Вид внеклассного воспитательного мероприятия – конкурс.
Цель: способствовать патриотическому воспитанию учащихся, расширить знания учащихся о видах скульптуры через ознакомление их с крупнейшим керамическим центром русской культуры – Гжелью.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие России;
- учить детей видеть красоту окружающего мира;
- прививать ученикам любовь к народным традициям;
- формировать навыки работы в коллективе.
Образовательные задачи:
- расширить знания учащихся об особенностях скульптуры, познакомив их с народным промыслом – Гжель;
- акцентировать внимание на мелкую пластику данного народного промысла;
- раскрыть характерные традиционные черты крупнейшего керамического центра русской культуры – Гжель.
Развивающие задачи:
- развивать интерес учащихся к скульптуре;
- способствовать творческому развитию учеников;
- развивать навыки составления орнамента, выполнения растительных мотивов и применять их в фигурной композиции.
Мероприятие адресовано учащимся 1 класса художественного отделения.
Место проведения театральный зал.
Реквизит и оборудование:
- декорации (надпись, отражающая название темы), игрушки мастеров гжели;
- русский народный костюм для девочки 10 лет;
- компьютер, экран, презентация, музыкальное сопровождение (песня о России, народные наигрыши);
- художественные материалы и инструменты для конкурсов.
Жюри выбирается из числа преподавателей школы.
Структура мероприятия:
- организационная часть;
- постановка цели и задач внеклассного мероприятия;
- рассказ об истории развития народного промысла с демонстрацией изображений по теме;
- конкурсная программа;
- награждение, подведение итогов.
Ход мероприятия
СЛАЙД 1 с заставкой Гжель.
Перед началом и в конце внеклассного воспитательного мероприятия звучит песня о России, во время мероприятия звучат народные наигрыши.
Учитель: Добрый вечер!
Ведущая: Мы рады видеть вас сегодня!
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы,
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название – Гжель.
Учитель: Мы собрались здесь для того, чтобы узнать о гжельской керамике – знаменитом народном промысле России. Узнаем о его характерных особенностях. Познакомимся с одним из видов продукции этого промысла – мелкой пластикой. В конкурсной программе вы попробуете свой силы в составлении орнамента из элементов, используемых в росписи.
Для конкурсной программы нам надо будет организовать две мастерские, где будут показывать свое мастерство 6 мастеров от каждого класса. Название мастерских «Роза» и «Кобальт». Займите, пожалуйста, рабочие места.
Перед началом конкурсной программы познакомимся с историей развития гжельского промысла. Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, которая завораживает красотой сочетания белого и синего цвета. Эта знаменитая гжельская керамика, или просто гжель.
Ведущая: Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. До сегодняшнего времени местные жители окрестностей села Гжель сохранили неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение свое мастерство.
СЛАЙД 2-4 с видами окрестностей мест зарождения промысла.
Учитель: Село Гжель расположено в 30 км к юго-востоку от Москвы. Народному промыслу Гжель более 650 лет. Известно, что когда промысел только начинался, Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, в стенах и башнях Московского Кремля немало гжельских кирпичей.
СЛАЙД 5 с изображением Московского Кремля.
Мастера Гжели делали мелкую декоративную пластику – примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.
СЛАЙД 6 с изображением игрушек и пояснениями что такое мелкая пластика.
Как вы думаете, почему гжельцы взялись за этот промысел?
Ученики: Им нравиться выполнять посуду и игрушки, в округе много глины.
Учитель: Во-первых, хотя и сеяли тут крестьяне рожь, овес, гречиху, просо, но урожаи были скудные. Только картошка родилась крупная и рассыпчатая.
Ведущая: Во-вторых, имелись здесь большие залежи высококачественных глин. А в-третьих, деревянного топлива для обжига было в достатке. Потому гжельцы и говорили: «Не землей мы кормимся: глина наша – золото!»
СЛАЙД 7 с изображением майолики.
