Цели урока:
- Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
- Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
- Объяснить значение понятий: «Экватор», «Полушария», «Полюсы», «Параллели», «Меридианы».
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор и экран;
- рабочие тетради;
- презентация;
- Глобус;
- Клейкие метки для каждой группы
ХОД УРОКА
У: Сегодня мы с вами отправимся в
космическое путешествие. Для полета нам
необходимо собрать космический корабль, а для
этого давайте ответим на вопросы:
За каждый правильный ответ вы получаете одну
часть ракеты.
1. Что такое линия горизонта или просто
горизонт? Можно ли до него дойти? (Воображаемая
линия, граница между небом и землей; место, где
как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму
шара)
3. Что такое земля звезда или планета? (Земля –
это 3 планета солнечной системы)
4. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник
земли, она вращается вокруг Земли)
У: Молодцы! Наш космический корабль
готов к путешествию!
Скомандует диктор:
Внимание, взлет!
И наша ракета помчится вперед!
Как говорил Гагарин: «Поехали!»
У: Откройте бортовые журналы
(учебники) на стр. 32. Посмотрите, какой мы видим
землю из космоса? (Голубой, шарообразной).
Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные
делают его уменьшенное или увеличенное
изображение – модель. На прошлом уроке в
качестве модели мы использовали мяч. Как вы
считаете, придумали ли люди модель Земли?
Д: Мы думаем, что модель земли
существует. Это глобус.
У: Попробуйте сформулировать тему
нашего урока? (Глобус – модель Земли)
– С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему
научимся?
У: Правильно. Мы узнаем, что такое
глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на
глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.
Отгадайте загадку, о чем она?
Он Земли изображение
И не любит искажения. (Глобус)
У: Глобус – это модель земли.
Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно
означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый
глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и
создал его немецкий географ Мартин Бехайм.
Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на
металлические ребра. На нем отсутствует Америка.
Берега Западной Европы и Восточной Азии
разделены только морем. Он назвал свою модель
«земное яблоко». До сих пор первый глобус
хранится в одном из музеев Германии.
У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он
похож на Землю?
Д: Глобус – это небольшой шар. Он
окрашен разными цветами. Большую часть занимает
голубой. Встречаются еще желтый, зеленый,
коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его
можно вращать.
У: Как вы думаете, что на глобусе
изображено, синим цветом? А что изображено
другими цветами?
Д: Раскраска глобуса показывает, где
поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша,
горы и реки.
У: Голубой цвет – это вода. На земле
много океанов и морей. Коричневый цвет – это вся
суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые
глубокие места океанов и морей. А
темно-коричневые – самые высокие горы. Белый
цвет есть ближе к полюсам. Это снег или
лед.
У: Глобус можно повернуть.
Попробуйте вращать глобус. Что помогает
совершать это движение?
Д: Внутри находится штырь.
У: А как при этом расположен глобус?
Д: Он наклонен.
У: Для глобуса штырь – это ось вращения.
Она наклонена. Земля вращается вокруг
воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь
глобус – уменьшенная копия Земли.
У: Как вы думаете, почему его сделали
вращающимся?
У: Нам кажется, что вращается Солнце,
звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается
очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
(Чтение текста на стр. 33)
У. Вращайте глобус вокруг Земной оси.
Кто знает, что происходит в результате вращения
Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.
ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА
У: На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!
КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Практическая работа (по группам):
- Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку – стикер). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?
- Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
- Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
- Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
- Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.
Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.
У: Каждая точка Земли движется по кругу.
Самый большой путь проходят точки на экваторе.
У: Найдите на глобусе точки, которые при
вращении остаются на месте.
Д: Это самая верхняя и нижняя точки.
У: Кто знает их названия?
Д: Они называются полюса. Сверху
северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
У: На какой полюс показывает стрелка
компаса?
Д: Северный.
У: Экватор делит Землю на полушария:
Северное и Южное.
У: В каком полушарии мы живем?
Д: В северном
Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2
У: Какие ещё есть линии на глобусе?
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные
и вертикальные линии.
У: Есть ли такие линии на земле?
Д: Таких линий на Земле нет.
У: Давайте найдем в учебнике их название
на стр.34
Д: Это параллели и меридианы.
У: Как называются линии на глобусе,
которые, как пояски?
Д: Параллели.
У: А как называются линии, которые
идут сверху вниз?
Д: Меридианы.
У: Параллели, меридианы, экватор и
полюсы – это воображаемые линии и точки. Они
никак не обозначены на поверхности Земли. Но
положение каждой из них можно найти, наблюдая за
Солнцем.
Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр. 10, задание 1
ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА
У: Отгадайте загадки:
Ты держишь целый мир в руках Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач Что за предмет волшебный? (Глобус)Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (Ось)На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (Полюса)
КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА
Коллективная работа.
А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:
1. Что такое глобус? (Уменьшенная модель
Земли)
2. Самая большая параллель Земли… (экватор)
3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное
и Южное)
4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели,
меридианы, экватор, полюсы)
У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы
можем вернуться на родную Землю.
Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.
Итог урока:
– С чем познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Вам понравился урок?
У: К следующему уроку прошу вас
- найти ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»
- выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
- подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.