Задачи урока:
Образовательные: формировать представления детей о школе, положительное отношение к ней.
Развивающие: развивать стремление детей к творческому самовыражению, умению анализировать, делать вывод, развивать связную речь.
Воспитательная: воспитывать навыки коммуникативного общения.
Материал.
Демонстрационный: куклы сказочных героев.
Раздаточный: картинки для составления рассказа на фланелеграфе, картинки для игры “Придумай правило”
Оборудование: телевизор для просмотра слайдов.
Ход занятия
Знакомство с куклой.
Ребята, я сегодня вас познакомлю с дедушкой, которого зовут Знай. Как вы думаете, почему его так зовут?
Его так зовут, потому что он все знает. Он знает все на свете. Он хотел бы, что бы вы ребята были очень любознательными и тоже много знали. И поэтому он приготовил много заданий, а мы их постараемся выполнить. И наверняка узнаем много нового и интересного.
Дедушка Знай нам предлагает отправиться в воображаемое путешествие в страну которой на карте мы не найдем – мы отправляемся в школьную страну.
Итак,сегодня мы поговорим о школе.
Виртуальный музейЯ думаю вам интересно узнать про историю школы, – какой она была давние времена. Знай нас приглашает в виртуальный музей, садитесь поудобнее. Ну что ж, давайте перенесемся с вами на 300 лет назад. И послушаем, в каких школах учились наши прабабушки и прадедушки
Просмотр слайдов(1 слайд.) Рано утром колокол возвещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные рубахи, подпоясаны шнурком, на ногах – лапти, сплетенные из лыка. На голове – островерхие шапки. Входя в класс, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом и в букваре говорилось так: “Дружнего места не занимай и товарищей не утесняй”
(2 слайд) Первый урок – азбука.
– Аз, буки, веди, глаголь, добро, – хором нараспев тянули ученики, вслед за учителем. Так назывались в те времена буквы А, Б,В,Г,Д. Б – буки, Д – добро. Вот такие были длинные названия у букв, поэтому азбуку было очень сложно учить.
(3 слайд) Вот страница из азбуки. Здесь есть такие буквы, которых в современной азбуке нет. Например вот эта – ять (4 слайд) После букваря все принимались читать книгу молитв. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец, ровно в полдень, звонок – колокол: переменка, перерыв на обед. А через два часа все опять в класс, и уроки продолжаются.
(5 слайд) Теперь письмо. Тишина. Только поскрипывают перья. Это были гусиные перья. Их чинили – заостряли кончик, обмакивали в чернила и писали. Напишут школяры страничку – вместо промокашки, посыплют ее песком из маленькой песочницы. (6 слайд) Чтобы чернила не растекались. Он впитает в себя влагу и страница становиться сухая.
Надо сказать, что писать пером было непросто: чернила норовили шлепнуться на лист бумаги кляксой, а перо то и дело цеплялось за бумагу. Но чаще писали не пером на бумаге, стерженьком – грифелем на грифельной доске.
(7 слайд) После урока письма начинался урок арифметики. Мы пишем цифры 123…, а тогда писали: А,Б,В. буквы были и буквами и цифрами. В сельской школе было всего 4 класса.За эти годы обучения дети только научились немного писать и читать. А научился писать и читать – грамотный человек, закончил школу..
– Ребята, скажите, а какие наши современные школы?
Наши современные школы, светлые, с удобными партами, с учебными мастерскими, просторными физкультурными залами, бассейнами, компьютерными классами, со своей библиотекой, где много интересных книг – бери любую и ребята могут посещать еще и музыкальные, художественные школы
А знаете ли вы почему школу называют школой? Было в древнегреческом языке слово “схоле”, по-русски это означает “досуг” или “отдых”. От “схоле” и произошло наше родное, привычное слово – школа.
Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу – учится. Вот так школой стали называть само обучение, а затем и место, где все происходит.
Упражнение “Кто будет учиться хорошо?”– Для того, чтобы выполнить следующее задание которое приготовил дедушка Знай давайте подойдем к этой полке. Перед вами герои сказок и
мультфильмов. Назовите их. (Емеля, Золушка, Колобок, Баба Яга, Незнайка, Буратино) Кто из этих сказочных героев хорошо бы учился в школе? Почему? (Ответы детей)
– Значит, каким должен быть ученик, чтобы хорошо учиться в школе?
Трудолюбивым, любознательным, дисциплинированным
– Чтобы быть таким школьник должен соблюдать определенные правила. Как вы понимаете слово правила? Где можно встретить правила? Зачем люди придумывают правила? А какие правила могут быть в школе?
– Предлагаю вам рассмотреть рисунки и придумать правило школьника. Как эти правила помогут в школьной жизни? (Эти правила помогут хорошо учиться)
А скоро и вы пойдете в школу, какая будет она ваша школа?
Игра “Закончи предложение”
– Я вам предлагаю закончить предложение “Школа – это…”
- ученики, парты, уроки…
Мой мир
Дедушка Знай вам предлагает выполнить следующее задание. Для этого вам нужно разделиться на три дружные команды. Каждая команда будет выполнять свое задание. Используя эти маленькие картинки, вам нужно сложить большую картину на фланелеграфе.
Первая команда будет составлять картину о том, как они представляют свой класс.
Вторая команда – перемену в школе.
Третья команда – школьный праздник.
После выполнения задания дети придумывают рассказы по картинам.
Заслушиваем 3 рассказа. Анализируем
– Я думаю, что вы уже много знаете о школе. А что бы было, если бы никто не учился?
Упражнение “Что было бы если…”
Если не учиться, то что может получиться?
Взялся бы неуч дом строить – …(крыша бы завалилась)
Пошел бы в моряки – …(корабль на мель посадил)
Решил бы стать портным – людей бы насмешил:… (рукав на спину пришил, воротник – на животе)
Решил бы стать поваром….
А почему у неуча ничего не получилось?
А у вас есть мечта? Чем бы вы хотели в жизни заниматься?
Итог. О чем бы вы не мечтали в жизни делать: лечить людей, или водить самолеты в голубом небе, строить машины или новые города, перво – наперво нужно учиться. Школа – начало пути к любой профессии.
На этом мы заканчиваем наше путешествие. С вами прощается дедушка Знай и предлагает вам выбрать подарок.
(На полке развивающие игры, игрушки, книги)
Дедушка Знай предлагает вам выбрать какой –то один предмет, который поможет вам подготовиться к школе. Посоветуйтесь, что вы выберете? Почему? Как этот предмет вам поможет подготовиться к школе? (Дети выбирают и объясняют, почему выбрали этот предмет.)
Знай с вами прощается. До новых встреч!