Программное содержание
- Формировать у детей представление об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребёнка. Сформировать представление о моральных ценностях, продолжать знакомить детей с такими проявлениями человеческой души как доброта, любовь, гостеприимство.
- Развивать у детей представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, геометрических фигурах. Развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, догадку, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач. Развивать творческое воображение, логическое мышление. Вырабатывать навыки и привычки необходимые для жизни в обществе, дать детям положительные социальные нормы поведения. Развивать точную аргументированную и доказательную речь, обогащать словарь ребёнка, активность и инициативность.
- Создать детям хорошее настроение, воспитывать доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- Беседы на тему: "Космос", "Наш характер" (разделы: доброта, верность, дружба, гостеприимство, заботливость, стремление прийти на помощь ближнему), "Наши чувства".
- Рассматривание иллюстраций о космосе
- Чтение художественной литературы на космическую тематику, на тему добра, дружбы, гостеприимства.
- Заучивание пословиц, поговорок о добре и приёме гостей.
Оборудование:
- модель солнечной системы, иллюстрации о космосе, рисунки о космосе, выполненные детьми; логические блоки Дьенеша;
- изготовление схем и символов для логических блоков Дьенеша;
- раскраски;
- клубок;
- плакат с изображением солнца, внутри которого написано слово "доброта". От него исходят лучи разного цвета, на которых написано свойства души: гостеприимство, дружба, заботливость, стремление помочь, щедрость, любовь, верность;
- указка;
- фломастеры: жёлтого, оранжевого, фиолетового цвета.
Ход занятия
Дети входят в зал и становятся полукругом вдоль стены, лицом к гостям.
Воспит: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. А, теперь посмотрите на эту стену и рассмотрите все рисунки.
(дети рассматривают рисунки)
Воспит: Я вам загадаю загадки, а ответы вы найдёте на этих рисунках.
-
Что за чудная машина
По Луне идёт?
Вы её узнали дети?
Ну, конечно…. (Луноход) -
Он вокруг Земли плывёт
И сигналы подаёт
Этот вечный путник
Под названием… (Спутник) -
С земли взлетает в облака
Как серебристая стрела
Летит к другим планетам
Стремительно…. (Ракета) -
Когда ты в космосе мой друг
Творятся чудеса вокруг
Паришь ты, вот так новость
Ведь это…. (Невесомость) -
Он чёрен, как ночь
И звёзд в нём не счесть
Планет и созвездий
В нём множество есть?
Что же это за место?
Возникает вопрос
И каждый ответит
Ведь это же … (Космос) -
Он космос покоряет
Ракетой управляет
Отважный, смелый астронавт
Зовётся просто … (Космонавт)
Воспит: Молодцы, ребята, вы знаете, что 2011 год, который уже заканчивается был назван годом космонавтики? Как вы думаете, почему его так назвали?
Ответы детей: (Юрий Гагарин)
Воспит: Да, ребята, первым человеком полетевшим в космос стал представитель нашей страны Юрий Гагарин. Но с тех пор уже множество космонавтов побывало в космосе.
- А вы знаете, какая самая яркая звезда на небе? (Полярная);
- Третья планета в солнечной системе? (Земля);
- Как называется спутник Земли? (Луна);
- Последняя планета в солнечной системе? (Плутон);
- Сколько всего планет в солнечной системе? (9);
- Когда отмечается день космонавтики? (12 апреля);
- Как звали собак, которые первыми полетели в космос? (Белка, Стрелка)
Воспит: Ребята, а вы любите путешествовать? (Да). Хорошо тогда мы с вами сейчас отправимся в путешествие. Но не простое, а космическое. Напомните, кто же летает в космос? (Космонавты). Давайте построим ракету. Садитесь за стол.
(Дети садятся за столы)
Воспит: У вас на столах у всех находятся логические блоки Дьенеша и схемы. Для начала, давайте вспомним, что обозначают наши схемы.
(Воспитатель показывает схемы, дети отвечают)
Воспит: Молодцы, ребята, приступайте к постройке ракет.
