Цели:
- Познакомить учащихся с новыми видами треугольников – равносторонний и равнобедренный, разносторонний.
- Учить выделять из множества треугольников, равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники.
- Учить совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Совершенствовать умения:
- использовать при вычислениях распределительное свойство умножения и деления относительно суммы.
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Для работы на уроке нам понадобится: карандаш, линейка, учебник, тетрадь.
2. Актуализация знаний
У: Что вы видите на доске?
На доске плоские геометрические фигуры прикреплены магнитами:
Красный маленький прямоугольник;
Красный большой квадрат;
Жёлтый маленький квадрат.
Д: Геометрические фигуры
У: Какой урок нас сегодня ждёт?
Д: Урок работы с геометрическим
материалом
У: Как называются фигуры?
Д: Четырехугольники (Карточку со
словом «четырёхугольники» разместить на доске)
У: Какое задание можно придумать?
Д: Разбить на группы
У: Как будем выполнять?
Д: Разбивать на группы, опираясь на
общие признаки: цвет, форма (название фигур).
У: Выполняем (У доски 1 человек)
Д: Я разбил фигуры на группы по цвету.
Д: Я разбил фигуры по названию фигур (по
форме): квадраты и прямоугольники
(Карточки с этими названиями прикрепить на
доске)
У: Прочитайте названия фигур на
доске:
«Четырёхугольники» | «Прямоугольники» | «Квадраты» |
У: Что Вы заметили? (Что вы знаете об
этих понятиях?)
Д: «Четырёхугольники» – понятие общее,
родовое. «Прямоугольники», «Квадраты» – понятия
конкретные, видовые.
У: Какое ещё задание можно придумать?
Д: Найти площадь и периметр фигур.
У: Что такое Периметр?
У: Что такое Площадь?
У: Можем выполнить это задание? Почему?
Д: Нет. Потому что не хватает величин:
длины и ширины.
У: А сейчас? (Пишет величины на доске )
Найдём P – квадратов, S – прямоугольника
У: Как будем выполнять задание?
Д: По формулам: Ркв = а х 4; S = а х в
У: Работаем по рядам:
1 ряд: Красный маленький прямоугольник
2 ряд: Жёлтый маленький квадрат
3 ряд: Красный большой квадрат
Проверяем (1 чел из ряда пишет и комментирует
ответ на доске, дети поднимают «сигнальные
карточки: зелёные – если согласны с ответом,
красные – если не согласны)
У: Верно ли выполнили задание? Оцените
свою работу: на полях поставьте +.
У: Какие задания выполняли?
Д: Разбивали фигуры на группы. Находили
площадь и периметр.
У: Со своими заданиями вы справились.
Аника тоже приготовила для вас задание.
3. Открытие нового знания
У: Откройте учебник на с. 52. Посмотрите
разворот.
– Какая тема урока?
Д: Треугольники
У: Это новая тема или что-то уже знаем о
треугольниках? Что знаем?
Д: Треугольник – это фигура с 3 углами и 3
сторонами.
У: Мы всё знаем о треугольниках?
Д: Всё (не всё)
У: Будем проверять наши предположения.
- Итак, с чего начнём?
Д: с №1 (читают 1 вопрос, отвечают): Какие
фигуры начертила Аника?
Читают 2 вопрос: На какие группы их можно разбить?
У: Как будем работать?
Д: Разбивать на группы по признакам: по
цвету, по размеру. (называют группы).
У: Как ещё можно ответить на вопрос
Аники?
Д: Не знаем
У: Какую цель можно перед собой
поставить?
Д: Как разбить треугольники на группы по
какому-то другому признаку.
У: Подчеркните этот вопрос в учебнике.На
какие группы их можно разбить?
– Учебник поможет узнать. Прочитайте
дополнительное задание с ·
Измерь и сравни стороны всех красных
треугольников, синих треугольников, зелёных
треугольников.
Д: Нам надо измерить и сравнить стороны
всех треугольников.
У: Как будем выполнять работу?
Д: Измерим линейкой длины сторон
красных треугольников и сравним их.
– Измерим линейкой синие треугольники и сравним
длины их сторон.
– Измерим линейкой зелёные треугольники и
сравним длины их сторон.
У: В каких мерках можно измерить?
Д: В мм или см.
У: Используйте удобные мерки. Задание
выполняйте в парах по рядам
1 ряд работает с красными треугольниками
2 ряд работает с синими треугольниками
3 ряд работает с зелёными треугольниками
Презентация своей работы – 1 ученик из ряда.
