Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха,
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не
ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты
сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить
нашими чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже
простились.
По твоей милости в нас вновь начинают бурлить
Высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников к глобальным экологическим проблемам, расширение и углубление знаний воспитанников о влиянии человека на гидросферу.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 воспитанник: Удивительное вещество
вода! Она не только дает жизнь – это еще и
источник красоты на земле. Нас радует лесное
озеро, успокаивает журчание ручья, удивляют
облака, плывущие в небе. Все это благодаря воде.
«Все есть вода» – утверждал греческий философ и
математик Фалес, подчеркивая значение этой,
казалось бы невзрачной жидкости для всего
живого.
2 воспитанник: Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она содержится в воздухе и в почве, образует океаны, реки и озера. Без воды не возможно существование растений, животных, людей. Пресной воды на Земле всего около 3%. Признавая особое значение воды в жизни человека, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России этот день отмечается с 1995 года 22 марта.
1 воспитанник: Представьте себе, что вода исчезла. Вместе с ней исчезнут реки, озёра, моря и океаны. Не будет больше в небе облаков не пойдет снег и дождь. Без воды погибнут растения, животные и конечно люди. Земля превратится в пустыню.
2 воспитанник: Люди расходуют, очень много воды и с каждым годом им требуется её всё больше. Житель древнего Рима тратил в сутки всего лишь несколько литров воды. А житель современного города расходует более 350 литров. Очень много, воды требуется промышленности и сельскому хозяйству.
3 воспитанник: Ребята, вы знаете, что в природе всё тесно взаимосвязано. Выруби лес – высохнет лесная река, уйдут звери, испортится почва и даже воздух. Вот как выглядела похожая история в Канаде.
4 воспитанник:
В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они
И речка не большая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан
Гулял здесь без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
5 воспитанник:
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало,
Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клены, ели
И разбежались звери
6 воспитанник:
Но вот явился человек,
Который понял важность рек,
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку – ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.
Ах, как помощники нужны
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково.
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
7 воспитанник: В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки, но особо бросался в глаза мазут, До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину». Со времени этого путешествия прошло 43 года, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, живущие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали.
8 воспитанник: Водоёмы загрязняются
сточными водами промышленных и коммунальных
предприятий, водами шахт. Рудников,
нефтепромыслов, выбросами водного,
железнодорожного и автомобильного транспорта.
Широкое применение синтетических моющих средств
в быту и промышленности приводит к увеличению их
концентрации в сточных водах. Синтетические
моющие средства практически не удаляются
очистными сооружениями, поэтому они очень часто
попадают в водоёмы, а от туда в водопроводную
воду.
Опасными загрязнителями водоёмов являются соли
тяжелых металлов – свинца, железа, меди, ртути.
Ионы тяжелых металлов вначале поглощают водные
растения, далее по цепочкам питания они
поступают к растительноядным животным и птицам.
Имеются случаи, когда концентрация этих металлов
в теле рыб в десятки и сотни раз превышает
исходную концентрацию их в водоёме.
9 воспитанник: Сотни обитателей
пресных водоёмов очень чувствительны к
присутствию в воде органических веществ и
поэтому служат индикаторами благополучия водных
экосистем( например хариус). Также установлено,
что некоторые водные беспозвоночные способны
накапливать большое количество радиоактивных
элементов и ядохимикатов, поэтому их используют
в качестве индикаторов загрязнения природной
среды.
Природная вода обладает способностью к
самоочищению под влиянием естественных
факторов: солнечного света, атмосферных газов,
жизнедеятельности организмов( бактерий, грибов,
растений, животных). В процессе самоочищения при
многократном разбавлении стоков чистой водой в
реке через 24 часа остаётся около 50% загрязнения, а
через 36 часов 0,5%.
При сильном загрязнении самоочищение воды не
происходит из-за гибели организмов и нарушения
естественных биологических процессов. Поэтому в
зависимости от степени и характера загрязнения
применяют специальные методы очистки сточных
вод: Механические, химические, биологические.
10 воспитанник: В очистке вод, важное
значение занимает использование некоторых
растений и животных, которые являются живыми
фильтрами. Например, растение водный гиацинт
поглощает ядовитые вещества, используемые
человеком для борьбы с вредными насекомыми.
Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий,
излишек солей, отходов нефти. Хорошо очищает воду
осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла.
Животные – фильтры (беззубка, перловица)
прогоняют через себя за сутки 30 литров воды.
Фильтруют воду и небольшие рачки, обитающие на
поверхности водоёмов. Один рачок способен
отфильтровать до 1,5 литров воды в сутки.
«Закон об охране природы» запрещает загрязнять
водоёмы, вырубать леса вокруг водоёмов,
захламлять берега мусором. Кроме того, если мы
будем забирать у природы много воды, то наши
водоёмы обмелеют, и могут совсем исчезнуть.
Поэтому воду надо не только беречь от
загрязнения, но и экономно расходовать.
11 воспитанник: В сложившейся обстановке только общими усилиями мы может отвести от себя эту беду – экологическую и духовную. Помните, что засоряя и отравляя реки, почву, воздух, мы не только обделяем себя, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу о себе. Мы обращаемся к вашему разуму и патриотизму, надеемся, что наш призыв найдет отклик в ваших сердцах.
12 воспитанник:
Мимо разных дворов и крылечек,
Где – то рядышком иль вдалеке,
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь дорога у них далека
Если высохнут малые речки –
Обмелеет большая река.
13 воспитанник:
Кромсаем лед, меняем рек течение,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Список литературы:
- Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.,1996.
- Ботаника с основами экологии. – М., 1979.
- Жизнь пресных вод СССР. Под редакцией В.И. Жадина. – М., 1940.
- Школьный экологический календарь. Под редакцией Н.С. Дежниковой. – М., 2003.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.