Дети с ограниченными возможностями здоровья с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях, методах обучения и воспитания. Чем это обусловлено? На мой взгляд, прежде всего тем, что уже с раннего детства такие дети имеют печальный социальный опыт. У таких детей наблюдается нарушение эмоционального и личностного развития, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. А хочется видеть этих детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми?
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в наше время большое значение. Актуальность проблемы заключается в том, что от здоровья и жизнерадостности детей зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы, да и вся жизнь в целом.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».
Чаще всего дети с ОВЗ имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда. На мой взгляд, задача воспитателя состоит в том, чтобы привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент их общей культуры и окажут влияние на формирование их образа жизни в целом.
Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс, который способствует формированию представлений о здоровье и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, а значит занять достойное место в обществе.
В своей педагогической деятельности своим воспитанникам я активно пропагандирую здоровый образ жизни:
- вырабатываю и закрепляю у детей в период их обучения и воспитания в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности;
- предоставляю детям все возможности школы для формирования здорового, физически развитого, социально адаптированного человека;
- провожу мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей: соблюдение режима школы, прогулок, проветривания, рационального режима двигательной активности, физкультминутки для развития и укрепления мелкой моторики рук, дыхательная гимнастика, игротерапия, общеукрепляющие физкультминутки, оздоровительные игры;
- разработала серию воспитательных занятий по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности «Берегись бед, пока их нет».
Занятия проходят в форме игр, сказок, театрализованных представлений и направлены на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое “здоровье” и что такое “болезнь”, делаем вывод о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни. В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей, совершенствуются их психические процессы.
Воспитательное занятие для младших школьников.
Тема: Я здоровье сберегу, сам себя я помогу.
Цель: формирование понятия «здоровье».
Задачи:
- дать представление о правилах здорового образа жизни, раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;
- развитие внимания, мышления, устной связной речи на основе упражнений и заданий;
- воспитание потребности вести здоровый образ жизни, ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Орг. момент
Цель: активизация внимания и настрой на занятие.
Упражнение «Как настроение?»: дети определяют с помощью фигурок (солнце, туча) свое настроение.
Задание: расшифруйте слова: ПДД, ОБЖ, ГАИ, ЗОЖ (запись на доске). Из данных букв составьте слово (ЗДОРОВЬЕ).
II. Основная часть
1. Введение в тему
Беседа.
– Что такое здоровье человека?
– Как определить, здоров ли человек?
– А теперь вспомним, какие пожелания обязательно
присутствуют родным и близким, друзьям в
поздравительных открытках?
– Почему пожелание здоровья в той или иной
формулировке присутствует в каждом
поздравлении?
– Вывод: здоровье – бесценное достояние не
только каждого человека, но и всего общества. При
встречах, расставаниях с близкими, дорогими
людьми, поздравлениях с торжественными датами мы
желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это
залог полноценной и счастливой жизни.
– Почему здоровье необходимо? (Здоровье
помогает выполнить нам наши планы, успешно
решать основные жизненные задачи, преодолевать
трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое
и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему
долгую и активную жизнь в обществе).
2. Сообщение темы занятия
Задание: слова потерялись, составьте из них предложение.
На доске вразброс представлены слова сам, помогу, здоровье, я, сберегу, себе.
Ответ: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.
– Давайте так и назовем наше занятие.
Сообщение по теме
– Что же такое здоровье?
Много раз на этот вопрос отвечали представители
разных наук, разных стран, времен и народов.
Наиболее распространенные варианты ответов:
Здоровье – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Давайте сформулируем собственное определение
понятия “здоровье”
Здоровье – это физическое и психическое
благополучие человека.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано
такое определение: Здоровье – это состояние
полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов.
Здоровый образ жизни для 75% россиян значит отказ
от курения.
Здоровый образ жизни для трех четвертей россиян
означает отказ от курения, свидетельствуют
данные официального интернет-опроса
Минздравсоцразвития России.
По данным опроса, для 75% россиян здоровый образ
жизни связан с отказом от курения, алкоголя и
наркотиков. Почти 65% респондентов считают, что
это рациональное питание, а 62% – занятие спортом,
сообщается в пресс-релизе министерства.
