Интегрированное занятие по математике и окружающему миру для подготовительной группы "Полет на космическом корабле"

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Программное содержание

  1. Формировать у детей представление об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребёнка. Сформировать представление о моральных ценностях, продолжать знакомить детей с такими проявлениями человеческой души как доброта, любовь, гостеприимство.
  2. Развивать у детей представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, геометрических фигурах. Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач. Развивать творческое воображение, логическое мышление. Вырабатывать навыки и привычки необходимые для жизни в обществе, дать детям положительные социальные нормы поведения. Развивать точную аргументированную и доказательную речь, обогащать словарь ребёнка, активность и инициативность.
  3. Создать детям хорошее настроение, воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

  • Беседы на тему: "Космос", "Наш характер" (разделы: доброта, верность, дружба, гостеприимство, заботливость, стремление прийти на помощь ближнему), "Наши чувства".
  • Рассматривание иллюстраций о космосе
  • Чтение художественной литературы на космическую тематику, на тему добра, дружбы, гостеприимства.
  • Заучивание пословиц, поговорок о добре и приёме гостей.

Оборудование:

  • модель солнечной системы, иллюстрации о космосе, рисунки о космосе, выполненные детьми; логические блоки Дьенеша;
  • изготовление схем и символов для логических блоков Дьенеша;
  • раскраски;
  • клубок;
  • плакат с изображением солнца, внутри которого написано слово "доброта". От него исходят лучи разного цвета, на которых написано свойства души: гостеприимство, дружба, заботливость, стремление помочь, щедрость, любовь, верность;
  • указка;
  • фломастеры: жёлтого, оранжевого, фиолетового цвета.

Ход занятия

Дети входят в зал и становятся полукругом вдоль стены, лицом к гостям.

Воспит: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. А, теперь посмотрите на эту стену и рассмотрите все рисунки.

(дети рассматривают рисунки)

Воспит: Я вам загадаю загадки, а ответы вы найдёте на этих рисунках.

  1. Что за чудная машина
    По Луне идёт?
    Вы её узнали дети?
    Ну, конечно…. (Луноход)

  2. Он вокруг Земли плывёт
    И сигналы подаёт
    Этот вечный путник
    Под названием… (Спутник)

  3. С земли взлетает в облака
    Как серебристая стрела
    Летит к другим планетам
    Стремительно…. (Ракета)

  4. Когда ты в космосе мой друг
    Творятся чудеса вокруг
    Паришь ты, вот так новость
    Ведь это…. (Невесомость)

  5. Он чёрен, как ночь
    И звёзд в нём не счесть
    Планет и созвездий
    В нём множество есть?
    Что же это за место?
    Возникает вопрос
    И каждый ответит
    Ведь это же … (Космос)

  6. Он космос покоряет
    Ракетой управляет
    Отважный, смелый астронавт
    Зовётся просто … (Космонавт)

Воспит: Молодцы, ребята, вы знаете, что 2011 год, который уже заканчивается был назван годом космонавтики? Как вы думаете, почему его так назвали?

Ответы детей: (Юрий Гагарин)

Воспит: Да, ребята, первым человеком полетевшим в космос стал представитель нашей страны Юрий Гагарин. Но с тех пор уже множество космонавтов побывало в космосе.

  • А вы знаете, какая самая яркая звезда на небе? (Полярная);
  • Третья планета в солнечной системе? (Земля);
  • Как называется спутник Земли? (Луна);
  • Последняя планета в солнечной системе? (Плутон);
  • Сколько всего планет в солнечной системе? (9);
  • Когда отмечается день космонавтики? (12 апреля);
  • Как звали собак, которые первыми полетели в космос? (Белка, Стрелка)

Воспит: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). Хорошо тогда мы с вами сейчас отправимся в путешествие. Но не простое, а космическое. Напомните, кто же летает в космос? (Космонавты). Давайте построим ракету. Садитесь за стол.

(Дети садятся за столы)

Воспит: У вас на столах у всех находятся логические блоки Дьенеша и схемы. Для начала, давайте вспомним, что обозначают наши схемы.

