Урок математики "Множества и операции над ними"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (132 кБ)


Деятельностный подход к обучению

В одном из основополагающих документов модернизации школы «Концепции математического образования» задается номенклатура целей школьного математического образования:

  • развитие ума, воли, мира чувств, рефлексирующего сознания обучаемого;
  • формирование у школьника представлений о математике как о способе описания и инструменте изучения действительности;
  • формирование и развитие сообразной возрасту прагматической, социально-личностной и общекультурной компетентности школьника в сфере математики.

Влияние математического образования на развитие интеллекта, творческих возможностей, на формирование логической культуры мышления бесспорно. Еще в 1267 году знаменитый английский философ Роджер Бекон сказал: «Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества»

Способность человека понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления, анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, ясно выражать свои мысли, развивать воображение, интуицию – все эти необходимые для современного молодого человека качества помогает формировать математика.

Современная жизнь, современное общество ставит главные вопросы, на которые отвечает педагогическая технология – как учить, как воспитывать, как развивать? Каким путем вести учеников? Как создать наиболее благоприятные условия для их познавательной деятельности? Как получить продукт заданного количества и качества? Как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями? Как превратить желаемое в действительное быстро и легко? Как максимально сблизить между собой то, что хотели, и то, что получили?

Я считаю, что для получения хорошего результата, необходимо выполнять целенаправленную деятельность. Значит, задача учителя состоит в том, чтобы научиться управлять деятельностью школьников.

Почему одни довольно легко справляются с решением задач, доказательством теорем, другие назубок знают теорию, но не могут применять ее на практике, третьи проявляют полную беспомощность во всем?

И недоумевает учитель: «Бьюсь, стараюсь – и никакого результата». Знакомая ситуация, не правда ли? В чем дело? Неужели только в способностях учеников, в слабой базе их знаний или плохих учебных программах и учебниках?

Думаю, не только в этом. В значительной степени все зависит от используемой учителем технологии обучения.

До настоящего времени цель школьного образования была поставлена так: усвоение знаний, умений и навыков по предмету, а не развитие школьников. И как следствие – традиционный информационно-объяснительный подход к обучению. Приоритетным считался экстенсивный путь развития образования.

Интенсивный путь может быть осуществлен лишь при использовании принципов деятельностного подхода к обучению. Суть деятельстного подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Решающим звеном деятельностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность учащихся.

Цель урока: формирование представлений о множестве, элементе множества, подмножество, объединение и пересечение, задания множеств перечислением элементов; обозначение множества.

Задачи урока:

Развивающая:

  • Способствовать развитию:
  • умений приводить примеры множеств, находить объединение и пересечение множеств;
  • интеллектуальной сферы личности;
  • умений сравнения и обобщения;
  • познавательного интереса учащихся через исторический материал.

Образовательная:

  • формировать умения выделять множества, подмножества;
  • формировать навык находить на изображениях область пересечения и объединения множеств и называть элементы из этой области,
  • решать задачи.

Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность и внимательность при решении.

Дидактические средства обучения:

  • раздаточный материал;
  • компьютерная и мультимедийная техника.

Ход урока представлен в таблице.

Приложения.