Воспитательский час, посвященный Международному дню воды. Тема: «Волшебное слово "Вода"»

Разделы: Внеклассная работа


Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить
Высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де  Сент-Экзюпери

Цель: развитие познавательного интереса воспитанников к глобальным экологическим проблемам, расширение и углубление знаний воспитанников о влиянии человека на гидросферу.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 воспитанник: Удивительное вещество вода! Она не только дает жизнь – это еще и источник красоты на земле. Нас радует лесное озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют облака, плывущие в небе. Все это благодаря воде.
«Все есть вода» – утверждал греческий философ и математик Фалес, подчеркивая значение этой, казалось бы невзрачной жидкости для всего живого.

2 воспитанник: Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она содержится в воздухе и в почве, образует океаны, реки и озера. Без воды не возможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле всего около 3%. Признавая особое значение воды в жизни человека, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России этот день отмечается с 1995 года 22 марта.

1 воспитанник: Представьте себе, что вода исчезла. Вместе с ней исчезнут реки, озёра, моря и океаны. Не будет больше в небе облаков не пойдет снег и дождь. Без воды погибнут растения, животные и конечно люди. Земля превратится в пустыню.

2 воспитанник: Люди расходуют, очень много воды и с каждым годом им требуется её всё больше. Житель древнего Рима тратил в сутки всего лишь несколько литров воды. А житель современного города расходует более 350 литров. Очень много, воды требуется промышленности и сельскому хозяйству.

3 воспитанник: Ребята, вы знаете, что в природе всё тесно взаимосвязано. Выруби лес – высохнет лесная река, уйдут звери, испортится почва и даже воздух. Вот как выглядела похожая история в Канаде.

4 воспитанник:

В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они
И речка не большая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан
Гулял здесь без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.

5 воспитанник:

Потом другие  вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало,
Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клены, ели
И разбежались звери

6 воспитанник:

Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку – ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Ах, как помощники нужны
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково.
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.

7 воспитанник: В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в глаза мазут, До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину». Со времени этого путешествия прошло 43 года, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, живущие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали.

8 воспитанник: Водоёмы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, водами шахт. Рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они очень часто попадают в водоёмы, а от туда в водопроводную воду.
Опасными загрязнителями водоёмов являются соли тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути. Ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные растения, далее по цепочкам питания они поступают к растительноядным животным и птицам. Имеются случаи, когда концентрация этих металлов в теле рыб в десятки и сотни раз превышает исходную концентрацию их в водоёме.

9 воспитанник: Сотни обитателей пресных водоёмов очень чувствительны к присутствию в воде органических веществ и поэтому служат индикаторами благополучия водных экосистем( например хариус). Также установлено, что некоторые водные беспозвоночные способны накапливать большое количество радиоактивных элементов и ядохимикатов, поэтому их используют в качестве индикаторов загрязнения природной среды.
Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием естественных факторов: солнечного света, атмосферных газов, жизнедеятельности организмов( бактерий, грибов, растений, животных). В процессе самоочищения при многократном разбавлении стоков чистой водой в реке через 24 часа остаётся около 50% загрязнения, а через 36 часов 0,5%.
При сильном загрязнении самоочищение воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов. Поэтому в зависимости от степени и характера загрязнения применяют специальные методы очистки сточных вод: Механические, химические, биологические.

10 воспитанник: В очистке вод, важное значение занимает использование некоторых растений и животных, которые являются живыми фильтрами. Например, растение водный гиацинт поглощает ядовитые вещества, используемые человеком для борьбы с вредными насекомыми. Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий, излишек солей, отходов нефти. Хорошо очищает воду осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла.
Животные – фильтры (беззубка, перловица) прогоняют через себя за сутки 30 литров воды. Фильтруют воду и небольшие рачки, обитающие на поверхности водоёмов. Один рачок способен отфильтровать до 1,5 литров воды в сутки.
«Закон об охране природы» запрещает загрязнять водоёмы, вырубать леса вокруг водоёмов, захламлять берега мусором. Кроме того, если мы будем забирать у природы много воды, то наши водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому воду надо не только беречь от загрязнения, но и экономно расходовать.

11 воспитанник: В сложившейся обстановке только общими усилиями мы может отвести от себя эту беду – экологическую и духовную. Помните, что засоряя и отравляя реки, почву, воздух, мы не только обделяем себя, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу о себе. Мы обращаемся к вашему разуму и патриотизму, надеемся, что наш призыв найдет отклик в ваших сердцах.

12 воспитанник:

Мимо разных дворов и крылечек,
Где – то рядышком иль вдалеке,
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь дорога у них далека
Если высохнут малые речки –
Обмелеет большая река.

13 воспитанник:

Кромсаем лед, меняем рек течение,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.

Список литературы:

  1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.,1996.
  2. Ботаника с основами экологии. – М., 1979.
  3. Жизнь пресных вод СССР. Под редакцией В.И. Жадина. – М., 1940.
  4. Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С.  Дежниковой. – М., 2003.
  5. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.