Цели урока:
- Образовательные – познакомить учащихся с причинами принятия христианства по византийскому образцу, событиями крещения Руси, методами крещения.
- Развивающие – развитие творческих способностей, аналитического мышления, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения
- Воспитательные – воспитание патриотизма, воспитывать уважение к прошлому своей страны, умения слушать.
Литература: В.Воскобойников. Князь Владимир. М., 2006.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы изучить интересную тему. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся и начнём наш урок.
2. Сообщение цели урока
– Итак, отправляемся в путешествие по времени. Вернёмся на 1000 лет назад в Древнюю Русь к нашим предкам.
Презентация. Слайд № 1
– Кто такие предки? (Лексическое значение
слова предки).
– Найдите корень в этом слове, что он обозначает?
Предки – пред-, т.е. перед чем-то,
следовательно, предки – это люди, которые
жили перед нами.
– Кто наши предки? (Славяне)
– Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто
тогда мы с вами?
(По отношению к предкам мы – потомки)
– Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать,
как жили наши древние предки?
– Зачем? Чтобы знать нашу историю, гордиться ей.
Слайд № 2
3. Повторение. Актуализация изученного материала
На прошлом уроке вы изучали тему Киевская Русь и узнали первых русских князей. Сейчас я буду называть особенности жизни и правления каждого из них. А вы должны их узнать и назвать. Кроме того, у нас на уроке присутствует ученый-историк, который будет сообщать, правильно ли вы ответили или нет.
Князь Рюрик Слайд № 3
Славяне страдали от частых набегов захватчиков, и ни одно племя не хотело уступать другому право на правление государством. И было принято решение пригласить на княжение князя, который не связан был ни с одним из племён. Так этот человек стал первым князем древнего государства Русь.
Князь Олег Слайд №4
Этот князь объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, но для этого нужно было много золота. В те далёкие времена война считалась благородным делом, и это князь решил совершить военный поход на богатую Византию. Во время похода он обманным путём захватил город, но не сжёг его, а подписал первый на Руси торговый договор. После возвращения его прозвали Вещим, т.е. мудрым. Он прославился тем, что основал государство Киевскую Русь и подписал первый на Руси торговый договор.
Князь Игорь Слайд №5
После смерти Олега на Киевский престол вступил сын Рюрика . У него была жена – красавица и умница. Он часто объезжал свои земли по разным делам. Однажды он собирал дань – золото и дорогие ткани, и на обратном пути ему показалось, что мало взял дани, решил вернуться за остальной частью. Но когда он вернулся, убили и его, и всю его дружину.
Княгиня Ольга Слайд №6
Жена решила отомстить за смерть Игоря. Она потребовала с того народа, который убил её мужа небольшую дань – по 3 голубя и 3 воробья с каждого двора. Когда птиц собрали, она раздала их своим воинам и велела им к каждому голубю и воробью привязать серу, обернув её в платочек. А когда стало смеркаться, велела воинам поджечь серу и отпустить птиц. Голуби и воробьи полетели в свои гнёзда. Загорелись голубятни, башни, дома, горело всё, и люди побежали из города. Ее дружина дотла сожгла город, так она отомстила за смерть Князя Игоря. Почти 20 лет правила княгиня Русью. Она была первым человеком, принявшим христианство. Но она не смогла уговорить принять христианство больше никого, даже своего сына, тот боялся, что над ним все будут смеяться. На Руси эту княгиню помнят, как мудрую правительницу.
Князь Святослав Слайд № 7
Этот князь – сын Игоря и Ольги. Когда ему было всего 3 года, он вместе со своей матерью во главе большого войска отправился мстить древлянам за смерть своего отца. Именно он начал сражение, бросив копьём в древлян. Таков был обычай – князья в любом возрасте сражались впереди своих дружин и первыми начинали бой. В 3 года Ольга отдала своего маленького сына на воспитание в дружину, здесь мальчика посвятили в князья: ему состригли детские волосы и оставили на лбу чуб – знак мужчины, а не ребёнка. Когда он вырос, он стал собирать дружину, в ней были храбрецы со всей Руси. Дружина была беззаветно предана своему князю. Его отличала храбрость, смелость, страсть к дальним военным походам. Но все его поступки служили государству. Этот князь был человеком суровым, но скромным и справедливым. В походах еду для себя и своих воинов добывал охотой, спал на голой земле. Он был очень честным, даже по отношению к врагам. Он никогда не нападал тайком. Собираясь на войну, он предупреждал врагов словами: “Иду на вы!” Под стать ему были и его воины, храбрые и отважные. Тысяча лет прошла с тех пор, но до сих пор люди помнят слова князя: “Не посрамим Земли Русской”. Он призывал защищать слабых, не нарушать данное слово, исполнять свой долг перед Родиной и близкими.
