Урок проводится в виде игры-путешествия, в которое обучающиеся отправляются на поезде. На доске нарисован маршрут их движения. Во время устного счета ребята решают занимательные задания: найти лишнее число, составить магический квадрат, цепочку, чтобы получить билет на поезд, стоимость которого равна числу х. В тоннеле разбирают завал из камней и расшифровывают название города «Выражение», в котором называют числовые и буквенные выражения, строят мост для переправы через реку, состоящий из 5 бревен, отвечая на вопросы по данной теме, на берегу встречаются с человечками – буквоежками, которые хотят съесть путешественников. Чтобы этого не случилось, ребята выполняют задания буквоежек, находят значения буквенных выражений, составляют выражения по условию задачи, познакомившись с достопримечательностями города страны «Заниматики», на обратном пути обучающиеся решают задачи на движение, подводят итоги урока, записывают творческие задания на дом: придумать сказку по теме «Выражения», составить 2 числовых и 3 буквенных выражений и найти их значения.
Тип урока: урок-путешествие в страну «Заниматику».
Цель урока: закрепление понятия числового и буквенного выражения, отработка навыков нахождения значений этих выражений, составления буквенных выражений и работы с ними.
Задачи урока:
- Дидактические:
- закрепить знания по теме «Числовые и буквенные выражения»;
- отработать навыки нахождения значений числового и буквенного выражений;
- сформировать умение составлять выражение по условию задачи и решать его.
- Развивающие:
- развивать логическое, аналитическое, пространственное мышления.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (сообщение темы, цели урока, знакомство с картой маршрута).
Вступительное слово учителя:
– Сегодня необычный день! Сегодня мы
отправимся в путешествие в великую страну, под
названием «Заниматика». В ней мы будем находить
значения числового и буквенного выражений.
Проверим, как вы умеете отличать числовые
выражения, от буквенных.
– Туда мы отправимся на поезде, чтобы попасть в
вагон необходимо приобрести посадочный билет.
Билетом в поезд будет правильно найденное число,
которое надо вставить в последний вагончик
вместо «х».
– Посадочный билет получен, можно двигаться в путь. Путешествие начинается! Рассаживайтесь поудобнее, время отправления поезда отметим записью в тетради даты, классной работы и темы урока.
2. Устный счет
1) 8,16, 20, 24, 32, 40, 48. Какое число лишнее?
2) Подбери пропущенные числа, чтобы можно было найти значение выражения:
* – 242 : 22; * – 65 – 35, (60 – *) : 6.
3) Магический квадрат.
21 | 23 | |
24 | ||
27 |
Заполнить пустые клетки так, чтобы сумма чисел по диагонали, в каждой строке и в каждом столбце равняласьодному и тому же числу.
3. Поезд увозит нас в страну «Заниматику», мимо рек и гор. Впереди тоннель, а завал камней, преградил путь. На одном из них записаны такие слова: «За этим тоннелем находится город, в который нет другой дороги. И попасть в него можно, только разгадав его название, для этого нужно разобрать зашифрованные камушки с примерами».
224 : 16 |
315 : 15 |
160 : 8 |
245 : 7 |
450 : 18 |
78 : 6 |
420 : 28 |
155 : 31 |
143 : 11 |
Решите данные примеры и выберите нужные буквы, прочитайте зашифрованное слово, название города необыкновенной страны , в котором мы остановимся.
5 | 13 | 14 | 15 | 20 | 21 | 25 | 35 |
И | Е | В | Н | Р | Ы | Ж | А |
4. Закрепление изученного материала. Повторение
В городе «Выражение» для всех путешественников издан указ: выписать сначала числовые, а затем буквенные выражения.
а) 4а – 3в; г) 5к; ж) 2 : (5а – 4);
б) 15 : 3 – 12; д) z – 6c; з) 13 + 64;
в) 16 + 4 – 5в; е) 26 : (6 + 7); и) 12х – 3у.
– Молодцы! Отлично справились с заданием. Едем дальше. Впереди широкая река, как же переправиться через нее? Нужно построить плот из пяти бревен, каждое из которых имеет вопрос:
1) Какие выражения называются числовыми?
2) Какие выражения называются буквенными?
3) Как найти значение буквенного выражения?
4) Чем отличаются числовые выражения от
буквенных?
5) Что называется значением числового выражения?
– Ответив на вопросы, мы построили плот и переправились на другой берег, где встретились со славными человечками – буквоежками, которые пообещали съесть нас, если мы не справимся с их примерами:
Найти значение буквенного выражения:
- 15 + 45 : х, где х = 9;
- 35 : (х – 13), где х = 18;
- (65 – 38) : у, где у = 9;
- 16у + 360, где у = 40,
- 18 (30 – к), где к = 500.
Чтобы отправиться дальше, составьте выражение
для решения задачи: «Чтобы попасть в город
путешественникам пришлось проехать 5 ч на
автобусе, который шел со скоростью V км/ч, и 2 ч
проехать на грузовой автомашине со скоростью b
км/ч. Обратный путь по той же дороге они проехали
за 4 ч на легковой автомашине. Найдите скорость
легковой машины.» Сделайте чертеж к задаче.
Наше путешествие подходит к концу. Мы осмотрели
достопримечательности города «Выражения» в
стране «Заниматики», повторили числовые и
буквенные выражения, находили их значения.
Отправляемся в обратный путь. Найдите по формуле
S = 400 – Vt
а) расстояние S, если V = 40 км/ч и t = 3ч;
б) время t, если S = 40 км и V = 90 км/ч;
в) скорость V, если S = 0 и t = 8 ч.
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание. Составить 2 числовых выражения и 3 буквенных, найти их значения. Творческое задание: придумать сказку по теме «Выражения».