Методическая разработка. Программа математического кружка «Геометрическое моделирование в технике оригами».

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Данная образовательная программа является художественно-эстетической, в основе которой лежит многолетний опыт практической работы.
В группу приглашаются все желающие от 10 до 16 лет.
Рассчитана программа на один год при проведении двух занятий в неделю, всего – 72 часа. Программа состоит из девяти тем. Каждая тема включает в себя 1-2 теоретических занятия, которые проходят в виде ознакомительных бесед, но основная работа практическая.

Основная цель программы

Поиски адекватных детским возможностям средств материализации основных геометрических понятий с помощью оригами.
Выработка и развитие эстетического вкуса и навыков ручного труда у детей. 

Задачи

  • Образовательные:
    • повышение качества знаний по геометрии;
    • расширение кругозора;
    • знакомство с культурой народов мира;
    • формирование практических трудовых навыков.
  • Воспитательные:
    • воспитание волевых качеств личности (усидчивость, терпение), умения работать в коллективе.
  • Развивающие:
    • развитие творческих способностей подростков, художественного вкуса;
    • развитие памяти, глазомера, чертежных навыков, культуры речи, пространственного воображения, моторики рук;
    • развитие уверенности в своих силах, способностях, расширение коммуникабельности детей.

Ожидаемые результаты

Дети должны знать:

  • основные термины оригами,
  • основные условные обозначения в оригами,
  • историю возникновения и развития оригами.

Дети должны уметь:

  • изготавливать из бумаги геометрические конструкции,
  • изготавливать из бумаги сложные конструкции (многогранники, фигурки животных).

Методы

  • словесные (беседы, лекции)
  • наглядные (фотографии, схемы с этапами выполнения работы по изготовлению модели)
  • имитационное складывание

Формы работы

Классический урок изучения и закрепления материала, урок-игра, урок-практикум, урок коллективной деятельности учащихся.

Способы проверки результатов

Промежуточных:

Наблюдение активности учащихся на занятиях. В конце некоторых практических занятий планируется проведение игр и соревнований с бумажными моделями.
Конкурсы юных оригамистов, на которых ребята с помощью своих альбомов или на память должны сложить максимальное количество изделий, помогут подводить промежуточные результаты освоения программы. 

Итоговых:

В конце учебного года достижения учащихся будут представлены на отчетной выставке, по результатам которой определяется уровень освоения программы.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов
Всего

На теоретические занятия

На практические занятия

1. Вводное занятие

2

1

1

2. Имитационное складывание

8

2

6

3. Азбука оригами

7

2

5

4. Модульное оригами

13

1

12

5. Архимедовы тела

12

1

11

6. Природные кристаллы

8

1

7

7. Звездчатые многогранники

12

1

11

8. Кусудамы

6

1

5

9. Заключительное занятие

4

1

3

Итого

72

11

61

Содержание программы

1. Вводное занятие

История возникновения искусства оригами. История бумаги. Цели, задачи и содержание работы на учебный год. Основные инструменты. Демонстрация моделей, изготовленных ранее. Правила работы в кружке. Правила безопасности труда.

Практическая работа. Изготовление простейших фигурок. Игры и соревнования с бумажными моделями.

2. Имитационное складывание

Основные оригамные термины. Определение квадрата и его свойств. Определение диагонали, средней линии, центр квадрата. Способы изготовления квадратной заготовки из прямоугольного листа бумаги. Приемы складывания. Основные базовые формы: «стрела», «треугольник», «дверь», «конверт», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «катамаран».

Практическая работа. Изготовление простейших фигурок животных. Сочинение сказок и веселых историй. Игры и соревнования с бумажными моделями.

3. Условные обозначения. Одностороннее оригами. Моделирование в технике аппликаций.

Краткий исторический очерк: Толстой и оригами. Азбука оригами. Основные условные обозначения. Создатель азбуки оригами Акира Йошизава.

Практическая работа. Изготовление цветов. Составление букетов, композиций и икебан. 

4. Модульное оригами

Знакомство с модульным оригами. «Замки» и «карманы» модулей. Н.Еременко, В.Михалкинский, Акира Йошизава, Кунихико Касахара, Эрик Джойсел, Иссеи Йошино и другие мастера – оригамисты. Демонстрация фотографий с изображением сложных модульных конструкций.

Практическая работа.Изготовление геометрических конструкций, звезд, декоративных орнаментов.

5. Многогранники

Пирамиды – краткий исторический очерк. Архимедовы тела. Их основные виды и свойства. Понятие развертки.

Практическая работа. Изготовление по выкройкам моделей куба, пирамиды, призмы, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра.

6. Природные кристаллы

Кристаллы рутила, граната, кальцита, флюорита, букминстерфуллерен и др. Многообразие форм многогранников.

Практическая работа. Изготовление моделей кристаллов по выкройкам.

7. Звездчатые многогранники

Номограмма. Составление номограмм правильных многоугольников. Использование номограмм при изготовлении звездчатых многогранников.

Практическая работа.Изготовление звездчатых многогранников: додекогеми додекаэдра, битригонального додекаэдра, квазиусеченного гексаэдра, квазиусеченного звездчатого додекаэдра.

8. Кусудамы

Краткий исторический очерк.

Практическая работа. Изготовление кусудам: «Арлекино», «Коралл», «Космическая станция», «Цветочная», «Супершар».

9. Заключительное занятие

Подведение итогов работы кружка за год. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Перспективы работы в новом учебном году. Подготовка моделей к отчетной выставке.

Техническое оснащение занятий

  1. Цветная бумага.
  2. Ножницы.
  3. Линейка.
  4. Карандаши.
  5. Клей.

Поурочное планирование  (Приложение 1)

Литература

1. Журнал «Оригами»: №2,1997г.; №7,1997г.; №8,1997г.; №24,2000г.; №27,2000г.  Издательство «Аким», 1997г., 2000г.
2. Приложения к журналу «Оригами»

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Кусудамы – волшебные шары». Изд. «Аким», 1997г.
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Универсальный бумажный конструктор – оригами». Изд. «Аким», 1997г.
  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Рождественское оригами» Изд. «Аким», 1998г.
  • Хлямова Т.В. «Звездное небо оригами». Изд. «Аким», 1997г.
  • Гончар В.В. «Модели многогранников». Изд. «Аким», 1997г.

3. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р.  «Оригами – чудеса из бумаги». Ростов-на-Дону, 1997г.
4. Выгонов В.В. «Мир оригами». Новая школа, 1996г.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Цветы и вазы оригами». СПб   Кристалл, 2002г.