4. Изучение нового материала
– Сегодня мы с вами и поговорим о том, как же
люди пришли к тому, чтобы быть христианами.
Видеоматериал.
Тема нашего урока: “ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ
ХРИСТИАНСТВА” Слайд № 8
А какая была вера у наших предков до принятия
христианства. Слайд № 9
Следующим царем после Святослава был Владимир.
Слайд № 10. Придя к власти, Владимир попытался
укрепить языческую веру. Он тоже был язычником,
почитал главного языческого бога – Перуна. Велел
повсюду расставлять деревянных идолов – богов и
приносить им жертвы.
Перун выделялся серебряной головой и
золотыми усами. Идолы были установлены не только
в Киеве, но и в Новгороде и в других городах. Кроме
того Владимир поклонялся и другим богам. Слайды
№ 11-14.
В начале своего правления Князь Владимир
прославился своими знаменитыми пирами. На
пирах восхваляли воинов за их победы в сражениях.
Чтобы не голодали бедные для них тоже накрывали
столы прямо на улице и каждый мог прийти поесть.
Кроме того, по приказу Владимира развозили пищу
по городу на телегах и раздавали нищим и больным.
Ничего не жалел князь для своей дружины. В то
время пол – Европы ели руками, а князь Владимир
приказал для своих дружинников выковать
драгоценные ложки. Слайд № 15
Князь Владимир постоянно заботился об
укреплении Древнерусского государства. На
рубеже Киевской земли создал ряд
городов-крепостей. Он защищал Русь от врагов,
воевал с теми, кто мешал её процветанию. Во время
битвы с врагами он всегда был впереди всех. Слайд
№ 16
5. Физминутка
– Представьте, что вы дружинники князя Владимира, вы вернулись из военного похода. Вы защищали свою Родину – Русь. Теперь вам нужно отдохнуть, набраться сил, напитаться добротой. Представьте, что вы находитесь в том месте, где вам спокойно и хорошо, вас окружают друзья, готовые всегда прийти на помощь. Возьмите друзей за руки, почувствуйте, как согреваются ваши руки, ваше тело, ваша душа. У вас появляются новые силы: силы добра, радости. У вас доброе, согревающее душу настроение. Вы готовы дарить окружающим радость и добро, всегда помогать и защищать друг друга и свою любимую Родину.
Владимир понимал, что для объединения и укрепления русских земель важна была одна общая для всех вера. Слайд № 17
6. Инсценировка
Автор: И решил он выяснить какая же вера самая лучшая и пригласил к себе представителей различных стран с рассказами о своей вере. Прибыли к Владимиру мусульманин из Волжской Булгарии, хазарский иудей, посол папы римского и грек из Византии. Слайд № 18
Мусульманин: Ты, князь, мудр, а закона не
знаешь. Уверуй в наш закон и чти Мухаммеда.
Владимир: А какова вера ваша?
Мусульманин: Веруем в Аллаха, а Мухаммед, его
пророк, учит нас, не есть свинины, не пить вина,
зато жен иметь можно много.
Владимир: Не подходит нам ваша вера.
Католик: Я посланник римского папы.
Земля наша такая же, как ваша, но мы молимся Богу,
сотворившему всё живое, а вы – простому дереву.
Владимир: В чем вера ваша?
Католик: Все, что мы делаем – во славу Божию.
Владимир: Идите, откуда пришли, ибо отцы наши
не приняли вашу религию.
Иудей: Наш Бог истинный. Мы не едим свинины и
зайчатины. Отдыхаем в божий день субботу.
Владимир: Где же земля ваша?
Иудей: В Иерусалиме была, но Бог разгневался
на наших предков и рассеял их по разным странам.
Владимир: Как вы других учите, если сами
отвергнуты богом и рассеяны.
Православный: Нет лучше нашей веры, так как
она – правильная.
Автор: Задумался Владимир, какую религию
принять. И решил отправить послов в различные
страны, пусть они испытают каждую веру. Прошло
время, и вернулись послы. Слайд № 19
1 посол: Видел я, как мусульмане молятся в
мечети: сидят на коленях, и нет веселья, одна
печаль, не добр их закон.
