Коррекционное занятие для воспитанников старшего звена школы-интерната "Ты живешь среди людей"

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Усвоить сущность понятия «конфликт»,
  • Знакомство с правилами предупреждения конфликта
  • Развитие умения нравственного самопознания, самооценки.
  • Коррекция недостатков характера, эмоционально-волевой сферы на основе упражнений личностного характера.

Задачи:

    • Познакомить ребят с понятием «конфликт»
    • Учить ребят разыгрывать ситуации из жизни, находить правильное решение.
    • Учить воспитанников как избежать конфликта.

Оборудование: Библия, плакат с надписью «Ты живешь среди людей», плакат «Правила счастливого человека:

  1. Не впадать в гнев.
  2. Не оставаться наедине со своими неприятностями.
  3. Избавляться от навязчивых мыслей делом, а не развлечением.
  4. Не требуй чрезмерно от других.
  5. Улыбайся всем и всегда. Злость возвращается.
  6. Будь нетерпим к своим недостаткам. Чем раньше от них избавишься, тем лучше.

Слова: «конфликт», «вежливость», карточки для игры «Магазин», «трудолюбие», «честность», «хорошее настроение», «скромность», «сочувствие», «уважение к старшим», «доброжелательность».

План.

  1. Вводное слово воспитателя.
  2. Основная часть.
    • А) Чтение выдержки из Библии
    • Б) понятие «конфликт»
    • В) разыгрывание ситуаций
    • Г) обсуждение правил счастливого человека
    • Д) психологическая игра «Магазин»
    • Е) Разыгрывание ситуаций
  3. Итог.

Вводная часть

Воспитатель: Мы продолжим беседовать с вами о том, как надо жить человеку на земле, что делать, чего избегать. Свод всех законов человеческой жизни прост – будь милосердным, помогай ближнему , не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого. Основой отношений между людьми всех религий является любовь.

Основная часть

Воспитатель: Давайте посмотрим, что говорится в Библии о любви.

Ученица читает библию ( первое послание глава 13-4,5,6,7,13).

Воспитатель: Не смотря на это, человека с самого рождения до глубокой старости сопровождают конфликты. Сегодня мы поговорим о причинах ваших ссор и способов их решениях.

Какие чувства вызывают у вас слова «конфликты», «ссора»?

Дети отвечают: слезы, драки, спор, крики, хлопанье дверью.

Давайте разыграем с вами ситуацию «Дежурство». Участвуют 2 человека.

Цель: коррекция правильного поведения на основе анализа и выбора правильной ситуации.

Один всегда говорит – Нет.

- Я дежурил вчера – нет.

- Я видела, ты не вымыл пол – нет.

Вот так в результате возникает конфликт. Что произойдет, если ссора закончится неправильно? Мы перестаем дружить, слезы, обида, желание покричать, ругаться.

А что происходит, если конфликт решен правильно? Наступает покой, радость, уверенность в своих силах.

Почему возникают конфликты?

Не сумели выслушать другого, не понимаем, что он говорит, не хотим понять что делать.

Как действовать, чтобы конфликт не происходил?

Надо уметь владеть собой, уметь постоять за себя, выслушать, понять другого человека, уметь правильно реагировать на критику, превратить её в шутку.

Организуем группу из 2-х человек. Я даю задание – ситуацию, ты даешь правильное решение, а ты неправильное.

Дети разыгрывают ситуации.

Цель: коррекция правильного поведения на основе анализа и выбора правильной ситуации.

  • Помоги мне сделать домашнее задание.

а) Отстань мне некогда.

б) Подожди 10 минут.

Какой ответ является бесконфликтным?

  • Ты зачем вошла в грязной обуви? Ведь я только что вымыла пол.
  • Знаешь, а Катя про тебя сказала, что ты взяла мою косметику.

Дети отвечают.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из ваших ответов?

Любой конфликт можно решить мирным путем.

Ученые и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь самые серьезные последствия. Обида, оскорбление человека, делает его злым, недоверчивым, замкнутым, страдает сердце, появляются различные болезни – все это результат хамства, грубости. Быть злым легко, легко ответить грубостью на грубость. А ведь всегда надо помнить золотое правило.

Перед вами лежат листы, на которых написаны правила счастливого человека. Прочтите их вслух, объясните, как вы их понимаете.

Цель: Коррекция памяти.

  • Не впадать в гнев.
  • Не оставаться наедине со своими неприятностями.
  • Избавляться от навязчивых мыслей делом, а не развлечением.
  • Не требуй чрезмерно от других.
  • Улыбайся всем и всегда. Злость возвращается.
  • Будь нетерпим к своим недостаткам. Чем раньше от них избавишься, тем лучше.

Если выполнять все эти правила, то, наверное, жить будет легче. Правила хороших взаимоотношений просты. Всегда надо исходить из того, что перед тобой хороший человек. Если он не замечает, что делает – объясни, не знает, как сделать – подскажи, переживает – успокой.

Мы говорим о том, что чем скорее избавишься от недостатков, тем лучше.

Ребятам предлагают поиграть в игру «Магазин».

Цель: коррекция поведения личности на основе упражнения в адекватном реагировании, а также анализа и синтеза.

Перед вами магазин, в котором на прилавке лежат все человеческие качества, поступки, умения. Их можно приобрести в обмен на ваши недостатки, на что-либо нужное тебе. ( трудолюбие, честность, хорошее настроение, доброта, дружба, скромность, сочувствие, заботливость, уважение к старшим, доброжелательность).

Вывод: если у вас будут все эти качества, то конфликтов будет гораздо меньше. Представьте себе, что все это у вас есть.

Теперь найдите правильный выход из следующих ситуаций.

Детям предлагается несколько ситуаций. Они дают правильные ответы.

Цель: Коррекция поведения личности на основе упражнения в адекватном реагировании.

  • Ты взял книгу, потерял её, а теперь она мне нужна.
  • Я так старалась готовила свой новый костюм, а ты его порвала.
  • Что ты все пристаешь ко мне, не видишь что ли, что я занята?

Молодцы, вы нашли правильный выход, не забыли и самый главный – попросили прощения за то, что сделали нечаянно. А был ли в вашей жизни конфликт, который не вырос в большую ссору? Расскажите, пожалуйста.

Итог.

  1. Что такое конфликт, как он возникает?
  2. Можно ли избежать конфликта? Как?

Цель: коррекция восприятия на основе упражнения в повторении.

Воспитатель: каждый человек – мир, свой, единственный и неповторимый. Эти миры в повседневной жизни сталкиваются, от этого возникают многочисленные проблемы, конфликты. Надо их погасить, примирить всех, кто ссорится. Не считайте себя центром Вселенной. Помни о тех, кто рядом.