Тема данного урока рассчитана па повторение и обобщение всего I полугодия и проведен после административной контрольной работы, итоги данного урока совпадают с результатами контрольной. На этом уроке учащиеся решали примеры и задачи устного, полу устного характера, повторялись разряды и классы чисел, перевод из одной системы измерения в другую, на сравнение чисел, также решать примеры на все действия, трудные задачи, задачи на смекалку, геометрического характера.
Отрабатывалась техника быстрого, беглого решения примеров задач, а также задачи по тестированию.
Примеры разделены на уровни восприятия учащимися и повышенной трудности.
На этом же уроке преследовалась цель ознакомления детей с флорой и фауной своего, отчего края, поэтому тексты задач были подобраны о травах, рыбах, зверье, птицах, деревьях окружающих нас.
Урок цели достиг. Дети неплохо ориентировались по данной теме, проявлялся интерес учащихся к предмету, родному краю. Решение задач вызвало удовольствие.
Элементы игры, включенные в урок, оказали заметное влияние на деятельность учащихся. Правила и организации игры были составлены с учетом особенностей учащихся 5 класса.
Цели урока:
- Обобщить темы I первого полугодия по математике в 5 классе «Натуральные числа и действия над ними».
- Ввести элементы интегрирования.
- Пробудить любознательность, интерес, любовь к флоре и фауне родного края.
- Развивать стремление поиска нового.
- Формировать гибкость и самостоятельность мышления.
- Привлечь к сбору информации, числового материала к уроку.
План урока:
- Остановка «Историческая».
- Остановка «родник Харза-Булаг».
- У озера «Хайл».
- На поляне «Маевка».
- У источника «Аршан».
Оборудование:
- Этно-экологическая карта и маршрут урока.
- Географическая карта России и Бурятии.
- Раздаточный материал:
- «Рыбки».
- Ребусы.
- Треугольники и четырехугольники.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ученикам объявляется тема урока, цели и план урока, раздаются маршрутные листы. На первой остановке учитель географии «провожает» учащихся в «поездку», т.е. она кратко объясняет, где располагается наша Тэгда и объясняет название села.
Затем, получив задание и решив его, отправляются дальше.
На второй остановке решают три задачи о растениях края, сделав умозаключение, отправляются дальше.
На третьей остановке три «рыбака» ловят «рыбы» и решают у доски задачи о рыбах нашей местности, каждый вслух читает задачу на символических рыбках, рассуждают и приходят к правильным ответам.
На следующей остановке решают устно задачи про животных (4 задачи).
На последней остановке учащиеся решают задачи про целебный источник, птиц и деревья края, введены элементы тестирования. Решив 7 задач полу устно, учащиеся «едут» на начальную остановку, делают «привал», решают задачу на смекалку.
Учитель дает слово «экскурсоводу» и экспертной группе, которые подводят предварительные итоги путешествия, затем он же, учитель объявляет итоги – оценки и делает умозаключение по уроку.
Домашнее задание:
- Узнать сколько разновидностей деревьев у нас растет в Курбинской долине, составить 1 задачу.
- Узнать какие лекарственные растение у нас растут. Составить одну задачу и решить ее.
Урок-экскурсия по заповедным местам с. Тэгда
II. Остановка Историческая в центре села.
В таежном крае, за Байкалом издавна жил этот народ. Кто жил в наших местах, в те далекие времена?
Узбеки – 51
Эвенки – 54
Татары – 52
III. Остановка "Харза-Булаг".
- "Вы слыхали когда-нибудь о траве голубой "ая-ганга"?
У нее суховатые жалкие стебли,
от нее синеватые наши степи"
Н. Дамдинов
Буряты почитают эту траву – ая-ганга, которую называют по русски богородской травой, она лечит от ста болезней, она вырастает до 10 см. вырази эту длину в мм, дм. Начерти отрезок данной длины. - Купальница азиатская – растение высотой 70 см, высота ветреницы Байкальской на 30 см меньше. Какова высота ветреницы Байкальской, выразите в дм.
