Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: "Глобус – модель Земли"

Разделы: География, Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепить понимание детьми шарообразности Земли.
  • Научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.
  • Объяснить значение понятий: «Экватор», «Полушария», «Полюсы», «Параллели», «Меридианы».

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор и экран;
  • рабочие тетради;
  • презентация;
  • Глобус;
  • Клейкие метки для каждой группы

ХОД УРОКА

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим  на вопросы:
За каждый правильный ответ вы получаете одну часть ракеты.

1. Что такое линия горизонта или просто  горизонт? Можно ли до него дойти? (Воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)
2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
3. Что такое земля звезда или планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы)
4. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:
Внимание, взлет!
И наша ракета  помчится вперед!
Как говорил Гагарин: «Поехали!»

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 32. Посмотрите,  какой мы видим землю из космоса? (Голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели  мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?
Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.
У: Попробуйте сформулировать  тему нашего урока? (Глобус – модель Земли)
– С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?
У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе  и  раскроем тайны и загадки Земли.
Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение
И  не любит искажения.  (Глобус)

У: Глобус – это модель земли.  Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. 
У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?
Д: Глобус – это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.
У: Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом? А что изображено другими цветами?
Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.
У: Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет – это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно-коричневые – самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.           
У: Глобус можно повернуть.  Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?
Д: Внутри находится штырь.
У: А как при этом расположен глобус?
Д: Он наклонен.
У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус – уменьшенная копия Земли.
У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?
У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.
(Чтение текста на стр. 33)
У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС: ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

КОСМИЧЕСКАЯ  ЛАБОРАТОРИЯ

Практическая работа (по группам):

  1. Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку – стикер). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва  при вращении Земли?
  2. Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?
  3. Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.
  4. Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.
  5. Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.
У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.
У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.
Д: Это самая верхняя и нижняя точки.
У: Кто знает их названия?
Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).
У: На какой полюс показывает стрелка компаса?
Д: Северный.
У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.
У: В каком полушарии мы живем?
Д: В северном

Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.10, задание 2

У: Какие ещё есть линии на глобусе?
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
У: Есть ли такие линии на земле?
Д: Таких линий на Земле нет.
У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34
Д: Это параллели и меридианы.
У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?
Д: Параллели.
У: А как называются  линии, которые идут сверху вниз?
Д: Меридианы.
У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы – это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

Работа  в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр. 10, задание 1

ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

У: Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках Моря и океаны
Тайгу, вершины гор в снегах Все города и страны
Ты держишь мир в руках как мяч Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач Что за предмет волшебный? (Глобус)

Вокруг неё Земля вращается,
А  утро с ночью не встречается (Ось)

На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (Полюса)

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

А теперь мы должны выбраться из ловушки,  для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус?  (Уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли… (экватор)
3. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)
4. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У:  Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.
Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.

Итог урока:

– С чем познакомились на уроке?
– Что нового узнали?
– Вам понравился урок?

У: К  следующему уроку прошу вас

  • найти ответ на вопрос: «Какие  бывают  глобусы?»
  • выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
  • подготовить интересный вопрос, загадку  по теме нашего урока.