Класс: 4.
Программа: «Школа России». Москва «Просвещение», 2006 г. А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Учебник: «Мир вокруг нас» Плешаков А.А. Москва: Просвещение, 2007 г.
Цели урока:
- Опираясь на знания учащихся, подготовить их к изучению истории Средних веков. Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории.
- Формирование умений правильно применять счет лет в истории, устанавливать длительность и хронологию событий, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
- Развитие творческих способностей учащихся, через создание геральдической символики рыцарей Средних веков.
- Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.
Ход урока
СЛАЙД 1
Представление.
- На прошлом уроке вы изучали события истории Древнего мира. Сегодня мы переходим к следующему этапу развития общества - Средние века. Как вы понимаете понятие «средние»?
СЛАЙД 2
- Средние века или Средневековье находится между историей Древнего мира и историей Нового времени, т. е. как бы посередине. Отсюда и такое название.
- Средние века - второй период Всемирной истории, который продолжался с 5 по 15 века н.э.
- Сколько веков длился этот период?
- Правильно. А теперь переведите эти века в года?
- Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
Они используют данные науки археологии, изучают письменные источники.
- От средних веков до нас «дошли» многие орудия труда, оружие, монеты, мебель, посуда. Кроме этого по истории средних веков ученые располагают многочисленными письменными историческими источниками, которые хранятся в специальных хранилищах - архивах.
СЛАЙД 3
- Задание: По названиям исторических документов, определить какие виды письменных источников существовали в средние века.
- А теперь, проверим названия исторических документов. Для этого вам надо обратиться к глоссарию, который находится на ваших столах. Глоссарии – это сборник толкований непонятных слов и выражений.
Уточнение понятий хроники и капитулярии.
СЛАЙД 4
- Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух - трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.
- В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
Основные стили архитектуры того времени:
- Романский стиль – мощные стены, узкие окна. (Замки и крепости)
СЛАЙД 7
- Готический стиль – высокие здания со шпилями и огромными окнами в ярких витражах. (Церкви и соборы)
- А чем же особенно интересна эпоха Средневековья? Подсказку вы найдете в Глоссарии.
СЛАЙД 8
- Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. Они стали рыцарями (от немецкого риттер — всадник). А кого так называли? Уточнение термина.
- А что необходимо было иметь рыцарю? Доспехи
СЛАЙД 9
- Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.
- Для чего существовали рыцарские доспехи?
СЛАЙД 10, 11
- Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.
СЛАЙД 12
- Разная слава идёт о рыцарях. Одни считают их просто разбойниками. Другие видят в них образец благородства. В наш язык вошли такие выражения, как «рыцарский поступок», «рыцарское отношение к женщине». Видимо, было и то и другое. Рыцари с уважением относились друг к другу, к жёнам и дочерям других рыцарей, но презирали простых людей. В редких перерывах между войнами они проводили время в пирах, на охоте и на рыцарских турнирах, где сражались между собой. Это было самым любимым зрелищем в те годы.
В Средние века сразу можно было отличить знатного человека - рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.
В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.
- Как называются современные доспехи наших военнослужащих?
- Назовите виды оружия, необходимые рыцарю?
Физкультминутка. Стреляем из лука.
Метаем копье (правой и левой рукой).
Сражаемся мечем.
Защищаемся щитом.
СЛАЙД 13
- А где жили рыцари?
СЛАЙД 14
- Что обозначает поговорка: «Мой дом — моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т. е. быть крепостью.)
СЛАЙД 15
- Каким был замок рыцаря? Крепость с…
СЛАЙД 16
- Полная опасностей жизнь заставляла людей искать защиты. Её могли дать только сеньоры. Они для защиты от набегов стали возводить замки, вокруг которых селились крестьяне.
СЛАЙД 17, 18
- Замки сооружались из камня на труднодоступных местах — на островах, на обрывистых вершинах скал. На равнине замок окружал ров с водой да ещё двойной ряд каменных крепостных стен. Через ров перекидывался подъёмный мост. Мост вёл к башне, где были ворота с подъёмными решётками. Если кто и прорывался через ворота, то опускались решётки и враги оказывались в западне. Штурмовать такой замок было непросто.
