Цель: преодоление речевого нарушения у детей старшей группы путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
Задачи:
Образовательные: систематизация и закрепление знаний детей о зиме, ее приметах, зимних явлениях природы.
Коррекционные:
- устранение специфических речевых нарушений;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса, активизировать словарь прилагательных (признаков), глаголов (действий);
- развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
- работа над слоговой структурой слов «снеговик», «снегопад»;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- уточнение артикуляции звука |С|;
- работа над падежными окончаниями;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
- развитие творческой фантазии и воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;
- воспитание культуры поведения на занятии;
- совершенствование навыков работы в команде, умения действовать слаженно, сообща;
- создавание на занятии доброжелательной эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и педагога.
Оборудование: проектор, экран, диск с сопровождением занятия, карточки с изображением лесных зверей, снежинки, счетные палочки по количеству детей, портреты снеговиков с различными эмоциями (радость, грусть, злость, плач, удивление, обида)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
В группу входят дети, строятся в линейку на ковре.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть, а вы? Посмотрите в вашей группе гости. Давайте поздороваемся. (Здороваются, перестраиваются в круг.)
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое на дворе время года, а как вы догадались?
Дети перечисляют приметы зимы.
Воспитатель: Какие вы знаете зимние
месяцы?
– Ребята, кто может вспомнить «Зимние слова»?
Ответы детей.
– Молодцы! А теперь я хочу вам загадать зимние загадки(загадывает)
(Презентация, слайд 2)
За окном уже январь,
Много снега на дворе
Превращусь сейчас в Метелицу,
Я на радость детворе.
Воспитатель надевает шапочку (корону) Метелицы.
– Я сейчас махну рукой и вы все превратитесь в снежинки
Ребенок:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Закружились как снежок!
(Звучит музыка дети кружатся, импровизируют)
(Презентация, слайд 3 + Приложение 1).
– Снежинки, одна другой красивей ! (Метелица
раздает снежинки)
– Подойдите к столам, ребята.
Дети подходят и стают у столов.
Логопед: сядет тот, кто повторит за мной (фонематические ряды)
Дети поочередно повторяют и садятся.
Логопед: А теперь я предлагаю вам побыть метелями. Послушайте ее звуки.
(Приложение 2)*
– Наберем воздух носом, надуем живот, не поднимая плечи и подуем через губы трубочку на снежинку «ффууууууууууууу», – вот так завывает метель.
Выполнение упражнения.
Логопед: Ребята , подберите подходящее слово к моему слову.
Снег (какой?) метель (что делает?) мороз (какой?)
Снежинка (какая?) зима (какая?) утро какое?
– Молодцы, а давайте поиграем «живые слова» (наращивание предложения).
1 слово – снег
2 слова – падает снег
3 слова – тихо падает снег!
4 слова – тихо падает белый снег!
5 слов – тихо падает белый пушистый снег! (Слова
сопровождаются хлопками)
Логопед: Когда мороз они становятся хрупкими, ломкими, твердыми ,а когда воздух теплый, снежинки тают и превращаются в капельки .
Упражнение «Напряжение – расслабление»
– Вы все сейчас – снежинки. Если я на вас подую
сильно и резко, вы замерзаете, а если тихо и слабо,
медленно и плавно оттаиваете. (Показ)
– А как называется явление, когда снег падает?
Сне-го-пад (хлопки )
(На экране снегопад – слайд 3)
Метелица:
У меня вопрос несложный,
У меня вопрос простой
Знать хочу я:
Чем ребята занимаются зимой?
Ответы детей.
(Презентация, слайд 4)
Логопед: Вспомните есть такое
упражнение для языка «горка», покажите (уточнение
артикуляции свистящих звуков) произнесем
«с-с-с». Какой ветерок дует при этом?
– А какие зимние слова начинаются с этого звука?
Логопед. А слепим снеговика? Сколько
комков нам понадобятся?
Сколько слогов, столько комков – прохлопаем –
СНЕ-ГО-ВИК
Массаж биологически активных зон:
Раз – рука, 2 – рука,
Лепим мы снеговика
3-4, 3-4 лицо сделаем пошире,
5 – возьмем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз,
6 – ведро наденем косо,
Смелым будет он у нас
7-8,7-8
Мы помочь его попросим
Логопед: Вот какой получился у нас снеговик ,но вот лица еще пока нет, выберем ему лицо (6 вариантов)
(Презентация, слайд 5)
Дети выбирают, объясняют свой выбор.
(Презентация, слайд 6)
Логопед: Вот наш снеговик готов.
(Презентация, слайд 7)
– Я предлагаю отправить нашего Снеговика с заданием - пусть разнесет приглашения на праздник зимних забав. Но путь у него не близкий: через лес, ночь. Ему будет нелегко, идти придется далеко, там и страшно и темно. Это сможет не каждый, каким должен быть наш снеговик?
Ответы детей: Смелым бесстрашным, умелым, выносливым, отважным.
Я думаю, наш Снеговик справится с заданием, доберется до всех. А кому мы отправим приглашения? (У детей конверты с фрагментами изображений животных и деда Мороза)
(Презентация, слайд 7)
(Приложение 3)
(На экране уходящий снеговик, слышен хруст снега)
(Приложение 4)
Логопед: Будем ждать от нашего Снеговика-почтовика новостей. Выложим из палочек изображение нашего снеговика
Звучит «Песня снеговика» (Приложение 5)
Логопед. Ребята, видеописьмо.
На экране Снеговик, голос (Приложение 6)
Логопед: Что мы разослали своим
друзьям? (Ответы детей)
– Приглашения
– Кого мы попросили нам помочь?
– Снеговика.
– А кому отнес снеговик конверты?
– Нашим друзьям.
– Мы гордимся ?Кем?
– Снеговиком.
– Мы говорим о ком?
– О Снеговике (лесных зверях, зиме)
– Ребята, как вы думаете, гости придут к вам на праздник? А почему? (Проблемная ситуация – медведь зимой спит).
Итог
Воспитатель. Ребята, вам понравилась наша встреча ? А что именно?
Звучит музыка Е.Крылатова «Песенка о
снежинке». Воспитатель раздает угощение. (Приложение 7 + Презентация, слайд 8)
Дети благодарят и прощаются
_______________________________
* Приложения, на которые нет ссылки спрашивайте у автора статьи. – Прим. ред.