Урок обучения грамоте в 1-м классе с применением ИКТ "Упражнения в написании слов с большой буквы"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели: учить детей получать удовольствие от собственных, пусть даже маленьких открытий; развивать умение грамотно писать слова с большой буквы, развивать логическое мышление; воспитывать умение выражать свои мысли и интерес к звучащему слову.

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» (первые уроки) 1 класс; Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева; Универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 1-й класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, издательство «Экзамен»; иллюстрация сказочного персонажа Незнайки, чек, чучело; раздаточный материал на каждого ученика: схемы-человечки с согласной буквой Ч, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдёт, конечно, впрок
Много нового узнаем
Будем мы писать, играть и объяснять
И анализ слов давать.

II. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня у учителя Карандаша новый ученик, но он такой выдумщик и зашифровал своё имя. Помогите учителю.

15, 6, 9, 15, 1, 11, 12, 1. (Незнайка)

Игра «Составь слова»

– Пока учитель Карандаш расшифровывал имя нового ученика, Незнайка все перепутал. Помогите собрать слова. (Чебурашка, черника, человек. Слова разбиты на слоги)

Работа со схемой человечка (раздаточный материал)

Какой первый звук в этих словах?

– Кто нам расскажет всё об этом звуке?

– А теперь самостоятельно «оденьте» человечка, который лежит у вас на парте.

Чистописание. Работа в рабочей тетради на стр. 19

– Откройте тетрадь на странице 19 и расскажите Незнайке, какая тема и цель чистописания.

– Прежде чем мы начнем прописывать строчную букву «ч» давайте разомнем наши пальчики.

Гимнастика для пальцев рук.

На дверях висит замок.
(Сомкнуть руки в «замочек».)
Кто открыть его не смог?
(Вытянуть руки с «замочком» вперед.)
Мы замочком постучали
(Постучать «замочком» по столу),
Мы замочек повертели
(Повертеть «замочком» вправо-влево),
Мы замочек покрутили
(Покрутить «замочком» к себе – от себя) –
И открыли!
(Разомкнуть руки.)

Анализ и запись строчной буквы ч и сочетаний с буквой ч.

«Ч: начинаем писать со штриха вверх, пишем маленькую петлю, соединительную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением, как у «г».

Упражнение для самоконтроля.

Отличную букву в тетрадки найди
И красный флажок с нею соедини.

Работа со словами.

– Прочитайте слова, объясните значение каждого слова.(показ иллюстрации к каждому слову)

Чек – 1) талон из кассы с обозначением денежной суммы полученной за товар; 2) ценная бумага.
Чучело – 1) фигура для отпугивания птиц на огороде; подобие человека кукла; 2) набитая кожа зверя, животного, птицы.

– Обведите в кружок слова, отвечающие на вопрос кто?

– Разделите слова для переноса.

Звуко буквенный анализ слова чучело.

– Составьте предложение с этими словами.

Словарная работа.

Корова, заяц, баран, барсук, лисица.

Ребята, эти Животные хотят тоже, как и Петя Зайцев стать мальчиками и девочками и учиться в школе, но они не могут записать свои фамилии, помогите им.

Коровин, Зайцев, Баранов, Барсуков, Лисицына.

Запись предложения под диктовку.

Дочка Маша играла у ручья.

Взаимопроверка в парах.

– Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы?

– Сколько слов в предложении?

– Как написали первое слово в предложении?

– Написание, какого слова вызвало затруднение?

Работа с текстом.

– Учитель Карандаш дал задание Незнайки расставить, где это необходимо заглавные буквы, но он опять всё напутал. Как вы думаете, допустил ли Незнайка ошибки? Найдите их.

– Помогите Карандашу и исправьте ошибки, которые он допустил.

Индивидуальная работа.

  1. Один ученик работает у доски, исправляет ошибки Незнайки.
  2. Один ученик выполняет работу за компьютером. (Универсальное мультимедийное пособие «Русский язык» 1-ый класс к учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, издательство «Экзамен» «Заглавная буква в словах»)
  3. Остальные учащиеся выполняют работу на карточках.

Итог урока.

– Какие трудности были на уроке?

– Чему мы научили Незнайку?

– Когда пишется прописная буква?

– Что мы напишем с большой буквы.

Незнайка в знак благодарности приготовил для вас подарок.

● Задание на дом.

– Придумайте 5 фамилий, в которых спрятались названия животных.