Пояснительная записка
Данная образовательная программа
является художественно-эстетической, в основе
которой лежит многолетний опыт практической
работы.
В группу приглашаются все желающие от 10 до 16 лет.
Рассчитана программа на один год при проведении
двух занятий в неделю, всего – 72 часа. Программа
состоит из девяти тем. Каждая тема включает в
себя 1-2 теоретических занятия, которые проходят в
виде ознакомительных бесед, но основная работа
практическая.
Основная цель программы
Поиски адекватных детским возможностям
средств материализации основных геометрических
понятий с помощью оригами.
Выработка и развитие эстетического вкуса и
навыков ручного труда у детей.
Задачи
- Образовательные:
- повышение качества знаний по геометрии;
- расширение кругозора;
- знакомство с культурой народов мира;
- формирование практических трудовых навыков.
- Воспитательные:
- воспитание волевых качеств личности (усидчивость, терпение), умения работать в коллективе.
- Развивающие:
- развитие творческих способностей подростков, художественного вкуса;
- развитие памяти, глазомера, чертежных навыков, культуры речи, пространственного воображения, моторики рук;
- развитие уверенности в своих силах, способностях, расширение коммуникабельности детей.
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
- основные термины оригами,
- основные условные обозначения в оригами,
- историю возникновения и развития оригами.
Дети должны уметь:
- изготавливать из бумаги геометрические конструкции,
- изготавливать из бумаги сложные конструкции (многогранники, фигурки животных).
Методы
- словесные (беседы, лекции)
- наглядные (фотографии, схемы с этапами выполнения работы по изготовлению модели)
- имитационное складывание
Формы работы
Классический урок изучения и закрепления материала, урок-игра, урок-практикум, урок коллективной деятельности учащихся.
Способы проверки результатов
Промежуточных:
Наблюдение активности учащихся на занятиях. В
конце некоторых практических занятий
планируется проведение игр и соревнований с
бумажными моделями.
Конкурсы юных оригамистов, на которых ребята с
помощью своих альбомов или на память должны
сложить максимальное количество изделий,
помогут подводить промежуточные результаты
освоения программы.
Итоговых:
В конце учебного года достижения учащихся будут представлены на отчетной выставке, по результатам которой определяется уровень освоения программы.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов | ||
Всего | На теоретические занятия |
На практические занятия |
|
1. Вводное занятие | 2 |
1 |
1 |
2. Имитационное складывание | 8 |
2 |
6 |
3. Азбука оригами | 7 |
2 |
5 |
4. Модульное оригами | 13 |
1 |
12 |
5. Архимедовы тела | 12 |
1 |
11 |
6. Природные кристаллы | 8 |
1 |
7 |
7. Звездчатые многогранники | 12 |
1 |
11 |
8. Кусудамы | 6 |
1 |
5 |
9. Заключительное занятие | 4 |
1 |
3 |
Итого |
72 |
11 |
61 |
Содержание программы
1. Вводное занятие
История возникновения искусства оригами. История бумаги. Цели, задачи и содержание работы на учебный год. Основные инструменты. Демонстрация моделей, изготовленных ранее. Правила работы в кружке. Правила безопасности труда.
Практическая работа. Изготовление простейших фигурок. Игры и соревнования с бумажными моделями.
2. Имитационное складывание
Основные оригамные термины. Определение квадрата и его свойств. Определение диагонали, средней линии, центр квадрата. Способы изготовления квадратной заготовки из прямоугольного листа бумаги. Приемы складывания. Основные базовые формы: «стрела», «треугольник», «дверь», «конверт», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «катамаран».
Практическая работа. Изготовление простейших фигурок животных. Сочинение сказок и веселых историй. Игры и соревнования с бумажными моделями.
3. Условные обозначения. Одностороннее оригами. Моделирование в технике аппликаций.
Краткий исторический очерк: Толстой и оригами. Азбука оригами. Основные условные обозначения. Создатель азбуки оригами Акира Йошизава.
Практическая работа. Изготовление цветов. Составление букетов, композиций и икебан.
4. Модульное оригами
Знакомство с модульным оригами. «Замки» и «карманы» модулей. Н.Еременко, В.Михалкинский, Акира Йошизава, Кунихико Касахара, Эрик Джойсел, Иссеи Йошино и другие мастера – оригамисты. Демонстрация фотографий с изображением сложных модульных конструкций.
Практическая работа.Изготовление геометрических конструкций, звезд, декоративных орнаментов.
5. Многогранники
Пирамиды – краткий исторический очерк. Архимедовы тела. Их основные виды и свойства. Понятие развертки.
Практическая работа. Изготовление по выкройкам моделей куба, пирамиды, призмы, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра.
6. Природные кристаллы
Кристаллы рутила, граната, кальцита, флюорита, букминстерфуллерен и др. Многообразие форм многогранников.
Практическая работа. Изготовление моделей кристаллов по выкройкам.
7. Звездчатые многогранники
Номограмма. Составление номограмм правильных многоугольников. Использование номограмм при изготовлении звездчатых многогранников.
Практическая работа.Изготовление звездчатых многогранников: додекогеми додекаэдра, битригонального додекаэдра, квазиусеченного гексаэдра, квазиусеченного звездчатого додекаэдра.
8. Кусудамы
Краткий исторический очерк.
Практическая работа. Изготовление кусудам: «Арлекино», «Коралл», «Космическая станция», «Цветочная», «Супершар».
9. Заключительное занятие
Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы работы в новом учебном году. Подготовка моделей к отчетной выставке.
Техническое оснащение занятий
- Цветная бумага.
- Ножницы.
- Линейка.
- Карандаши.
- Клей.
Поурочное планирование (Приложение 1)
Литература
1. Журнал «Оригами»: №2,1997г.; №7,1997г.; №8,1997г.;
№24,2000г.; №27,2000г. Издательство «Аким», 1997г., 2000г.
2. Приложения к журналу «Оригами»
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Кусудамы – волшебные шары». Изд. «Аким», 1997г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Универсальный бумажный конструктор – оригами». Изд. «Аким», 1997г.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Рождественское оригами» Изд. «Аким», 1998г.
- Хлямова Т.В. «Звездное небо оригами». Изд. «Аким», 1997г.
- Гончар В.В. «Модели многогранников». Изд. «Аким», 1997г.
3. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. «Оригами –
чудеса из бумаги». Ростов-на-Дону, 1997г.
4. Выгонов В.В. «Мир оригами». Новая школа,
1996г.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветы и вазы
оригами». СПб Кристалл, 2002г.