(Дети выполняют задания, воспитатель наблюдает и при необходимости помогает.)
Воспит: Умницы, все справились с заданием. Ребята, космонавты очень умные и сообразительные люди. Они знают все планеты солнечной системы, а вы знаете?
Ответы детей (Да, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Воспит: Космонавты не только умные, но и здоровые, ловкие, сильные. Становитесь на космическую гимнастику.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА "Упражнения с мячами"
Воспит: ребята, самая близкая к нам планета – это Марс. Учёные предполагают, что там живут Марсиане. Может быть мы их увидим. Летим на Марс.
Ребёнок:
Всё готово! Ключ на старт!
Отправляемся в полёт
Нам пора начать отсчёт!
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Мелькают огни, звучит, космическая музыка и в зале появляются марсиане.
1 марсианин: Кажется, к нам на Марс прилетели инопланетяне.
2 марсианин: Только почему-то они такие маленькие, только две очень большие.
Воспит: Мы прилетели к вам с планеты Земля. Мы воспитатели, а это дети из детского сада. Они сейчас вам расскажут, как они в детском саду замечательно живут.
1 реб.:
Наш детский сад "Веснянка"
Большой и светлый дом
Тепло, уютно, весело
В садике моем.
2 реб.:
Утром рано воспитатель
Детвору встречает
Добрым словом и улыбкой
Всех он привечает.
3 реб.:
Ко всем забота и любовь
И ко всем внимание
На занятиях царит
Взаимопонимание.
4 реб.:
Воспитатели у нас
Волшебницы феи
Разделяют они с нами
Любые затеи.
5 реб.:
Наш самый лучший
Детский сад
Так все ребята говорят
Прилетайте в гости
Будем очень рады.
1 марсианин: Спасибо за приглашение.
2 марсианин: Но мы боимся к вам лететь. Мы не знаем какие люди живут на вашей планете, и как себя там вести. Ведь на каждой планете свои правила поведения.
Воспит2: На нашей планете живут люди, обладающие самым прекрасным качеством человеческой души – добротой. Доброта – жемчужина души! Немало поговорок сложили люди о добре. Давайте их назовём ребята.
Дети:
- "Добро не горит и не тонет"
- "Доброе дело два века живёт"
- "Доброе слово лучше мягкого пирога"
- "Доброе дело крепко"
- "Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу".
Воспит2: Доброго человека отличают такие черты характера, как щедрость, храбрость, отзывчивость и внимательность, трудолюбие и бескорыстие. Какие ещё качества дорброго человека мы не назвали?
Дети: Стремление оказать помощь, щедрость, гостеприимство, доброжелательность.
Воспит2: Каждый видит доброту по-своему. Для кого-то это нежное и ласковое лицо мамы или бабушки или заботливые мамины руки. Несомненно одно: доброта несёт в себе ласку и тепло, она нужна любому живому существу, словно солнечный свет, дарующий жизнь земле. Изобразим доброту в виде солнца (показывают рисунок). Внутри круга написано слово "доброта". От солнца озаряющего нашу планету исходят лучи. Пусть лучи исходят и от нашего "Солнца доброты". Каждый луч – это свойство души доброго, воспитанного человека. Это те свойства, которые вы мне уже назвали. Послушайте их (называет). Нет лучиков только у свойств гостеприимство, дружба и любовь. Давайте их дорисуем. Как вы думаете, какое самое главное свойство доброты?
Дети: Любовь.
Воспит2: Любовь! Любовь к родной земле, близким и друзьям, воспитателям и учителям, к своим домашним питомцам. Давайте поиграем в игру "Пирамида любви".
Игра "Пирамида любви".
(Дети кладут ладошки одну на другую и признаются в любви: "Я люблю маму", "Я люблю свою собаку …").
Воспит2: Нарисуем этот луч фиолетовым фломастером. Ещё один луч падает на такое свойство, как гостеприимство. Может ли добрый человек быть не гостеприимным?
