Учебно-воспитательные цели:
- для учащихся
- знать:
- особенности этнического, национального и религиозного состава населения России, языковые семьи и группы.
- размещение народов по территории, национально-территориальные образования.
- историю, культуру, быт, традиции народов.
- уметь:
- анализировать, выявлять главное.
- обобщать и систематизировать полученные знания.
- работать с картами и статистическим материалом.
- знать:
- для учителя:
- образовательные:
- формировать знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.
- способствовать усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения материала между учащимися групп.
- продолжить отрабатывать умения самостоятельного овладения новым материалом, систематизируя его в таблице.
- развивающие:
- способствовать формированию умения анализировать изученный материал, делать выводы, предложения.
- способствовать формированию креативного мышления, использованию информационных технологий при подготовке опережающего задания.
- воспитательные:
- воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.
- воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре, традициям народов населяющих Россию.
- образовательные:
Тип урока:
- по способу проведения: урок-панорама;
- по главным дидактическим целям: изучение нового материала.
Методы: классического взаимообучения (частично -поисковый)
Формы работы: обучение в группах сотрудничества.
Оборудование:
- карта народов России;
- учебник;
- раздаточный материал;
- мультимедийный проектор.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и умений.
- Мотивационно-целевой этап .
- Получение новых знаний.
- Физминутка
- Обобщение и закрепление знаний. Рефлексия,
- Задание на дом.
- Итоги урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Какую тему в течении нескольких уроков мы
изучаем?(Население России)
– С какими новыми терминами, понятиями в этой
теме мы уже знакомы?
– Посмотрите на экран:
ЭТНОС
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ
АССИМИЛЯЦИЯ
КОРЕННОЙ (ТИТУЛЬНЫЙ, СТАТУСНЫЙ ) НАРОД
ПАТРИОТИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ
Что обозначают эти слова? В ваших раздаточных материалах на столах есть словарь урока, прочитайте (Приложение 1). Ответьте, с чем связаны все эти понятия? Как, на основе данных слов, сформулировать тему нашего урока?
«Этнический, языковой и религиозный состав населения России»
3. Мотивационно-целевой этап.
Наша Родина велика – необозримы, разнообразны
и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное –
это наш народ, люди, проживающие рядом с нами.
Сегодня на уроке мы рассмотрим этносы России,
классификацию народов по принадлежности к
языковым семьям; районы их проживания:
познакомимся с особенностями культуры и быта,
традициями и религиями этих народов;
Отработаем умение обобщать и
систематизировать материал в таблицу.
Работать мы будем следующим образом:
– Вы, разделенные предварительно на группы,
получили задание: исследовать одну языковую
семью народов России по алгоритму (Приложение
2).
По мере вашего выступления мы получим
представление о каждой языковой семье, народах
России. Верхняя строка структурно логической
таблицы на доске является планом работы на
нашем уроке. (Приложение 3)
По переписи населения 2010 года в России выделено
более 170 народов. И поэтому вопрос о национальном
составе в полиэтническом обществе очень
актуален и нынешнее федеративное устройство
государства связано с историей России,
формированием ее территории, включением
многочисленных народов в состав государства.
Более половины всей площади страны занимает
национально-территориальные образования –
республики, автономные округа и области.
Кроме этого выделяются народы (на экране):
- имеющие государственность за пределами России (украинцы, белорусы и т.д);
- коренные народы, не имеющие своих национальных территориальных образований, по численности не уступающие титульным (шорцы, вепсы и т.д);
- народы, проживающие в России и за рубежом, но не обладающие государственностью (цыгане);
- народы стран дальнего зарубежья (немцы, греки и т.д).
– Каждый народ отличается укладом жизни,
обычаями, трудовыми навыками, но самый
устойчивый отличительный признак народа – его
язык – важнейшее средство общения людей.
По сходству языков народы объединяются в
языковые группы, родственные группы в языковые
семьи.
Языки всех народов России равноправны, но языком
межнационального общения является русский язык
(это один из пяти официальных языков ООН).
4. Я предлагаю познакомиться с народами
нашей страны. Кто живет рядом с нами?
– Приглашаю ребят первой группы к доске,
остальные ребята слушают и ведут краткую запись
в таблицу в раздаточном материале. Таким образом
составляется логический опорный конспект урока
в виде таблицы. (Приложение 3)
(Ребята из групп выступают по очереди у доски:
рассказ ребят, показ на карте района проживания
характеризуемого народа России, оформление на
доске своей части опорно-логической таблицы
"Панорама народов России", показ слайдов
национальных костюмов и других
достопримечательностей.)
– Посмотрите на доску, какая панорама народов у
нас получилась! Конечно, это только небольшая
часть, но достаточная, чтобы понять, как
многонациональна наша родина!
Посмотрите на экран – в таблице представлен
национальный состав нашей области, города,
школы. Он также многонационален, но к этому мы еще
вернемся на уроках краеведения.
5. Физкультминутка
6. Коллективный поиск решений проблем, выводы
После выступления всех групп учитель обращает
внимание на последнюю строку таблицы.
Путем коллективного решения по каждому столбцу
делают выводы, выделяют проблемы и записывают
его в строку таблицы. Например, по столбцу
«группы и крупнейшие народы» делаем вывод о
многонациональности, из-за которой могут
возникнуть проблемы этнических конфликтов.
Вывод | Проблема |
Пути решения проблемы |
пестрота национального состава | Этническим миграциям, депортации | ТОЛЕРАНТНОСТЬ УВАЖЕНИЕ |
21 республика,4 автономных округа, 1 автономная область | Выделение титульной нации | |
мировые религии: христианство(православие), ислам, буддизм; традиционные религии народов севера | Конфессиональные конфликты | |
сохранение самобытности каждого народа | Отсутствие диалога культур |
В путях решений красной строкой звучат слова –
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ. Чтобы жить в
многонациональной стране, нужно воспитывать в
себе эти качества.
"Единственно верный девиз устойчивого
сосуществования народов в полиэтническом
государстве "В мире, но порознь""
Л.Н.Гумилев. В мире, но сохраняя свою
самобытность. Равноправие людей разных
национальностей, конфессий проживающих в нашем
государстве закреплено конституцией Р.Ф.
7. Рефлексия, обобщение и закрепление знаний
Работа в листах самооценки (Приложение 4)
8. Задание на дом
9. Подведение итогов (оценки) урока