Программные задачи.Познакомить детей с магнитом, его свойствами(притягивать железные предметы, притягивать через препятствия). Формировать речевую и познавательную активность в процессе проведения опытов.
Оборудование: магниты, предметы из разных материалов (стеклянные, пластмассовые, деревянные, резиновые, железные), исследовательские карты для каждого ребёнка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: “Сегодня мы встретимся с нашим старым знакомым. Узнаете вы его? (Слайд 2) Вот какая история с ним приключилась. Нашёл Незнайка на дороге камень.(Слайд 3) Положил его в карман и отправился домой. Но проходя мимо домов своих друзей, Незнайка понял, что происходит что-то странное. Кастрюли, ложки, ножи, половники, гвозди и другие металлические предметы как будто ожили и набросились на него со всех сторон. “Неужели, я нашёл волшебный камень, который заставляет всё двигаться?” – подумал Незнайка. Давайте попробуем вместе разобраться, в чём тут дело. Вот камень, который нашёл Незнайка. (Слайд 4) Да, действительно, это не простой камень. Это самый настоящий магнит. И обладает он магнитной силой, которая притягивает многие предметы. Нашли его более двух тысяч лет тому назад древние греки. Назвали его в честь древнего турецкого города Магнесии. Давайте мы сегодня выясним, все ли материалы притягивает магнит.”
Опыт "Всё ли притягивает магнит?”
Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. Результаты заносятся в исследовательскую карту.
бумага | – |
ткань | – |
пластмасса | – |
дерево | – |
железо | + |
резина | – |
(Слайд 5) Игра “Что притянется к магниту?”
Педагог: “Назовите предметы, которые притянутся к магниту. Почему? – Карандаш не притянется к магниту, потому что он деревянный.”
Опыт “Действует ли магнит через другие материалы?”
Для опыта потребуется магнит, стеклянный кувшин с водой, скрепки. В кувшин с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к кувшину на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке кувшина, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? (Магнит может действовать через стекло и воду.)”
Педагог: “А может магнит действовать через деревянный стол, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод: “Магнит может притягивать через деревянный стол, через пластмассу”.
Педагог: “Незнайке понравилось
играть с магнитом . Он даже придумал машину на
магните.” Педагог показывает игрушечную машинку
с прикреплённым магнитом. “Когда Незнайка
подносил магнит к машине. Машина двигалась
вперёд. (Показ педагогом)
Но однажды, машина стала двигаться в другую
сторону. (Показ педагогом)) “Магнит сломался,” –
решил Незнайка и очень расстроился .Почему так
происходит. Оказывается у магнита есть разные
полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы –
машинка отъезжает . Когда сближаем разные – то
машинка подъезжает . Вот я сейчас поднесу магнит
к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или
одинаковые полюса. Сразу отмечаем стороны
магнитов цветной бумагой.
Проводится подвижная игра “Магнитики”
Педагог: “А теперь каждый из вас превратится в магнит с двумя полюсами”
Дети на руки одевают разного цвета картонные перчатки – синюю на левую, красную на правую. Разбегаются в разные стороны. По сигналу “Магниты притянулись” дети должны взяться за руки :синие ладошки за красные и наоборот.
Игра “Машинки”
Педагог: “В каком направлении поедут машинки, если магниты направлены друг на друга разными полюсами (слайд 6), одинаковыми полюсами (слайд 7)? Почему?”
Работа с раздаточным материалом
Педагог: “ Теперь вы сами определите полюса своих магнитиков.Поднесите магнитики кдруг другу. Если они притянутся, значит это разные полюса. Наклейте на них бумагу разного цвета
Дети самостоятельно определяют полюса у своих маленьких магнитов, наклеивая самоклеющуюся бумагу. (Это задание может вызвать затруднение у детей, поэтому очень важна помощь педагога)
Педагог: “Где же применяются магниты?” (Слайды 8-15)
Подведение итогов занятия (слайд 16)
Педагог: “Что мы сегодня узнали нового о магните? (У магнита разные полюса. Он притягивает железные предметы. Может притягивать через другие.)