Цели урока:
- формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;
- создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;
- развивать кругозор учащихся, учить рассуждать, мыслить, аргументировано высказывать свою точку зрения;
- воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,
- стремление быть соучастниками и созидателями будущего; развивать самоуправление и саморазвитие личности.
Оборудование: ТСО:
- Компьютер, проектор, экран
- запись песни “С чего начинается Родина” (2 мин 32 сек), видеоклип с песней “Россия – мой дом” в исполнении Витаса (3 мин 27 сек)
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Звучит песня “С чего начинается Родина?” в исполнении Марка Бернеса
III. Беседа
с детьми, направленная на целеполагание урока:– Как вы думаете, прослушав песню, чему будет посвящён наш сегодняшний классный час? Как мы можем обозначить тему нашего урока? (Родина…)
– А для того, чтоб разговор получился интересным и плодотворным, какие цели мы можем для себя определить, на какие вопросы ответить? (дети должны озвучить примерный круг вопросов 1) что значит Родина для каждого из нас? (страна; место, где родился; родной дом)
2) что входит в понятие “РОДИНА”? (природа; язык; семья – предки; народная культура
2) что значит любить Родину?
3) в чём выражается любовь к Родине (в бережном отношении к месту, где живёшь; к культуре; в уважительном отношении к своим предкам, истории своей семьи, истории страны)
IV. Постановка цели, определённой совместно с учащимися.
V. Этапы урока, определённые поставленными целями.
– Как думаете, от какого слова произошло слово “Родина”? (РОД, которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян РОДА. Главный город племени россов назывался РОДЕНЬ (РОДНЯ). Он был посвящён богу РОДУ.
– А какие однокоренные слова можете назвать слову РОД? (РОДИТЕЛИ, РОДИЧ, РОДНЯ,
РОДОСЛОВНАЯ, НАРОД, РОДИНА)
– Итак, начнём с первого пункта: РОДИНА – СТРАНА, ГОСУДАРСТВО.
– А у каждого государства есть свои государственные символы. Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (ФЛАГ, ГЕРБ, ГИМН)
– Молодцы! А сейчас Катя напомнит вам, как они выглядят и что обозначают. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ГОССИМВОЛЫ”)
– Помимо страны, в понятие Родина входит и МАЛАЯ РОДИНА. Что для нас с вами является МАЛОЙ РОДИНОЙ? (ЯКУТИЯ, город МИРНЫЙ)
– Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете свой город. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ О МИРНОМ)
Что известно вам об истории нашего города?
-Как люди могут выразить свою любовь к Родине? (в литературе, в изобразительном искусстве)
– Родина неразрывно связана с национальным языком, а образцом любого национального языка являются художественные произведения. Многие авторы посвящали свои произведения Родине. Какие примеры вы могли бы привести, чтобы проиллюстрировать данное утверждение? Называйте автора и строки из его произведения, если, конечно, что-то помните.
(ДАЛЕЕ ДЕТИ ЧИТАЮТ ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О РОССИИ, О ЯКУТИИ)
– А сейчас группа Полины Копач представит результат своей работы и расширит наши представления о том, кто и какие слова посвятил нашей любимой республике!
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЛИНЫ “МОЯ ЯКУТИЯ”)
Помимо авторских произведений о Родине, есть и народные, например, пословицы и поговорки.
– А сейчас задание для любителей “поломать” голову: У вас на столах лежат зашифрованные пословицы, попробуйте подобрать шрифт, расшифровать их и прочитать нам! (ПРИЛОЖЕНИЕ)
(На чужой сторонушке рад родной воронушке; Где родился – там и сгодился; Без корня и трава не растёт)
– А сейчас предлагаю посмотреть на произведения изобразительного искусства, посвящённые Родине. Слово группе Виолетты.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ПЕЙЗАЖИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ”)
– Кроме искусства, как ещё мы можем проявлять любовь к Родине?Какой, если так можно сказать, крайний, очень серьёзный поступок тоже будет проявлением любви к своей стране? (ОТДАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ, если того потребует время)
-Знаете ли вы примеры, когда люди жертвовали собой ради независимости и процветания Родины?
– А вот группа Евы приготовила презентацию о ребятах, беззаветно любивших свою страну и пожертвовавших собственной жизнью ради жизни на Земле.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ДЕТИ-ГЕРОИ”)
– Я не буду спрашивать вас, смогли бы вы также? Просто будет хорошо, если вы попробуете представить себя на месте этих героев и сами зададите себе этот вопрос, оставшись один на один с собой. Потому что один на один с собой вы, думаю, будете откровенны.
VI. Вывод
– А как ответил на вопрос автор песни “С чего начинается Родина?” в исполнении Марка Бернеса?
– А как ответили на вопрос о Родине вы в своих творческих работах?
VII. Рефлексия.
Оцените сегодняшний урок, в табличке, лежащей на столах, а в это время смотрите клип с песней о Родине в исполнении ВИТАСА.
Д/З Подготовить материал об истории появления памятников в городе Мирном