Урок-путешествие по математике в 5-м классе. Тема: "Числовые и буквенные выражения"

Разделы: Математика


Урок проводится в виде игры-путешествия, в которое обучающиеся отправляются на поезде. На доске нарисован маршрут их движения. Во время устного счета ребята решают занимательные задания: найти лишнее число, составить магический квадрат, цепочку, чтобы получить билет на поезд, стоимость которого равна числу х. В тоннеле разбирают завал из камней и расшифровывают название города «Выражение», в котором называют числовые и буквенные выражения, строят мост для переправы через реку, состоящий из 5 бревен, отвечая на вопросы по данной теме, на берегу встречаются с человечками – буквоежками, которые хотят съесть путешественников. Чтобы этого не случилось, ребята выполняют задания буквоежек, находят значения буквенных выражений, составляют выражения по условию задачи, познакомившись с достопримечательностями города страны «Заниматики», на обратном пути обучающиеся решают задачи на движение, подводят итоги урока, записывают творческие задания на дом: придумать сказку по теме «Выражения», составить 2 числовых и 3 буквенных выражений и найти их значения.

Тип урока: урок-путешествие в страну «Заниматику».

Цель урока: закрепление понятия числового и буквенного выражения, отработка навыков нахождения значений этих выражений, составления буквенных выражений и работы с ними.

Задачи урока:

  • Дидактические:
    • закрепить знания по теме «Числовые и буквенные выражения»;
    • отработать навыки нахождения значений числового и буквенного выражений;
    • сформировать умение составлять выражение по условию задачи и решать его.
  • Развивающие:
    • развивать логическое, аналитическое, пространственное мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (сообщение темы, цели урока, знакомство с картой маршрута).

Вступительное слово учителя:

– Сегодня необычный день! Сегодня мы отправимся в путешествие в великую страну, под названием «Заниматика». В ней мы будем находить значения числового и буквенного выражений. Проверим, как вы умеете отличать числовые выражения, от буквенных.
– Туда мы отправимся на поезде, чтобы попасть в вагон необходимо приобрести посадочный билет. Билетом в поезд будет правильно найденное число, которое надо вставить в последний вагончик вместо «х».

– Посадочный билет получен, можно двигаться в путь. Путешествие начинается! Рассаживайтесь поудобнее, время отправления поезда отметим записью в тетради даты, классной работы и темы урока.

2. Устный счет

1) 8,16, 20, 24, 32, 40, 48. Какое число лишнее?

2) Подбери пропущенные числа, чтобы можно было найти значение выражения:

* – 242 : 22;       * – 65 – 35,       (60 – *) : 6.

3) Магический квадрат.

21   23
  24  
    27

Заполнить пустые клетки так, чтобы сумма чисел по диагонали, в каждой строке и в каждом столбце равняласьодному и тому же числу.

3. Поезд увозит нас в страну «Заниматику», мимо рек и гор. Впереди тоннель, а завал камней, преградил путь. На одном из них записаны такие слова: «За этим тоннелем находится город, в который нет другой дороги. И попасть в него можно, только разгадав его название, для этого нужно разобрать зашифрованные камушки с примерами».

224 : 16

315 : 15

160 : 8

245 : 7

450 : 18

78 : 6

420 : 28

155 : 31

143 : 11

Решите данные примеры и выберите нужные буквы, прочитайте зашифрованное слово, название города необыкновенной страны , в котором мы остановимся.

5 13 14 15 20 21 25 35
И Е В Н Р Ы Ж А

4. Закрепление изученного материала. Повторение

В городе «Выражение» для всех путешественников издан указ: выписать сначала числовые, а затем буквенные выражения.

а) 4а – 3в;                        г) 5к;                          ж) 2 : (5а – 4);
б) 15 : 3 – 12;                   д) z – 6c;                    з) 13 + 64;
в) 16 + 4 – 5в;                  е) 26 : (6 + 7);           и) 12х – 3у.

– Молодцы! Отлично справились с заданием. Едем дальше. Впереди широкая река, как же переправиться через нее? Нужно построить плот из пяти бревен, каждое из которых имеет вопрос:

1) Какие выражения называются числовыми?
2) Какие выражения называются буквенными?
3) Как найти значение буквенного выражения?
4) Чем отличаются числовые выражения от буквенных?
5) Что называется значением числового выражения?

– Ответив на вопросы, мы построили плот и переправились на другой берег, где встретились со славными человечками – буквоежками, которые пообещали съесть нас, если мы не справимся с их примерами:

Найти значение буквенного выражения:

  • 15 + 45 : х, где х = 9;
  • 35 : (х – 13), где х = 18;
  • (65 – 38) : у, где у = 9;
  • 16у + 360, где у = 40,
  • 18 (30 – к), где к = 500.

Чтобы отправиться дальше, составьте выражение для решения задачи: «Чтобы попасть в город путешественникам пришлось проехать 5 ч на автобусе, который шел со скоростью V км/ч, и 2 ч проехать на грузовой автомашине со скоростью b км/ч. Обратный путь по той же дороге они проехали за 4 ч на легковой автомашине. Найдите скорость легковой машины.» Сделайте чертеж к задаче.
Наше путешествие подходит к концу. Мы осмотрели достопримечательности города «Выражения» в стране «Заниматики», повторили числовые и буквенные выражения, находили их значения. Отправляемся в обратный путь. Найдите по формуле

S = 400 – Vt

а) расстояние S, если V = 40 км/ч и t = 3ч;
б) время t, если S = 40 км и V = 90 км/ч;
в) скорость V, если S = 0 и t = 8 ч.

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание. Составить 2 числовых выражения и 3 буквенных, найти их значения. Творческое задание: придумать сказку по теме «Выражения».