Задачи:
- Систематизировать и углубить знания по теме « Пищеварительная система».
- Обеспечить закрепление основных биологических понятий по данной теме.
- Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны здоровья. Обосновать правила гигиены питания.
- Развивать познавательные интересы учащихся, применяя дополнительную информацию.
Средства обучения:диск Дрофа.Биология. 8 кл.; диск Электронный атлас школьника- Человек; компьютер; интерактивная доска.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Индивидуальная проверка знаний особенностей строения пищеварительной системы (Ответы учащихся с использованием интерактивной доски.)
II. Обобщение и закрепление знаний по теме урока
В соответствии c Презентацией 1.
1 слайд. Пищеварительная система представлена пищеварительным каналом или трубкой: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие и пищеварительными железами: 3 пары слюнных желез, печень, поджелудочная железа.
2 слайд. Ротовая полость:
Зубы: с каждой стороны верхней и нижней челюстей расположены по 2 резца, 1клыку, 2 малых и 3 больших коренных зуба. Зубная формула:
- 2/1/2/3
- 2/1/2/3,
язык: – мышечный орган для перемешивания пищи и определения вкуса.
3 слайд. Пищеварение в ротовой полости. Птиалин – фермент выделяемый слюнными железами расщепляет молекулы крахмала до глюкозы. Лизоцим в ротовой полости обеззараживает и способствует заживлению ранок.
4 слайд. Глотание – проталкивание пищевого комка в пищевод.
Благодаря перистальтике(волнообразным сокращениям стенок) пищевода пища поступает в желудок.
5 слайд. Желудок основной орган пищеварения объемов в 2-3 литра. Железы желудка выделяют ферменты гастрин, пепсин, соляную кислоту. Помимо этого выделяемая слизь выполняет защитные функции.
6 слайд. Отдел тонкого кишечника состоит из двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишки, которая открывается в толстый отдел кишечника, включая слепую, ободочную и сигмовидную кишку. В кишечнике происходит окончательное переваривание и усвоение пищи.
7 слайд. Функции тонкого кишечника:
- Полостноепищеварение.
- Пристеночное пищеварение. Эпителиальные клетки, образуют цитоплазматические выросты – микроворсинки, на них имеются ферменты, переваривающие пищу.
- Всасывание веществ через кровь: углеводы и белки поступают в кровь, жиры в лимфу.
8 слайд. Слепая кишка имеет форму мешка и червеобразный отросток – аппендикс, который участвует в защитных реакциях организма.
В толстой кишке образуются каловые массы, всасывается вода.
Бактерии расщепляют клетчатку и синтезируют витамины группы К и В.
9 слайд. Процессы расщепления веществ:
В ротовой полости: Углеводы – птиалин – глюкоза
В желудке: Белки – пепсин – аминокислоты
Жиры – липаза – глицерин и жирные кислоты
В толстой кишке: Клетчатка – бактерии – легко усвояемые углеводы.
10 слайд. Пищеварительные железы:
Печень вырабатывает желчь, которая активизирует действие ферментов, обезвреживает токсичные вещества в крови. В печени глюкоза превращается в гликоген, под воздействием гормона инсулина.
Регулирует обмен веществ. В печени имеются клетки способные к фагоцитозу.
11 слайд. Поджелудочная железа находится под желудком. Выделяет поджелудочный сок, который завершает расщепление углеводов и продолжает расщепление белков и жиров. Протоки поджелудочной железы впадают в двенадцатиперстную кишку.
Вывод:
Система органов пищеварения состоит из пищеварительного канала, образованными: ротовой полостью, глоткой, пищеводом, желудком, кишечником и пищеварительными железами: слюнные железы, печень с желчным пузырем, поджелудочная железа.
В органах пищеварительного тракта происходит механическая и химическая обработка пищи.
Прием, переработка и усвоение питательных веществ – функция системы органов пищеварения
III. Привлечь внимание учащихся к проблемам охраны здоровья.
(Презентация 2)
Раскрыть факторы нарушения питания:
- Влияние инфекций
- Пищевые отравления
- Глистные заболевания
- Возбудители кишечных инфекций
- Нарушение режима питания
- Влияние курения на пищеварение
- Влияние алкоголя на пищеварение
- Влияние наркотиков на пищеварение
- Переносчики болезней
- Стрессы
Проводится опыт: Нарушение свойств белков алкоголем.
Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки.
Ход опыта: в 2 пробирки налить 2 мл яичного белка. В 1-ю добавить Н2О, во 2-ю спирт.
Результат: в 1-й белок растворяется, во 2-й образуется белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает Н2О у белков. В результате нарушается структура и свойства белка и его функции.
Обосновать:
Санитарно-гигиенические правила поведения.
Исходя, из выше изложенного надо знать пути(факторы) заражения паразитами:
- Поедание в сыром виде плохо промытых овощей.
- Поедание просроченных продуктов питания.
- Перенос яиц паразитических червей мухами на продукты питания.
- Немытые руки, особенно у детей.
- Сырая проточная вода.
- Разведение грязи и пыли в жилых и подсобных помещениях.
- Скопления остатков пищи.
- Плохо организованные мусороприемники.
- Пользование чужими предметами личной гигиены.
Значение правил соблюдения режима питания
1. Есть в одни и те же часы.
Пищеварительные соки начинают выделяться до еды, пища начинает сразу же перевариваться. Если не придерживаться этого правила, то пищеварительные соки начинают выделяться только во время еды, пища переваривается дольше – это может привести к заболеваниям желудка.
2. Есть четыре раза в день:
завтрак должен содержать 25% дневной нормы, обед – 40%, полдник – 15%, ужин – 20%.
Соблюдается нормальное снабжение организма питательными веществами.
3. Не переедать.
При сбалансированном питании поступление питательных веществ в организм приблизительно равно их расходу. При переедании поступление питательных веществ в организм будет больше их расхода и в результате приведёт к избыточному весу и ожирению.
4. Употреблять в пищу овощи, фрукты, зелень.
В организм поступает достаточное количество витаминов и минеральных веществ. При большом количестве сладкого организм получает избыток углеводов, который преобразуется в жир.
5. Ужинать необходимо за два часа до сна.
Пища успевает перевариться до сна – это обеспечивает хороший сон.
Меры профилактики:
- Не есть в сыром виде плохо промытые овощи.
- Не есть просроченные продукты питания.
- Не способствовать разведению мух.
- Мыть руки, приходя с улицы особенно детям.
- Мыть руки перед едой, особенно детям.
- Не пить сырую проточную воду.
- Не разводить грязь и пыль в жилых и подсобных помещениях.
- Не скапливать остатки пищи. Не пользоваться чужими предметами личной гигиены.
- Мусороприемники не должны быть доступны для мух, собак, кошек и крыс.
- Не пользоваться чужими предметами личной гигиены.
в результате:
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
IV. Закрепление знаний.
Проводится с использованием интерактивной доски. (Презентация 3)
Учащимся предлагается выполнить следующие виды заданий:
- Органы пищеварительной системы
- Строение ротовой полости
- Слюнные железы
- Пищеварительные железы
- и т.д.
В заключении занятия проводится игра: поле чудес по пищеварению (Презентация 4).