2 посол: Был я в римских храмах, видел их
службу, но нет там никакой красоты.
3 посол: Был я Хазарском царстве, но не
видел я никаких храмов, не нужна нам их вера
4 посол: И пришли мы к грекам и ввели нас туда,
где они служат своему Богу, и не знали, на небе мы
или на земле. И не можем мы забыть красоты той.
Если бы плоха была эта вера, не приняла бы её твоя
бабка Ольга, мудрейшая из всех людей. Слайд № 20
Владимир: Так посему и быть.
И решил князь Владимир стать христианином,
принять крещение в городе Херсонес (Корсунь). При
крещении князь Владимир получил христианское
имя Василий. Слайд № 21
Вернувшись в Киев Владимир повелел
уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они
были сожжены или изрублены на куски. Статую
Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с
горы к реке, а потом бросили в воду. Специально
отряженные люди должны были отталкивать
плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока
тот не окажется за порогами. Князь стремился
продемонстрировать подданным бессилие
языческих богов, и их неспособность постоять за
себя. Слайд № 22
В 988году, Владимир приступил к обращению
киевлян в христианство. Княжеские слуги
объехали весь город и оповестили, куда и когда
нужно приходить. В назначенный день люди
собрались у Днепра. Вошли в воду и священники
начали читать молитвы. Вслед за Киевом князь
Владимир ввел христианство и в других городах
Киевской Руси. Слайд № 23
Объявив на Руси новую веру, Владимир и сам
отдался ей всей душой. Крещение полностью
преобразило Владимира, он стал противником войн,
грабежей и убийств, потому что искренне боялся
греха перед Богом.
Великий князь Владимир в памяти народной получил
имя Владимира Красное Солнышко. Как креститель
Руси он был объявлен церковью святым. Слайд № 24
Память о Великом князе Владимире, который
крестил Русь, на Белгородчине чтут. В Белгороде
есть памятник князю. Величественно возвышается
князь Владимир над всеми. В руке он держит крест и
как бы крестит землю нашу Белгородскую. Он
защищает всех нас от врагов и бед. Слайд № 25
Великий князь Владимир в памяти народной получил
имя Владимира Красное Солнышко. Как креститель
Руси он был объявлен церковью святым.
Память о Великом князе Владимире, который
крестил Русь, на Белгородчине чтут. В Белгороде
есть памятник князю. Величественно возвышается
князь Владимир над всеми. В руке он держит крест и
как бы крестит землю нашу Белгородскую. Он
защищает всех нас от врагов и бед.
СЛАЙД. Чем обогатилась земля Русская по принятию христианства?
- Русские люди стали осознавать себя единым народом;
- Укрепилось государство;
- Русь перестала быть варварской страной (потому что христианство запрещало убийства, учило быть милосердными к другим людям);
- Строились церкви и школы на тех местах, где раньше стояли идолы богов;
- Стали появляться церковные книги, а значит, распространялась грамотность;
- Люди стали лучше относиться друг к другу.
Прочитать самостоятельно с. 107-108.
7. Тестирование
I. Задание.
1. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение.
а) Рюрик,
б) Владимир,
в) Ярослав,
г) Олег.
2. В каком городе крестился князь Владимир?
а) в Новгороде,
б) в Киеве,
в) в Корсуне (Херсонесе),
г) в Константинополе.
3. Какое имя при крещении получил князь Владимир?
а) Иоанн,
б) Василий,
в) Константин,
г) Владимир.
4. Владимир распорядился снарядить телеги, наложив на них продукты для?
а) для дружины,
б) для больных и нищих,
в) для византийских правителей.
5. Кем приходился Владимир Красное Солнышко великой княгине Ольге?
а) сыном,
б) внуком,
в) братом,
г) мужем.
II. Определите сколько лет прошло со дня
крещения Руси
_________________________________________________________
III. Значение принятия христианства
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
8. Проверка тестов
9. Домашнее задание: с. 106-107 «Принятие Русью христианства» прочитать; с. 108 ответить на вопросы. Составить кроссворд по теме «Крещение Руси»
10. Итог. Рефлексия
- На уроке я узнал …
- Самым интересным на занятии для меня было …
– А сейчас все встали, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке.
– А сейчас давайте по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.