Для многих в понятие "здоровый образ жизни"
также входит достаточная двигательная
активность и здоровый сон. Закаливание важным
для здорового образа жизни считают всего около 25%
участников опроса, а регулярное обследование у
врача – чуть более 20%.
Игра «Кто больше?»
Назовите признаки здорового человека (радостный, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и т.д.).
Нарисуй портрет
Детям предлагается нарисовать портрет больного и здорового человека. Дается шаблон – контур изображения фигуры человека. Дети должны дорисовать «признаки» здорового и больного человека. Затем происходит обсуждение получившихся рисунков. Можно провести командное соревнование.
Тест «Твое здоровье»
Если вы согласны с утверждением – ставьте знак «+», если нет – знак «–».
1. У меня часто болит голова. | |
2. У меня часто бывает насморк. | |
3. У меня часто болят зубы. | |
4. Иногда у меня болит ухо. | |
5. У меня нередко болит горло. | |
6. Каждый год я болею гриппом. | |
7. Иногда меня тошнит. | |
8. Некоторые лекарства и продукты вызывают у меня аллергию. | |
9. Ко мне легко прилипают всякие болезни. |
– Каких знаков получилось больше: «+» или «–»?
– Как вы думаете, что же надо делать, чтобы
улучшить или сохранить здоровье?
(Улыбаться, говорить друг другу хорошие и добрые слова, есть полезную пищу, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила гигиены, выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня и т д.).
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Правила здоровья
Дети могут заранее выучить наизусть стихотворения.
Рано вставать, рано в кровать:
Завтра на парте не будешь зевать.Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.С умом струйка водяная на руках дробится,
Никогда не забывай по утрам умыться.Чистят ножи и кастрюли, и трубы.
Как же не чистить до завтрака зубы?Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж.Коль пришел ты на урок,
На язык повесь замок.
Но далеко не прячь ключи,
Там, где нужно – не молчи.Чтобы ночью лучше спать,
Видеть сон хороший,
Мы советует гулять
Вечером погожим.
Народная мудрость.
– А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл.
Дети выбирают конверты, в которых находится либо начало пословицы, либо конец. Каждый должен найти свою половину. Затем пословицы зачитываются, объясняется их смысл.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Праздная молодость – беспутная старость.
Голова седая, да душа молодая.
Здоровье дороже золота.
Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
Здоровья не купишь.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоров будешь – всего добудешь.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Марафон загадок
– Что же нам поможет сохранить и укрепить здоровье? Отгадайте загадки.
Утром я по распорядку
Делаю всегда … (зарядку).Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов. (Душ)У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами … (велосипед)Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт).
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, … (тренировка).Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (Мыло)Хожу-брожу не по лесам,
А по чистым волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)Помогает нам всегда
Солнце, воздух и … (вода).
Гимнастика для глаз
Дети выполняют гимнастику для снятия утомляемости глаз с помощью тренажера «Светофор» (поочередное движение глаз по цветовым кругам).
Игра «Хорошо – плохо»
– Давайте повторим, что же хорошо для нашего
здоровья, а что плохо.
Дети заполняют таблицу. Затем зачитывают
получившиеся ответы и объясняют свой выбор.
Хорошо | Плохо |
III. Итог
– Давайте подведем итог нашему занятию.
– Что же такое здоровье? Почему люди чаще всего
желают друг другу именно здоровья? Какое слово,
связанное со здоровьем, мы слышим каждый день?
– От чего зависит здоровье?
– Как влияют вредные привычки на здоровье?
– Что нужно знать и уметь, чтобы быть всегда
здоровым?
– Пожелаем друг другу здоровья.
Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда!
Но добиться результата невозможно без труда.
Мы открыли все секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!
– Вспомните, как мы назвали наше занятие? Вы
согласны с этим выражением?
Каждый человек должен заботиться о своем
здоровье. Потому что никто не позаботиться о
твоем здоровье лучше, чем ты сам. Я желаю вам быть
всегда здоровыми.