(Воспитатель показывает схемы, дети отвечают)

Воспит: Молодцы, ребята, приступайте к постройке ракет.

(Дети выполняют задания, воспитатель наблюдает и при необходимости помогает.)

Воспит: Умницы, все справились с заданием. Ребята, космонавты очень умные и сообразительные люди. Они знают все планеты солнечной системы, а вы знаете?

Ответы детей (Да, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Воспит: Космонавты не только умные, но и здоровые, ловкие, сильные. Становитесь на космическую гимнастику.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА "Упражнения с мячами"

Воспит: ребята, самая близкая к нам планета – это Марс. Учёные предполагают, что там живут Марсиане. Может быть мы их увидим. Летим на Марс.

Ребёнок:

Всё готово! Ключ на старт!
Отправляемся в полёт
Нам пора начать отсчёт!
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Мелькают огни, звучит, космическая музыка и в зале появляются марсиане.

1 марсианин: Кажется, к нам на Марс прилетели инопланетяне.

2 марсианин: Только почему-то они такие маленькие, только две очень большие.

Воспит: Мы прилетели к вам с планеты Земля. Мы воспитатели, а это дети из детского сада. Они сейчас вам расскажут, как они в детском саду замечательно живут.

1 реб.:

Наш детский сад "Веснянка"
Большой и светлый дом
Тепло, уютно, весело
В садике моем.

2 реб.:

Утром рано воспитатель
Детвору встречает
Добрым словом и улыбкой
Всех он привечает.

3 реб.:

Ко всем забота и любовь
И ко всем внимание
На занятиях царит
Взаимопонимание.

4 реб.:

Воспитатели у нас
Волшебницы феи
Разделяют они с нами
Любые затеи.

5 реб.:

Наш самый лучший
Детский сад
Так все ребята говорят
Прилетайте в гости
Будем очень рады.

1 марсианин: Спасибо за приглашение.

2 марсианин: Но мы боимся к вам лететь. Мы не знаем какие люди живут на вашей планете, и как себя там вести. Ведь на каждой планете свои правила поведения.

Воспит2: На нашей планете живут люди, обладающие самым прекрасным качеством человеческой души – добротой. Доброта – жемчужина души! Немало поговорок сложили люди о добре. Давайте их назовём ребята.

Дети:

  • "Добро не горит и не тонет"
  • "Доброе дело два века живёт"
  • "Доброе слово лучше мягкого пирога"
  • "Доброе дело крепко"
  • "Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу".

Воспит2: Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость, храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие. Какие ещё качества дорброго человека мы не назвали?

Дети: Стремление оказать помощь, щедрость, гостеприимство, доброжелательность.

Воспит2: Каждый видит доброту по-своему. Для кого-то это нежное и ласковое лицо мамы или бабушки или заботливые мамины руки. Несомненно одно: доброта несёт в себе ласку и тепло, она нужна любому живому существу, словно солнечный свет, дарующий жизнь земле. Изобразим доброту в виде солнца (показывают рисунок). Внутри круга написано слово "доброта". От солнца озаряющего нашу планету исходят лучи. Пусть лучи исходят и от нашего "Солнца доброты". Каждый луч – это свойство души доброго, воспитанного человека. Это те свойства, которые вы мне уже назвали. Послушайте их (называет). Нет лучиков только у свойств гостеприимство, дружба и любовь. Давайте их дорисуем. Как вы думаете, какое самое главное свойство доброты?

Дети: Любовь.

Воспит2: Любовь! Любовь к родной земле, близким и друзьям, воспитателям и учителям, к своим домашним питомцам. Давайте поиграем в игру "Пирамида любви".

Игра "Пирамида любви".

(Дети кладут ладошки одну на другую и признаются в любви: "Я люблю маму", "Я люблю свою собаку …").

Воспит2: Нарисуем этот луч фиолетовым фломастером. Ещё один луч падает на такое свойство, как гостеприимство. Может ли добрый человек быть не гостеприимным?