- Высота золотого корня, который используется как средство народной медицины, 40 см, а высота бадана толстолистного 50 см, выразите указанные размеры в дм и сравните их.
IV. Остановка «Озеро Хаил».
- Налим – единственный представитель семейства тресковых в Бурятии, имеет промысловое значение. Ценится не только мясо, но и печень. Масса налима в 5 раз больше массы нашего окуня. Какова масса окуня и налима если вместе они составляют 18кг?
- Осетр и ленок – рыбы, широко распространенные у нас в Бурятии. Рост их различен: к 15 годам осетр достигает вес 12 кг, а ленок – 4 кг. Кто тяжелее 5 осетров или 10 ленков в 15-летнем возрасте?
- Сибирский таймень – речная рыба. Длина рыб в возрасте 5 лет достигает 50см при т = 1400 г, а в возрасте 25 лет – 150 см при т = 26700 г. на сколько увеличивается масса, во сколько раз увеличивается рост?
V. На поляне «Маевка».
- Медведь способен съесть за сутки до 39кг животной пищи. Сколько кг еды понадобится медведю на месяц (31 день)?
- Масса рыси 15 кг, это в 10 раз меньше, чем масса кабана, масса изюбра в 2 раза больше, чем масса кабана, какова масса изюбра?
- Сохатый – самый крупный вид из парнокопытных зверей. Масса его 300 кг, масса кабарги в 20 раз меньше, чем масса сохатого, а заяц на 12 кг меньше весит, чем кабарга. Какова масса зайца?
- Волк широко распространен в Бурятии. Его масса 60 кг, масса медведя 300 кг. Кто и во сколько раз тяжелее?
VI. На целебном источнике «Аршан».
-
Выходит в распадке в 9 км 139 м от Тэгды. Тип воды – холодная, радиоактивная, гидрокарбонатная, магниевокальцевая.
«Хухэ-Шулута» – в 45 км 927 м.
«Энгиртуй» – в 43 351 м.
Назовите разряды чисел. -
Голубая ель живет в среднем 600 лет во сколько раз она старше лиственницы, возраст которой 300 лет.
-
«По питательным свойствам орехи превосходят молоко и мясо, поэтому используются в кондитерском производстве, при изготовлении конфет, халвы, тортов». Орехи какого дерева?
сосна – 25
кедр – 10
пихта – 21
30 5 45 40
Квадрат должен стать магическим. Ответ – наименьшее число. -
Наиболее распространенным обитателем в наших местах является воробей. Гнездиться он начинает рано и за год успевает вывести 3 выводка, в каждом из них в среднем 5 птенцов. Определите количество птенцов 101 в., 505 в., 1001 в.?
-
Кедровка живет в хвойных лесах. В сезон урожая начиная с августа, кедровка запасает пищу на зиму, устраивая небольшие кладовые (по 15 орех) и заготавливает 60000 орехов. Сколько за сезон устраивает кладовых кедровка?
-
Какая птица может ходить по дну водоема?
оляпка – 5
сорока – 4
ласточка – 6
голубь – 3 -
Какая птица обладает исключительной способностью видеть в темноте?
синица – 0
дятел – 2
Сова – 1
Ответ (Какое число делится само на себя и получается это же число?)
Сосчитайте треугольники и четырехугольники.
VII. Едем домой на остановку «Историческая» в центр села
Кто автор этих строк:
«Таежная, озерная, степная.
Ты добрым светом солнечным полна,
Цветущая от края и до края.
Будь счастлива Родная сторона.»
Д. Жалсараев – 35
У. Галсанов – 74
Д. Улзытуев – 16
14 | 35 | 7 | 21 |
2 | 5 | 1 | 3 |
8 | 20 | 4 | 12 |
6 | 15 | 3 | 9 |
Выберите из первой строки таблицы наибольшее число, из второй – наименьшее, из двух больших чисел третьей строки – наименьшее число. Из двух наименьших чисел четвертой строки – наибольшее число. Произведение чисел, уменьшенное в 72 раза ключ к ответу.