Цель урока: повторить пройденный материал и научиться применять полученные знания и умения
Учебно-воспитательные задачи: развивать и закреплять умение определять объекты по географическим координатам; отработать умения и навыки ориентирования по карте.
Оборудование: физическая карта мира, глобусы, атласы, раздаточный материал, контурные карты, плакат с афоризмом: «Без учебника изучать географию трудно, а без карты невозможно», карточки с заданиями, фишки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Введение в тему урока
Учитель сообщает о целях урока, подчеркивает
важность знаний по определению координат, умения
читать карту.
Учитель предлагает ученикам в группах решить
криптограммы (Приложение 1),
разгадав и озвучив которые учитель озвучивает
тему обобщающего урока.
II. Основная часть урока
Учитель предлагает поучаствовать в интеллектуальной разминке. За каждый правильный ответ ученики получают фишку.
1. Интеллектуальная разминка
1. Площадь Земли
2. Площадь суши
3. Площадь МО
4. Самый маленький океан
5. Самый большой океан
6. Самый маленький материк
7. Материк, в составе которого 2 части света
8. Какие два материка образуют одну часть света.
9. Географическая широта – это…
10. Географическая широта бывает...
11. Географическая широта отсчитывается от…
12. Экватор – это…
13. Меридианы – это…
14. Расстояние можно определить с помощью…
15. Масштаб
16. Виды масштабов
17. Географическая долгота – это …
18. Географическая долгота бывает…
19. Географическая долгота отсчитывается от…
20. Параллели – это…
21. Меридианы это..
22. Градусная сетка – это…
23. Самая длинная параллель – это …
24. Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет.
25. Море есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя.
Мы знаем, что Карта – уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости.Любая карта выполнена в масштабе.
2. Попробуем решить несколько задач.
1) 1 : 100; 1 : 1000; 1 : 5 00000; В 1 см – 30 км; В 1 см – 2,5 км; В 1
см – 1 км
2) В рабочей тетради постройте прямоугольник 20
км на 40 км, в масштабе в 1см – 5 км. Посчитайте,
чему будет равна площадь этого прямоугольника.
8
4
|
Повторив основные термины и определения, учитель предлагает отправиться в путешествие
3. Начинаем наше путешествие из г. Краснодара.
1) Нам необходимо пройти 5000 м на север, чему
будет равно расстояние , если масштаб карты В 1
см – 1 км.
Какой это масштаб? Переведите в численный и
решите задачу.
2) Каждый ребенок работает с атласом. Каждый из вас получает секретное задание. Каждому ученику дается точка с географическими координатами.
1) 55 с ш, 38 в д
2) 20 ю ш, 50 в д
3) 41 с ш, 72 з д
4) 12 с ш, 80 в д
5) 56 с ш, 92 в д
6) 30сш 30 вд
Выполнив секретное задание, ученики озвучивают свое местонахождение
1) Город Москва
2) Остров Мадагаскар
3) Город Нью-Йорк
4) Остров Шри-Ланка
5) Город Красноярск
6) Город Каир
Учитель предлагает сравнить географическое положение предложенных объектов относительно экватора и друг друга.
– Какой из этих объектов расположен севернее,
западнее, южнее города Краснодара?
– Какой ближе всего расположен к экватору? Кто из
ребят дальше от экватора?
3) Внимание! Необходима ваша помощь! Получены
сигналы SOS:Помогите! Терпим кораблекрушение!
Корабль «Надежда» находится в точке 30 ю ш и 70 в д .
Радист передал координаты своего корабля. Кто
из вас сможет быстрее оказаться в данном месте и
помочь судну. (обсудить с учениками
местонахождение каждого и проследить с каждым
маршрут по карте до места назначения)
4) Работа с контурной картой. Показывает учитель, используя физическую карту мира, знакомит ребят с самыми интересными уголками Земного шара, куда можно отправиться.
- Самое соленое море в мире – Красное море ( не впадает ни одна значимая река)
- Самое большое в мире море Филиппинское
- Море, в котором ловят рыбу жители трех частей света
- Самый широкий в мире пролив – ДРЕЙКА
- Море без берегов – Саргассово
- Самый большой в мире остров Гренландия.
- Самое глубокое море мира, в которое впадает 336 рек, а вытекает 1
- Место на Земном шаре есть, что куда не повернись, будет юг (Северный полюс)
- Самая большая пустыня мира Сахара
- Самая сухая пустыня Земли Атакама
- Самый высокий водопад Анхель в Южной Америке
- Самые длинные горы Анды.
Учитель интересуется у учащихся тем, что их заинтересовало.
– На этом наше путешествие не закончилось. На других уроках нас ждет еще много интересных открытий.
III. Домашнее задание
Нанести эти географические объекты на
контурную карту: Красное море, Филиппинское,
Средиземное, пролив Дрейка, Саргассово, остров
Гренландия, озеро Байкал, Северный полюс, пустыня
Сахара, Атакама, водопад Анхель, Анды, Амазонка,
Нил, Эверест, Уральские горы, Каспийское море,
Мадагаскар, река Конго, река Лена, Волга.
Составить кроссворд по этим темам на оценку. Не
менее 15 слов на «5»
IV. Подведение итогов и комментарии оценок
– Достигли ли мы с вами поставленной цели
урока?
– Что на уроке сегодня было главным?
– Какие задания вам было выполнить легко, а какие
трудно?
– Что понравилось на уроке?
– Нужны ли такие практические работы? Для чего?