Дидактический материал по биологии. Тема: "Тип Членистоногие. Класс Насекомые"

Разделы: Биология


Дидактический материал № 1

Тип Членистоногие

Класс Насекомые

№ п/п 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант 6 вариант 7 вариант 8 вариант
1 Полное Большое коромысло Грызущий Соком растений Шмели, осы, пчёлы Полное Вредители растений Колющий
2 Грызущий Неполное Неполное Колюще - сосущий Разлагают остатки организмов Постельный клоп Грызущий Вредители культурных растений
3 Соками растений, кровью На них имеются хитиновые чешуйки Две пары сильно прозрачных Опылители растений Колюще – сосущий или лижущий Вредители растений Плотные жёсткие надкрылья, вторя пара кожистая Полное
4 Две пары (передние более плотные, чем задние) Разводят для получения тканей Переносчики заболеваний Большой пихтовый усач Одна пара, вторая сильно редуцирована Растительноядные, хищники, падалееды Полное Комары, мухи
5 Используются в биологической борьбе с вредителями Хищники, кровососы Тутовый и дубовый шелкопряд Перепончатые, две пары Пыльцой, нектаром, хищники, кровососы Передние спереди плотные, вторая пара лежит под первой Кровососы Обычно складываются домиком («крышей»)
6 Саранча, сверчки Сосущий Нектар цветков Неполное Неполное Колюще-сосущий Цикады, тли Нектар цветков

А. Задания для фронтальных тренировочных диалогов

1. Объясните, какую информацию несёт каждая из записей вашего варианта.

Образец возможного ответа в 4 варианте:

«В первой строке указано чем питаются равнокрылые, далее их ротовой аппарат, затем значение отряда клопов (полужёсткокрылые), в четвёртой строке представитель отряда жуки (жёсткокрылые), в пятой дана характеристика крыльев насекомых отряда перепончатокрылые, и в последней тип превращения отряда равнокрылые»

2. Выпишите признаки характерные для отряда насекомых

1 вариант – прямокрылые
2 вариант – бабочки (чешуекрылые)
3 вариант – стрекозы
4 вариант – равнокрылые
5 вариант – двукрылые
6 вариант – клопы (полужёсткокрылые)
7 вариант – жуки (жёсткокрылые)
8 вариант – перепончатокрылые

Б. Пример цифрового диктанта

Задание: Отделяя ответы, друг от друга запятой, выпишите порядковые номера строк карточки, которые в вашем варианте обозначены: а) тип развития; б) тип ротового аппарата; в) описание крыльев; г) представители; д) чем питаются; е) значение.

Образец письменного ответа учащегося, работавшего по первому варианту ДМ:

«1 вариант – 1, 2, 4, 6, 3, 5»