СЛАЙД 19
- Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.
СЛАЙД 20
- Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. Например,
«Лучше умереть, чем посрамиться!»,
«Бог, честь, Отчизна!»
«Исполнить или умереть!»,
«Иду своей дорогой!»
СЛАЙД 21
А также свой флаг и герб.
Рассмотрим рисунок, на котором представлены некоторые гербы. Назовите основные цвета, используемые для оформления герба.
СЛАЙД 22
В геральдике, дисциплине изучающей гербы, каждый цвет имеет свое значение.
Прочитайте о значениях цветов.
СЛАЙД 23
Кроме цветового обозначения на гербах использовались изображения животных и растений. Какие животные могли быть представлены на гербах?
Перечислите мне, пожалуйста, их.
- А сейчас представьте, что вы готовитесь стать рыцарем. Для этого вам необходимо придумать свой девиз и герб. Будьте внимательны. Подумайте о том, что и каким цветом вы изобразите.
Практическая работа.
Защита проектов. Проектом своего герба поделится…
- Многие ребята удачно справились с данной работой. Молодцы!
- Часто мы употребляем выражения «рыцарское поведение», «он - настоящий рыцарь». Какие поступки современного человека вы считаете рыцарскими?
- Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке, вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?
СЛАЙД 24
- Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д'Арк - героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.
СЛАЙД 25
- Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.
- В знак благодарности я вам приготовила иллюстрации рыцарей, которые вы можете раскрасить дома.
- А чтобы подвести итог урока, мне бы хотелось сказать, что Средневековье – это не только рыцари и замки, а еще становление религии, развитие науки и техники, и многое другое.
СЛАЙД 26
Книгопечатанье
СЛАЙД 27
- Музыка в Средневековье.
Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.
Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.
СЛАЙД 28
Литература в Средневековье.
Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен тубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.
Зарождается новый поэтический жанр – сонет.
СЛАЙД 29
Наука и техника в Средневековье.
Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.
Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».
СЛАЙД 30
В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)
СЛАЙД 31
С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).
СЛАЙД 32
Образование в Средневековье.
Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.
С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.
Старейшие университеты 12 века:
- Салерно, Болонья (1119 г., Италия)
- Париж (1160 г., Франция)
- Оксфорд (1167 г., Англия).
- В 13 веке открыт Кембридж (1209 г., Англия).
- В 14 веке в Праге (1348г.) и Вене (1365 г.). (В России первый университет появился в 1725 году.)
Обучение в университете начиналось с так называемого артистического факультета и продолжалось 6 лет. Назывался факультет так, потому что изучались «7 свободных искусств» (получали азы грамматики и математических знаний). Затем обучение продолжалось на специальном факультете – медицинском, юридическом или богословском. Вся учеба занимала минимум - 12 лет, а максимум – 21 год (в зависимости от факультета) – не случайно появилось выражение «вечный студент». Поскольку обучение было платным и дорогостоящим, студенты нередко переходили из одного университета в другой, тем более что языкового барьера для продолжения учебы в другой стране не было: обучение везде велось на латинском языке.
Нищий студент.
(из рукописи 13 века)Я – кочующий школяр…
На меня судьбина
Свой обрушила удар,
Что твоя дубина.
Не для суетной тщеты,
Не для развлеченья
Из-за горькой нищеты
Бросил я ученье.
На осеннем холоду,
Лихорадкой мучим,
В драном плащике бреду
Под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа,
Долго длится месса,
Только слушаю попа
Я без интереса.
К милосердию аббат
Паству призывает,
А его бездомный брат
Зябнет, изнывает.
Подари, святой отец,
Мне свою сутану,
И тогда я, наконец,
Мерзнуть перестану.
А за душеньку твою
Я поставлю свечку,
Чтоб господь тебе в раю
Подыскал местечко.
Рефлексия
Использованная литература:
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Мы и окружающий мир».
- В.С. Виргинский, В.Ф. Хотеёнкова «Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины 15 века».
- И.Н. Гнездилова «Культурология – история культуры»
- «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»