Пояснительная записка
Решение задач в школьном химическом образовании занимает важнейшее место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретенных знаний.
Для успешной сдачи ЕГЭ и участия в олимпиадах по химии учащимся необходимо усвоение теоретического материала школьного курса и умения решать задачи как типовые, так и повышенной сложности.
Решение задач по химии является далеко не простым делом, поскольку требует не только знаний по химии, но и определенного уровня подготовки по физике и математике, т.е. предполагает умение использовать те или иные формулы, их преобразование, производить математические вычисления, определять алгоритм решения, рассуждать логично. Насыщенность же школьной программы теоретическими вопросами не позволяет преподавателю уделять много времени навыкам решения задач во время основного урока. На помощь должны прийти элективные курсы по решению задач.
Данный курс предназначен для обучающихся 11-го класса, базового уровня обучения. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. В программе курса рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия и схемы, которые часто встречаются в формулировках контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть по выполнению заданий ЕГЭ.
Цели курса: Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по таким разделам химии как: строение атома, строение вещества, теория окислительно-восстановительных реакций, теория электролитической диссоциации, химическая кинетика и термодинамика, электролиз, гидролиз, подготовить учащихся успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
- развивать логическое и химическое мышление школьников.
- совершенствовать творческие способности учащихся и формировать практических умений.
По выполнению программы учащиеся должны знать:
- основные понятия и законы химии;
- периодический закон Д.И.Менделеева;
- состав и строение атома;
- закономерности протекания химических реакций;
- типы растворов, теорию электролитической диссоциации;
- понятие гидролиза;
- понятие окислительно-восстановительных процессов;
- понятие электролиза.
По выполнению программы учащиеся должны уметь:
- производить расчеты по определению количества вещества;
- производить расчеты по химическим формулам;
- производить расчеты по определению массовой доли элементов;
- производить расчеты по определению молярного объема газов;
- производить расчеты по определению объемной доли газов;
- определять квантовые числа атомов, писать электронные формулы атомов;
- определять степени окисления, виды химической связи;
- производить расчеты по определению скорости химической реакции;
- определять направление смещения химического равновесия реакции;
- производить расчеты по определению количественных характеристик состава раствора;
- записывать ионно-молекулярные уравнения;
- составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном виде;
- записывать уравнения электролиза;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы контроля: тест, практическая работа, проверочная работа, творческие домашние задания, задания для самостоятельной работы.