Д: Мы измеряли стороны красных (синих, зелёных) треугольников и заметили, что …
– у красных треугольников все стороны равны
– у синих треугольников равны только две стороны
– у зеленых треугольников стороны между собой не
равны.
У: Спасибо, молодцы! А теперь мы можем
ответить на вопрос Аники? Как?
Д: Да. Мы можем разбить треугольники ещё
на три группы
1 группа – треугольники с одинаковыми
сторонами
2 группа – треугольники с двумя одинаковыми
сторонами
3 группа – треугольники с тремя разными
сторонами.
У: Какой знак стоит после нашего задания? Что мы должны сделать?
Д: Мы должны прочитать вопрос и ответить на него.
Дети читают вопрос и самостоятельно формулируют на него ответ:
Как ещё можно назвать все красные треугольники? Все синие треугольники? Все зелёные треугольники?
У: Это наши предположения. Как их можно
проверить?
Д: Прочитать сведения со знаком ! (это
важно)
Дети читают вслух.
У: Что нового узнали?
Д: Если у треугольника стороны равны, то
он называется равносторонним.
– Если у треугольника равны длины двух сторон, то
он называется равнобедренным.
– Если у треугольника длины сторон не равны, то
он называется разносторонним.
У: Какой общий признак у:
– равносторонних треугольников (длины сторон
равны)
– разносторонних треугольников (длины сторон не
равны)
– равнобедренных треугольников. (длины двух
сторон равны)
У: Какую цель ставили выполняя № 1
Д: Узнать ещё признак разбиения
треугольников на группы?
У: Узнали? Сформулируйте, по какому
признаку научились разбивать треугольники?
Д: По равенству и неравенству сторон.
4. Физминутка
5. Первичное закрепление
У: Воспользуемся новым знанием и
выполним задание №2 с.52. прочитайте и объясните
задание.
Д: Читают сами и объясняют своими
словами задание
У: Как будем выполнять задание?
Д: Сначала сосчитать количество фигур.
У: Сколько фигур насчитали?
Д: 6 (показывают на доске)
У: Какое следующее задание?
Д: Назвать равносторонние и
разносторонние треугольники.
У: Как будем выполнять?
Д: Измерим линейкой длины сторон
треугольников.
У: Работайте в парах. (Выполнившие
показывают «Жест содружества»)
– Проверяем с помощью сигнальных карточек
Д: (Называют треугольники с указанием
длин сторон в мм.)
У: Томми даёт задание. Читаем задание с
точкой.
Чтобы найти периметр одного из треугольников, Томми составил выражение: 45 мм х 3. Периметр какого треугольника можно найти с помощью этого выражения?
– Как ответили? Почему?
– Вспомните, какое аналогичное задание вы
предлагали в начале урока?
– Как его выполняли?
– Сравните его с заданием Томми.
– Как будем его выполнять?
Д: Мы находили периметр квадрата,
поэтому длину стороны умножали на 4. А сейчас
будем находить периметр равностороннего
треугольника, значит длину стороны умножим на 3.
Записывают выражение и находят его значение.
6. Физминутка (зрительная)
7. Повторение
У: Какое ещё задание предлагает
выполнить Томми?
Д: Это №6
У: Прочитайте задание, объясните его. В
чём особенность?
Как Томми быстро найти значения заданных на дом
выражений?
182 • 2 + 172 • 2
560 : (201 – 197) • 0
189 : 9 + 711 : 9
Д: Найти значения выражений нужно быстро.
Решать по действиям – это не быстро. Чтобы решить
быстро надо воспользоваться свойствами
арифметических действий.
Дети выполняют, пользуясь правилами умножения и
деления суммы на число и умножения на 0.
У: 2 и 3 столбики выполните дома
(объясните в классе)
У: Аника и Пеппи теперь – герои условия
задачи.
– Найдите эту задачу.
Д: Задача №5 (а)
Аника за 4 минуты раскрасила 20 треугольников, а Пеппи за это же время раскрасила 16 таких же треугольников. Кто из них раскрасил за одну минуту больше треугольников и на сколько? ( У кого скорость раскрашивания больше?)
У: Читаем условие. Вопрос.
На доске:
V раскр. | время | Всего тр. | |
А | |||
П |
Заполняем таблицу.
– Какое необычное выражение встретили?
Д: Скорость раскрашивания.
У: Как будем решать задачу. Составьте
план решения
Д:
1) Vраскр. А. – ?
2) Vраскр. П. – ?
3) Сравнить и найти разность – Vраскр. А. и Vраскр.П.
У: Решение задачи запишете дома.
8. Итог урока
– Чему научились на уроке?
– Что понравилось?
9. Домашнее задание: с 53.№ 4, №6 (2 или 3 ст)