Цель:
- познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную – астрономией.
- сформировать представление о Вселенной, о планетах Солнечной системы;
- развить познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать.
- создать условие для успешного получения знания о солнечной системы, для наблюдения над планетами; оптимизировать условия для дальнейшего развития
- умений самостоятельно различать планеты солнечной системы.
- развивать познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать;
- воспитывать дружеские отношения, чувство взаимопомощи, умение прислушиваться к мнению другого, бережное отношение к природе, потребность как можно больше узнать о Вселенной и о нашей планете.
Оборудование: проектор, экран, 5 ноутбуков, рабочие тетради, учебники, заготовки комет и метеоритов, два ватмана с изображением солнечных систем.
Ход урока
1. Орг. момент
Добрый день! Я рада встрече с вами! Сегодня я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов.
2. Сообщение темы и цели урока
Но с начала, что мы должны выяснить? (кто такие астрономы)
-Когда мы хотим узнать более подробно значение слова, куда мы обращаемся? (к словарю)
-Как же дает толкование этих слов С. И. Ожегов в своём словаре? (зачитать)
-А что такое астрономия? (наука о звездном небе)
Воспользуемся ещё раз словарём. Зачитаем. Выясним, что такое астрономия и кого называют астрономами. Астрономия древняя наука. (Астрон – звезда, номо – закон).
-Как называли первых астрономов? (звездочётами)
Известно, что даже пещерные люди наблюдали звездное небо, потому что на стенах пещер найдены рисунки. Гораздо позднее на помощь астрономам приходят приборы.
-Как называются такие приборы? (телескопы)
1) Это обычный телескоп (СЛАЙД).
2) Это самый большой телескоп в Европе.
-С точки зрения астрономов, что такое мир? (вселенная, космос)
-А как возникла Вселенная? Религиозные люди считают, что бог создал, но учёные пришли к выводу, что Вселенная возникла в результате невообразимого мощного взрыва, который произошёл примерно 14 миллиардов лет назад (СЛАЙД). В центре образовалась огромная раскалённая космическая звезда. Как называется эта звезда? (солнце).
-Как называется солнце и движущиеся вокруг него космические тела? (СЛАЙД).
-Я предлагаю отправиться в космическое путешествие на космическом корабле (СЛАЙД).
3. Изучение нового материала
-Как вы думаете, какая цель нашего космического путешествия? (познакомится с планетами, расширить представление о них)
-С какой первой планетой познакомимся? Самой родной нам? (земля)
Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса (СЛАЙД).
Какая она – наша планета? (красивая, голубого цвета)
Почему она голубая? (много воды)
На нашей планете 71% воды
-Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера, гидро – вода, а сфера – оболочка)
-На Земле не только много воды, но она имеет воздушную оболочку, которая придаёт нашей планете голубизну. Как называется эта оболочка (атмосфера атмо – воздух а сфера – оболочка).
-Что ещё можно сказать о планете Земля? (Землю называют планета- сад, потому что растут растения, есть жизнь).
-Что постоянно сопровождает нашу планету Земля? (спутник – Луна) Дорисовать.
-А какая по счёту наша планета? (3)
-Теперь поближе познакомимся с планетами Солнечной системы. Заранее подготовленные дети рассказывают о планетах:
Меркурий № 1 (СЛАЙД).
Ближайшей планетой к Солнцу является меркурий. Планета получила свое название в честь римского бога торговли. Это сама быстрая планета. Она обращается вокруг солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.
Венера №2 (СЛАЙД).
Вторая от Солнца планета – Венера, носит имя богини красоты, выглядит как очень яркая звезда, её еще называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом, очень похожа на Землю, почти такого же размера. Венера окружена толстым слоем облаков, но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.
Земля №3 (еще раз показ слайда и закрепляющее повторение с помощью вопросов).
Марс №4 (СЛАЙД).
Четвертой планетой от Солнца является Марс, названная в честь римского бога войны-за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до -85 градусов.
-Мы познакомились с четырьмя планетам включая Землю, - их называют каменными планетами или планетами земной группы. Запишите их названия в свои бортовые журналы.
(Рабочие тетради).
-А теперь продолжим знакомство с планетами:
Юпитер №5 (СЛАЙД).
Следующая от Солнца планета – Юпитер. Самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного римского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет цветастую атмосферу и 16 спутников, в атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы.
Сатурн №6 (СЛАЙД).
Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога земледелия. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран №7 (СЛАЙД).
Уран состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.
Нептун №8 (СЛАЙД).
Планета Нептун носит имя римского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна - -200 градусов.
Плутон №9 (СЛАЙД).
Плутон так далек от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод, до -230 градусов. Это самая маленькая планета Солнечной системы. Она названа в честь римского бога – повелителя царства мертвых.
Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их назвали газовыми планетами из-за их состава.
Что можно сказать о планетах Солнечной системы? (все планеты вращаются вокруг солнца. Планеты имеют круглую форму. Они разные по величине, на разном расстоянии от солнца).
Физ. минутка: В нашем полёте мы провели много времени сидя. Сейчас немного разомнёмся.
Во время путешествия на космическом корабле, что вы ещё заметили во Вселенной кроме солнца и планет? (метеориты, кометы)
Сейчас по одному человеку с каждого ряда, по очереди дополним схему нашей Солнечной системы (под музыку песни группы Земляне «Трава у дома»). Дети выходят и приклеивают модели метеоритов и комет (заранее сделаны на уроке ИЗО) на ватман. На ватмане изображены солнце и планеты.
4. Закрепление:
Сколько планет мы знаем? Кто напомнит, в какой последовательности расположены планеты солнечной системы? Проверка СЛАЙД.
Наше путешествие на космическом корабле продолжается. Теперь мы работаем с путеводителем. Учебник стр. 4. Найдите ответы и запишите в тетрадь.
1 – самостоятельно (фронтальная проверка)
2 – индивидуальная работа (с взаимопроверкой).
3 – группа космонавтов работают за бортовыми компьютерами (расставить планеты правильно).
4 – группа с бортовыми карточками (групповая работа). Самопроверка (слайд).
Вы молодцы! Справились с заданием. Первый раз побывали в космосе. А знаете ли вы первого космонавта? (Гагарин).
СЛАЙД. Гагарин достиг своей цели в жизни – первый полетел в космос. Давайте проанализируем, мы достигли поставленной цели?
5. Итог урока:
– познакомились с планетами Солнечной системы;
- расширили знания о планетах.
Ребята получили бонусы во время путешествия (выставление отметок).
Все молодцы! (СЛАЙД)