Открытый урок биологии в 8-м классе "Строение пищеварительной системы"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи:

  • Систематизировать и углубить знания по теме « Пищеварительная система».
  • Обеспечить закрепление основных биологических понятий по данной теме.
  • Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны здоровья. Обосновать правила гигиены питания.
  • Развивать познавательные интересы учащихся, применяя дополнительную информацию.

Средства обучения:диск Дрофа.Биология. 8 кл.; диск Электронный атлас школьника- Человек; компьютер; интерактивная доска.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Индивидуальная проверка знаний особенностей строения пищеварительной системы (Ответы учащихся с использованием интерактивной доски.)

II. Обобщение и закрепление знаний по теме урока

В соответствии c Презентацией 1. 

1 слайд. Пищеварительная система представлена пищеварительным каналом или трубкой: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие и пищеварительными железами: 3 пары слюнных желез, печень, поджелудочная железа.

2 слайд. Ротовая полость:

Зубы: с каждой стороны верхней и нижней челюстей расположены по 2 резца, 1клыку, 2 малых и 3 больших коренных зуба. Зубная формула:

  • 2/1/2/3
  • 2/1/2/3,

язык: – мышечный орган для перемешивания пищи и определения вкуса.

3 слайд. Пищеварение в ротовой полости. Птиалин – фермент выделяемый слюнными железами расщепляет молекулы крахмала до глюкозы. Лизоцим в ротовой полости обеззараживает и способствует заживлению ранок.

4 слайд. Глотание – проталкивание пищевого комка в пищевод.

Благодаря перистальтике(волнообразным сокращениям стенок) пищевода пища поступает в желудок.

5 слайд. Желудок основной орган пищеварения объемов в 2-3 литра. Железы желудка выделяют ферменты гастрин, пепсин, соляную кислоту. Помимо этого выделяемая слизь выполняет защитные функции.

6 слайд. Отдел тонкого кишечника состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишки, которая открывается в толстый отдел кишечника, включая слепую, ободочную и сигмовидную кишку. В кишечнике происходит окончательное переваривание и усвоение пищи.

7 слайд. Функции тонкого кишечника:

  1. Полостноепищеварение.
  2. Пристеночное пищеварение. Эпителиальные клетки, образуют цитоплазматические выросты – микроворсинки, на них имеются ферменты, переваривающие пищу.
  3. Всасывание веществ через кровь: углеводы и белки поступают в кровь, жиры в лимфу.

8 слайд. Слепая кишка имеет форму мешка и червеобразный отросток – аппендикс, который участвует в защитных реакциях организма.

В толстой кишке образуются каловые массы, всасывается вода.

Бактерии расщепляют клетчатку и синтезируют витамины группы К и В.

9 слайд. Процессы расщепления веществ:

В ротовой полости: Углеводы – птиалин – глюкоза

В желудке: Белки – пепсин – аминокислоты

Жиры – липаза – глицерин и жирные кислоты

В толстой кишке: Клетчатка – бактерии – легко усвояемые углеводы.

10 слайд. Пищеварительные железы:

Печень вырабатывает желчь, которая активизирует действие ферментов, обезвреживает токсичные вещества в крови. В печени глюкоза превращается в гликоген, под воздействием гормона инсулина.

Регулирует обмен веществ. В печени имеются клетки способные к фагоцитозу.

11 слайд. Поджелудочная железа находится под желудком. Выделяет поджелудочный сок, который завершает расщепление углеводов и продолжает расщепление белков и жиров. Протоки поджелудочной железы впадают в двенадцатиперстную кишку.

Вывод:

Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала, образованными: ротовой полостью, глоткой, пищеводом, желудком, кишечником и пищеварительными железами: слюнные железы, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа.

В органах пищеварительного тракта происходит механическая и химическая обработка пищи.

Прием, переработка и усвоение питательных веществ – функция системы органов пищеварения

III. Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны здоровья.

(Презентация 2)

Раскрыть факторы нарушения питания:

  • Влияние инфекций
  • Пищевые отравления
  • Глистные заболевания
  • Возбудители кишечных инфекций
  • Нарушение режима питания
  • Влияние курения на пищеварение
  • Влияние алкоголя на пищеварение
  • Влияние наркотиков на пищеварение
  • Переносчики болезней
  • Стрессы

Проводится опыт: Нарушение свойств белков алкоголем.

Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки.

Ход опыта: в 2 пробирки налить 2 мл яичного белка. В 1-ю добавить Н2О, во 2-ю спирт.

Результат: в 1-й белок растворяется, во 2-й образуется белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает Н2О у белков. В результате нарушается структура и свойства белка и его функции.

Обосновать:

Санитарно-гигиенические правила поведения.

Исходя, из выше изложенного надо знать пути(факторы) заражения паразитами:

  • Поедание в сыром виде плохо промытых овощей.
  • Поедание просроченных продуктов питания.
  • Перенос яиц паразитических червей мухами на продукты питания.
  • Немытые руки, особенно у детей.
  • Сырая проточная вода.
  • Разведение грязи и пыли в жилых и подсобных помещениях.
  • Скопления остатков пищи.
  • Плохо организованные мусороприемники.
  • Пользование чужими предметами личной гигиены.

Значение правил соблюдения режима питания

1. Есть в одни и те же часы.

Пищеварительные соки начинают выделяться до еды, пища начинает сразу же перевариваться. Если не придерживаться этого правила, то пищеварительные соки начинают выделяться только во время еды, пища переваривается дольше – это может привести к заболеваниям желудка.

2. Есть четыре раза в день:

завтрак должен содержать 25% дневной нормы, обед – 40%, полдник – 15%, ужин – 20%.

Соблюдается нормальное снабжение организма питательными веществами.

3. Не переедать.

При сбалансированном питании поступление питательных веществ в организм приблизительно равно их расходу. При переедании поступление питательных веществ в организм будет больше их расхода и в результате приведёт к избыточному весу и ожирению.

4. Употреблять в пищу овощи, фрукты, зелень.

В организм поступает достаточное количество витаминов и минеральных веществ. При большом количестве сладкого организм получает избыток углеводов, который преобразуется в жир.

5. Ужинать необходимо за два часа до сна.

Пища успевает перевариться до сна – это обеспечивает хороший сон.

Меры профилактики:

  • Не есть в сыром виде плохо промытые овощи.
  • Не есть просроченные продукты питания.
  • Не способствовать разведению мух.
  • Мыть руки, приходя с улицы особенно детям.
  • Мыть руки перед едой, особенно детям.
  • Не пить сырую проточную воду.
  • Не разводить грязь и пыль в жилых и подсобных помещениях.
  • Не скапливать остатки пищи. Не пользоваться чужими предметами личной гигиены.
  • Мусороприемники не должны быть доступны для мух, собак, кошек и крыс.
  • Не пользоваться чужими предметами личной гигиены.

в результате:

СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ

IV. Закрепление знаний.

Проводится с использованием интерактивной доски. (Презентация 3)

Учащимся предлагается выполнить следующие виды заданий:

  • Органы пищеварительной системы
  • Строение ротовой полости
  • Слюнные железы
  • Пищеварительные железы
  • и т.д.

В заключении занятия проводится игра: поле чудес по пищеварению (Презентация 4).