Учитель: Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Ее делали в Москве на первом русском керамическом заводе, где трудилось немало крестьян из гжельской округи. Отработав положенный срок на заводе, крестьяне возвращались домой и у себя дома тоже делали майоликовую посуду и игрушки.
СЛАЙД 8 с изображением фаянса.
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс, на изготовление которого шла масса из особых сортов белой глины в соединении с известью и другими примесями. Изделия расписывали кобальтовой краской, а сверху покрывались глазурью. Кобальт при обжиге становился пронзительно синим, а изделие приобретало блеск.
Ведущая: Постепенно в Гжельской округе развилась целая крестьянская промышленность, снабжавшая даже царский двор.
Роспись вначале имела вид раскрашенного контурного рисунка. С этого момента целиком переходят на изготовление глиняной посуды и чудных, диковинных, забавных игрушек. Среди игрушек можно найти образы домашних животных, сценки из жизни крестьян, изображения людей.
СЛАЙД 9-12 с образами современных игрушек.
Учитель: Гжельский фаянс дожил до конца 19 века, уступив место массовому высококачественному фабричному фарфору. Давайте посмотрим современные образы гжели. В ней по-прежнему разливается синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер, сошла на белизну посуды.
СЛАЙД 13 с изображением современной гжельской продукции.
Ведущая:
У каждого художника
Есть свой узор любимый,
И в каждом отражается
Сторонушка родимая:
Её трава шелковая,
Её цветы весенние –
Их мастерство волшебное
Достойно восхищения.
Учитель: Эти красивые строчки открывают практическую часть работы наших мастерских. В наши мастерские поступил заказ. Нам предлагают украсить игрушку-сувенир. (Демонстрируется заготовка игрушки – сувенира, нарисованная на формате А-2) Посмотрите, внешний образ уже определен заказчиком, а нам осталось, разработать эскиз украшения.
Давайте выявим, какие элементы использовались в росписи посуды и игрушек, а все то, что вы услышали и увидели сегодня, пусть будет вам подсказкой.
Задание 1. На определение элементов орнамента и характерных сюжетов росписи.
Учитель: За 2 минуты нужно, как можно больше, написать на листе бумаги, увиденные элементы росписи.
После завершения конкурса учитель представляет жюри.
СЛАЙД 14 с отображением элементов росписи керамических изделий.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран и вы увидите все элементы, какие вам надо было выявить. Мы видим цветочные мотивы, среди их знаменитая гжельская роза, геометрический орнамент, сюжетные композиции, изображения птиц и красота природы.
Ведущая:
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете
Вы красоты такой.
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
Жюри оглашает результаты 1 задания.
СЛАЙД 15 с заставкой Гжель.
Задание 2. На составление геометрического орнамента.
Приступаем к выполнению эскиза росписи игрушки-сувенира из используемых в гжели элементов росписи. Кто скажет, что такое орнамент?
Ученики: Это узор, элементы которого чередуются.
Учитель: Из предыдущего задания мы знаем, что мастера в росписи керамических изделий используют орнамент двух видов. Назовите их?
Ученики: На изделиях можно встретить растительный и геометрический орнамент.
Учитель: Скажите, какими должны быть элементы для будущего орнамента?
Ученики: Элементы должны быть одинаковыми, красивыми.
Учитель: Начинаем работу, ваша задача в течение 9 минут придумать и нанести на заготовку будущей игрушки-сувенира геометрический орнамент. Хорошенько подумайте, посоветуйтесь друг с другом, и выберите 2-3 элемента, продумайте их расположение на предлагаемой форме.
Учитель дает индивидуальные рекомендации по выполнению задания группам, контролирует работу групп.
Учитель: С выполнением орнамента на игрушке справились отлично. Посмотрите, как красиво он украсил изделие. Пока жюри подводит итоги работы, предлагаю полюбоваться прекрасными работами мастеров гжели.
Слайды 16-36 – слайд-шоу продукции гжели.
Жюри оглашает результаты 2 задания.
Задание 3. На выполнение растительных мотивов.
