратной стороне своей карточки (с глаголом) оцени свою работу на уроке (или поставить отметку, или написать словами) и подпиши её.

На следующем уроке вы узнаете о правописании глаголов в неопределённой форме.

Д/з. Напишите эссе о роли глагола в русском языке.

Презентация.