Дидактический материал № 1
Тип Членистоногие
Класс Насекомые
№ п/п | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант | 6 вариант | 7 вариант | 8 вариант |
1 | Полное | Большое коромысло | Грызущий | Соком растений | Шмели, осы, пчёлы | Полное | Вредители растений | Колющий |
2 | Грызущий | Неполное | Неполное | Колюще - сосущий | Разлагают остатки организмов | Постельный клоп | Грызущий | Вредители культурных растений |
3 | Соками растений, кровью | На них имеются хитиновые чешуйки | Две пары сильно прозрачных | Опылители растений | Колюще – сосущий или лижущий | Вредители растений | Плотные жёсткие надкрылья, вторя пара кожистая | Полное |
4 | Две пары (передние более плотные, чем задние) | Разводят для получения тканей | Переносчики заболеваний | Большой пихтовый усач | Одна пара, вторая сильно редуцирована | Растительноядные, хищники, падалееды | Полное | Комары, мухи |
5 | Используются в биологической борьбе с вредителями | Хищники, кровососы | Тутовый и дубовый шелкопряд | Перепончатые, две пары | Пыльцой, нектаром, хищники, кровососы | Передние спереди плотные, вторая пара лежит под первой | Кровососы | Обычно складываются домиком («крышей») |
6 | Саранча, сверчки | Сосущий | Нектар цветков | Неполное | Неполное | Колюще-сосущий | Цикады, тли | Нектар цветков |
А. Задания для фронтальных тренировочных диалогов
1. Объясните, какую информацию несёт каждая из записей вашего варианта.
Образец возможного ответа в 4 варианте:
«В первой строке указано чем питаются равнокрылые, далее их ротовой аппарат, затем значение отряда клопов (полужёсткокрылые), в четвёртой строке представитель отряда жуки (жёсткокрылые), в пятой дана характеристика крыльев насекомых отряда перепончатокрылые, и в последней тип превращения отряда равнокрылые»
2. Выпишите признаки характерные для отряда насекомых
1 вариант – прямокрылые
2 вариант – бабочки (чешуекрылые)
3 вариант – стрекозы
4 вариант – равнокрылые
5 вариант – двукрылые
6 вариант – клопы (полужёсткокрылые)
7 вариант – жуки (жёсткокрылые)
8 вариант – перепончатокрылые
Б. Пример цифрового диктанта
Задание: Отделяя ответы, друг от друга запятой, выпишите порядковые номера строк карточки, которые в вашем варианте обозначены: а) тип развития; б) тип ротового аппарата; в) описание крыльев; г) представители; д) чем питаются; е) значение.
Образец письменного ответа учащегося, работавшего по первому варианту ДМ:
«1 вариант – 1, 2, 4, 6, 3, 5»