Учитель: Вам необходимо в течение 9 минут нанести на заготовку игрушки-сувенира растительные мотивы: цветы, декоративные веточки, стебли с листочками. И не забудьте про завершающий этап в выполнении росписи – прописку. Прописка тонких линий завитков, усиков, прожилок и других мелких элементов, придаст росписи изящество и законченность.
Учитель дает индивидуальные рекомендации по выполнению задания группам, контролирует работу групп.
Учитель: Молодцы мастера, и с этим заданием справились. Подобные сувениры можно выполнить дома из глины, расписать их и подарить своим родным и близким.
На мой взгляд, поработали сегодня хорошо, как настоящие мастера гжели. А работают в гжели мастера на славу, и веселиться умеют.
Жюри приступает к подведению итогов всей конкурсной программы.
Учащиеся поют частушки.
Ведущая:
Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споем частушки!
По полю гуляла я,
Три цветочка я нашла,
Белый, синий, голубой…
Я любуюсь красотой.
Дома краски я нашла,
Синим, глазки подвела,
Щечки подрумянила…
Мама, не ругай меня.
Юбку белую надела,
Синю ленту заплела.
Вот какая стала я,
Полюбуйтесь на меня!
Я в окошко смотрю
На березку и ель.
Приглашу с собой Кирилла
На экскурсию в Гжель!
Голубые облака,
Синяя водица.
Нарисую их на вазе –
Будите гордиться!
В Гжели делают посуду
Сколько радостей для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси Великой
Во весь голос прославляй!
Жюри оглашает результаты конкурсной программы. Победителям вручаются грамоты.
Учитель: Пришло время расставаться нам с гжелью, но я думаю ненадолго. Ведь у нашей с вами Родины – России еще столько много интересного есть в искусстве. Мы можем дополнительно познакомиться с такими изделиями мелкой пластики как: филимоновская, каргопольская, дымковская глиняные игрушки, деревянная городецкая игрушка.
Ведущая:
Белое поле, цветок голубой,
Как хорошо мне рядом с тобой.
Синяя речка, берёзка бела…
Ой, до чего же Русь хороша!
Белая глина, белый фарфор.
Синяя краска, синий узор.
Это ты, Гжель родная моя!
Спасибо, что к нам пришла!
Учитель: Желаю вам удачи в вашем обучении мастерству, если вам понравилось, жду вас еще на мероприятия, посвященные искусству нашей Родины. До свидания!
Ведущая: До новых встреч!
Критерии оценки конкурсных заданий
Задание 1. На определение элементов орнамента и характерных сюжетов росписи
№ | Критерии | Баллы |
1 | Правильное определение элементов: · растительный орнамент, · сюжетные композиции, · геометрический орнамент, · изображения птицы, · пейзаж |
· 1 балл · 1 балл · 1 балл · 1 балл · 1 балл |
2 | Регламент 2 минуты | 5 баллов |
3 | Умение работать в группе | 5 баллов |
Всего: | 15 баллов |
Задание 2. На составление геометрического орнамента
№ | Критерии | Баллы |
1 | Соответствие правилам составления орнамента | 10 баллов |
2 | Соответствие предлагаемой форме | 10 баллов |
3 | Оригинальность замысла | 10 баллов |
4 | Регламент 9 минут | 5 баллов |
5 | Умение работать в группе | 5 баллов |
Всего: | 40 баллов |
Задание 3. На выполнение растительных мотивов
№ | Критерии | Баллы |
1 | Соответствие правилам выполнения эскиза | 10 баллов |
2 | Соответствие предлагаемой форме | 10 баллов |
3 | Оригинальность замысла | 10 баллов |
4 | Наличие прописки | 10 баллов |
5 | Регламент 9 минут | 5 баллов |
6 | Умение работать в группе | 5 баллов |
Всего: | 50 баллов |
Используемая литература:
- Газета. Педагогическое творчество. №2, 2002.
- Н.А. Горяева. Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека. – М.: Просвещение, 2003.
- А.С. Миловский. Народное промыслы.- М.: Мысль, 1994.
- Н.М. Сокольникова. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996.