Дети: Не может. Добрый человек рад гостю, старается усадить его на лучшее место, угостить самым вкусным, что есть в доме.
Воспит2: Немало русских пословиц относится к приёму гостей. Кто назовёт?
Дети: "Гость доволен – и хозяин рад", "Гость на двор – хозяину радость", "Гостю щей не жалей, а погуще налей", "Гостю в переднем углу место".
Воспит2: Расскажите, как же принято принимать гостей?
Игра "Волшебный клубок"
(дети передают клубок друг другу и говорят правила гостеприимства)
- Если на празднике кто-то из гостей встречаются впервые, их нужно познакомить.
- Мальчика представляют девочке. Девочка при знакомстве первая подаёт руку.
- Гости здороваются с родителями виновника торжества.
- В гостях принято дарить подарки.
- Подарок не откладывают в сторону его разворачивают, показывают всем, говорят слова благодарности.
- Подарок не обязательно должен быть дорогим, но обязательно аккуратно и красиво упакован.
- Девочкам всегда приятно, когда им дарят цветы.
- Собираясь в гости лучше взять сменную обувь.
- Цветы надо сразу же поставить в вазу.
- Гость не должен без разрешения трогать те вещи, которые его заинтересовали.
Воспит2: Молодцы. Как вы понимаете слова "открытый гостеприимный дом"?
Дети: Это дом, в который всегда можно прийти, даже без приглашения. Здесь для гостя не пожалеют ни времени, ни приветливых добрых слов, ни угощения.
Воспит2: Вот такой дом наша планета Земля. Нарисуем лучик оранжевым цветом. Ещё один лучик нам нужно дорисовать – лучик дружбы. Вспомним правила дружбы поиграв в игру "Дружба".
Игра "Дружба".
(Дети говорят правила дружбы и берутся за руки.)
- Не ссорится по пустякам.
- Не злиться и не завидовать.
- Делиться с друзьями игрушками.
- Помогать друзьям, если что-то не получается.
- Не зазнаваться.
- Не лгать.
- Не хвастаться.
- Уметь уступить.
- С благодарностью принимать помощь, советы, замечания друзей.
- Улыбаться.
Воспит2: Вытяните руки, от соприкосновения наших ладоней между ними появились маленькие искорки добра. И вот я вижу эти искорки добра вспыхнули в ваших глазах. А губы озарила улыбка. Давайте нарисуем этот лучик жёлтым фломастером.
1 марсианин: Теперь нам не страшно к вам лететь.
2 марсианин: Теперь мы сумеем подружиться со всеми землянами.
Воспит2: Мы предлагаем вам подружиться в весёлой игре "Зашагали ножки". Становитесь с нами в круг.
Игра "Зашагали ножки".
1 марсианин: Мы обязательно прилетим на вашу планету с красивым названием – Земля.
2 марсианин: А на прощанье хотим подарить вам подарки. (раскраски – космические).
Дети: Спасибо!
Воспит2: Пора нам возвращаться в детский сад.
Марсиане удаляются под музыку и мигание огней.
Воспит2: Путешествие было замечательным. Ребята, вы правильно рассказали марсианам о лучших чертах характера людей и о правилах поведения.
Воспит: Пора нам заканчивать нашу игру "Космическое путешествие". Ребята отлично справились со всеми заданиями. Молодцы.
Воспит2: Ребята, попрощайтесь с нашими гостями. Наше занятие окончено.
Используемая литература:
- Т.А. Шорыгина "Беседы о характере и чувствах".
- В.И. Петрова, Т.Д. Стульник "Этические беседы с детьми 4-7 лет".
- Л.Б. Фесюкова "Комплексные занятия по воспитанию нравственности".
- В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая "Беседы о поведении ребёнка за столом".
- "Логика и математика для дошкольников" под редакцией З.А. Михайловой.
- Г.Н. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова "Математика для дошкольников".
- Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или развивающие игры".
- "Новая детская энциклопедия" С.В. Морозов.