Дети: Не может. Добрый человек рад гостю, старается усадить его на лучшее место, угостить самым вкусным, что есть в доме.

Воспит2: Немало русских пословиц относится к приёму гостей. Кто назовёт?

Дети: "Гость доволен – и хозяин рад", "Гость на двор – хозяину радость", "Гостю щей не жалей, а погуще налей", "Гостю в переднем углу место".

Воспит2: Расскажите, как же принято принимать гостей?

Игра "Волшебный клубок"

(дети передают клубок друг другу и говорят правила гостеприимства)

  • Если на празднике кто-то из гостей встречаются впервые, их нужно познакомить.
  • Мальчика представляют девочке. Девочка при знакомстве первая подаёт руку.
  • Гости здороваются с родителями виновника торжества.
  • В гостях принято дарить подарки.
  • Подарок не откладывают в сторону его разворачивают, показывают всем, говорят слова благодарности.
  • Подарок не обязательно должен быть дорогим, но обязательно аккуратно и красиво упакован.
  • Девочкам всегда приятно, когда им дарят цветы.
  • Собираясь в гости лучше взять сменную обувь.
  • Цветы надо сразу же поставить в вазу.
  • Гость не должен без разрешения трогать те вещи, которые его заинтересовали.

Воспит2: Молодцы. Как вы понимаете слова "открытый гостеприимный дом"?

Дети: Это дом, в который всегда можно прийти, даже без приглашения. Здесь для гостя не пожалеют ни времени, ни приветливых добрых слов, ни угощения.

Воспит2: Вот такой дом наша планета Земля. Нарисуем лучик оранжевым цветом. Ещё один лучик нам нужно дорисовать – лучик дружбы. Вспомним правила дружбы поиграв в игру "Дружба".

Игра "Дружба".

(Дети говорят правила дружбы и берутся за руки.)

  • Не ссорится по пустякам.
  • Не злиться и не завидовать.
  • Делиться с друзьями игрушками.
  • Помогать друзьям, если что-то не получается.
  • Не зазнаваться.
  • Не лгать.
  • Не хвастаться.
  • Уметь уступить.
  • С благодарностью принимать помощь, советы, замечания друзей.
  • Улыбаться.

Воспит2: Вытяните руки, от соприкосновения наших ладоней между ними появились маленькие искорки добра. И вот я вижу эти искорки добра вспыхнули в ваших глазах. А губы озарила улыбка. Давайте нарисуем этот лучик жёлтым фломастером.

1 марсианин: Теперь нам не страшно к вам лететь.

2 марсианин: Теперь мы сумеем подружиться со всеми землянами.

Воспит2: Мы предлагаем вам подружиться в весёлой игре "Зашагали ножки". Становитесь с нами в круг.

Игра "Зашагали ножки".

1 марсианин: Мы обязательно прилетим на вашу планету с красивым названием – Земля.

2 марсианин: А на прощанье хотим подарить вам подарки. (раскраски – космические).

Дети: Спасибо!

Воспит2: Пора нам возвращаться в детский сад.

Марсиане удаляются под музыку и мигание огней.

Воспит2: Путешествие было замечательным. Ребята, вы правильно рассказали марсианам о лучших чертах характера людей и о правилах поведения.

Воспит: Пора нам заканчивать нашу игру "Космическое путешествие". Ребята отлично справились со всеми заданиями. Молодцы.

Воспит2: Ребята, попрощайтесь с нашими гостями. Наше занятие окончено.

Используемая литература:

  1. Т.А. Шорыгина "Беседы о характере и чувствах".
  2. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник "Этические беседы с детьми 4-7 лет".
  3. Л.Б. Фесюкова "Комплексные занятия по воспитанию нравственности".
  4. В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая "Беседы о поведении ребёнка за столом".
  5. "Логика и математика для дошкольников" под редакцией З.А. Михайловой.
  6. Г.Н. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова "Математика для дошкольников".
  7. Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры".
  8. "Новая детская энциклопедия" С.В. Морозов.