Познавательное занятие для дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи.Познакомить детей с магнитом, его свойствами(притягивать  железные предметы, притягивать через препятствия). Формировать речевую и познавательную активность в процессе проведения опытов.

Оборудование: магниты, предметы из разных материалов (стеклянные, пластмассовые, деревянные, резиновые, железные), исследовательские карты для каждого ребёнка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Презентация

Педагог: “Сегодня мы встретимся с нашим старым знакомым. Узнаете вы его? (Слайд 2) Вот какая история с ним приключилась. Нашёл Незнайка на дороге камень.(Слайд 3) Положил его в карман и отправился домой. Но проходя мимо домов своих друзей, Незнайка понял, что происходит что-то странное. Кастрюли, ложки, ножи, половники, гвозди и другие металлические предметы как будто ожили и набросились на него со всех сторон. “Неужели, я нашёл волшебный камень, который заставляет всё двигаться?” – подумал Незнайка. Давайте попробуем вместе разобраться, в чём тут дело. Вот камень, который нашёл Незнайка. (Слайд 4) Да, действительно, это не простой камень. Это самый настоящий магнит. И обладает он магнитной силой, которая притягивает многие предметы. Нашли его более двух тысяч лет тому назад древние греки. Назвали его в честь древнего турецкого города Магнесии. Давайте мы сегодня выясним, все ли материалы притягивает магнит.”

Опыт "Всё ли притягивает магнит?”

Педагог: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины)”

Дети  берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. Результаты заносятся в исследовательскую карту.

бумага
ткань
пластмасса
дерево
железо +
резина

(Слайд 5) Игра “Что притянется к магниту?”

Педагог: “Назовите предметы, которые притянутся к магниту. Почему? – Карандаш не притянется к магниту, потому что он деревянный.”

Опыт “Действует ли магнит через другие материалы?”

Для опыта потребуется магнит, стеклянный кувшин с водой, скрепки. В кувшин с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к кувшину на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке кувшина, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Педагог: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия? (Магнит может действовать через стекло и воду.)

Педагог: “А может магнит действовать через деревянный стол, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод: “Магнит может притягивать через деревянный стол, через пластмассу”.

Педагог: “Незнайке понравилось играть с магнитом . Он даже  придумал машину на магните.” Педагог показывает игрушечную машинку с прикреплённым магнитом. “Когда Незнайка подносил магнит к машине. Машина двигалась вперёд. (Показ педагогом)
Но однажды, машина стала двигаться в другую сторону. (Показ педагогом)) “Магнит сломался,” – решил Незнайка и очень расстроился .Почему так происходит. Оказывается у магнита есть разные полюса. Когда сближаем одинаковые полюсы – машинка отъезжает . Когда сближаем разные – то машинка подъезжает . Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или одинаковые полюса. Сразу отмечаем стороны магнитов цветной бумагой.

Проводится подвижная игра “Магнитики

Педагог: “А теперь каждый из вас превратится в магнит с двумя полюсами”

Дети на руки одевают разного цвета картонные перчатки – синюю на левую, красную на правую. Разбегаются в разные стороны. По сигналу “Магниты притянулись” дети  должны взяться за руки :синие ладошки за красные и наоборот.

Игра “Машинки”

Педагог: “В каком направлении поедут машинки, если магниты направлены друг на друга разными полюсами (слайд 6), одинаковыми полюсами (слайд 7)? Почему?”

Работа с раздаточным материалом

Педагог: “ Теперь вы сами определите полюса своих магнитиков.Поднесите магнитики кдруг другу. Если они притянутся, значит это разные полюса. Наклейте на них бумагу разного цвета

Дети самостоятельно определяют полюса у своих маленьких магнитов, наклеивая самоклеющуюся бумагу. (Это задание может вызвать затруднение у детей, поэтому очень важна  помощь педагога)

Педагог: “Где же применяются магниты?” (Слайды 8-15)

Подведение итогов занятия (слайд 16)

Педагог: “Что мы сегодня узнали нового о магните? (У магнита разные полюса. Он притягивает железные предметы. Может притягивать через другие.)