Цели:
- закрепить на практике теоретические знания учащихся по правильной технологии приготовления заправочных супов.
- привить умения и навыки по технологии приготовления супов, правильного использования оборудования и инвентаря.
- воспитание чувства товарищества и коллективизма при бригадной форме работы.
Оборудование, наглядные пособия: технологические карточки, инструкционно-технологические карты, инвентарь, посуда, оборудование.
Время: 2 урока по 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку,
наличие формы.
Познакомить обучающихся с темой, целью урока.
Объяснить задачи и ход урока. Представление жюри.
II. Основная часть урока
Урок-конкурс на тему: «Приготовление заправочных супов»
План проведения конкурса:
1. Приветствие бригад
2. Конкурс идет в 2 этапа:
1 этап – проверка теоретических знаний:
а) бригады задают друг другу теоретические вопросы;
б) бригадиры вытягивают кроссворды и обучающиеся отвечают на вопросы кроссвордов.
2 этап – практическое задание:
а) бригадиры раздают технологические карточки;
б) проведение вводного инструктажа;
в) бригады приступают к самостоятельной практической работе;
г) текущий инструктаж;
д) заключительный инструктаж. Бракераж блюд. Дегустация.
III. Заключительная часть урока
Подведение итогов урока-конкурса.
- Слово жюри, присуждение мест.
- Награждение победителей.
- Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.
РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА
В состав жюри могут входить: учителя обслуживающего труда, школьный врач, заведующая школьной столовой и др.
На доске написаны критерии оценок, по которым жюри будет подводить итоги:
- Правильность и полнота теоретических ответов
- Скорость ответов на кроссворд
- Соблюдение технологии приготовления блюд, качество готовой продукции
- Соблюдение санитарии и гигиены и правил ТБ.
- Правильная организация рабочих мест
- Время, затраченное на приготовление блюда.
- Оригинальность оформления блюд.
- Этикет. Правила поведения за столом.
Данное занятие проводится как итоговое по изучению раздела «Кулинария» в 7-х классах во время декады технологии. Из обучающихся – девушек трех 7-х классов организовываются три бригады по 6 человек. Названия бригад, девизы, выбор бригадиров – это домашнее задание обучающихся. Можно выбрать две бригады из одного класса.
Знакомство:
1 бригада – «Оладушки», девиз: «Раз, два –
ладушки, попробуйте оладушки» Девушки угощают
своих соперников оладушками.
2 бригада – «Сластена», девиз: «Хлебом не
корми – дай вкусно поесть».
3 бригада – «Поваренок», девиз: «Земля еще и
потому щедра, что в мире существуют повара!»
Теоретический этап:
А) Ответы на вопросы:
Бригады приготовили друг другу теоретические
вопросы, которые до конкурса согласовали с
учителем обслуживающего труда.
«Оладушки» задают вопрос «Сластене»: технология
приготовления костного и мясного бульонов, их
пищевая ценность, использование.
«Сластена» задает вопрос «Поваренку»:
классификация супов, правила варки заправочных
супов.
«Поваренок» задает вопрос «Оладушкам»:
технология приготовления, особенности, правила
подачи прозрачных супов.
На обдумывание ответов бригадам дается по 1
минуте.
Звучат ответы обучающихся. Участники конкурса из
других бригад могут дополнять ответы. За это
присуждаются дополнительные баллы.
Б) Разгадывание кроссвордов:
Бригадиры вытягивают кроссворды. На разгадывание бригаде дается 3 минуты. Во время работы над кроссвордами жюри подводит итоги приветствия команд и ответов на вопросы. Результаты записывают на доске.
Кроссворд 1.
По горизонтали: 3. Варка в
малом количестве жидкости. По вертикали: 1. Отвар, полученный после варки костей |
Кроссворд 2.
По горизонтали: 5. Большое
количество жира, предназначенное для жарки. По вертикали: 1. Гарнир для прозрачных супов. |
Кроссворд 3.
По горизонтали: 4. Рассольник с
перловой крупой или рисом. По вертикали: 1. Борщ, в состав которого входит сало с
чесноком. |
После ответов на кроссворды участники готовятся ко второму этапу. А жюри в это время подводит итоги по кроссвордам.
Практический этап.
Бригадиры раздают технологические карты. Все
бригады готовят одинаковые блюда (заправочный
суп, или борщ вегетарианский, или на усмотрение
учителя обслуживающего труда).
Бригады приступают к работе. В это время жюри
обходит рабочие места, контролируют соблюдение
технологии приготовления супов, правильность
нарезки овощей, организацию работ, санитарное
состояние, соблюдение гигиены, чистоты рабочих
мест, соблюдение правил ТБ. Во время работы
обучающихся учитель обслуживающего труда
проходит, рабочие места и проводит текущий
инструктаж, отвечает на возникшие вопросы,
делает замечания.
По окончании приготовления блюд, обучающиеся
сервируют столы. Жюри проводит бракераж и
дегустацию приготовленных блюд, используя
инструкционные карты.
Все садятся за столы, дегустируют приготовленные
блюда. Жюри отслеживает этикет, правила
поведения за столом.
Затем жюри подводит окончательные итоги,
совещается и выставляет оценки на доску, Все
члены жюри комментируют каждый балл, высказывая
свои замечания и пожелания.
Председатель жюри поздравляет участников
конкурса и вручает небольшие сувениры и грамоты.
Помимо распределения мест, обучающиеся или бригады награждаются за:
- за полные ответы на теоретические вопросы;
- за лучшее приготовление и оформление блюд;
- за лучшее приветствие;
- за лучшее соблюдение техники безопасности, соблюдение санитарных правил;
- за самое оригинальное оформление бригады.
После награждения обучающиеся производят уборку своих рабочих мест.
Урок закончен.
Ответы на кроссворды
Литература:
- Макруцкая С.Э. Тесты по технологии 5-7классы. – М.: Экзамен, 2006.
- Макруцкая С.Э. Технология в схемах, таблицах и рисунках 5-9 классы.– М.: Экзамен, 2009.
- Маслов Л.А. Кулинарная характеристика блюд и изделий. – М.: Экономика, 1982.
- Успенская Н.А. Практическое пособие для повара. – М.: Экономика, 1982.
- Учебник «Технология» 7 класс под редакцией Синица Н.В., Табурчак О.В., В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010.