Цель: способствовать формированию представлений и знаний о работе сердца его участии в кровообращении и роли в организме человека.
Задачи:
- Образовательные:
- раскрыть причины движения крови в организме, изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;
- раскрыть взаимосвязь строения и функции сосудов;
- познакомить со строением сердца, стадиях сердечного цикла и их характеристиках;
- раскрыть связь строения сердца с его функциями;
- дать новые анатомические понятия.
- Развивающие:
- развивать умения сравнивать, анализировать, сопоставлять и делать выводы при изучении строения сердца и сосудов с выполняемыми ими функциями;
- продолжить формировать информационную компетентность.
- Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни, чувство ответственности за здоровье;
- воспитывать социально-нравственные нормы.
Оборудование: таблицы: “Строение сердца”, “Круги кровообращения”, “Работа сердца”. Модель “Сердце”, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.
Новые термины и понятия: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, фазы сердечной деятельности: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза; аорта, артерии, вены, капилляры.
План:
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
III. Изучение нового материала
1. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.
2. Строение сердца.
3. Фазы работы сердца.
4. Строение и функции кровеносных сосудов.
5. Изучение кругов кровообращения.
6. «Сердца, ушедшие в бессмертие».
IV. Закрепление изученного
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Индивидуальный опрос. Сообщение обучающихся об истории переливания крови; о пересадке сердца.
Фронтальный опрос. Почему человека, перенесшего пересадку сердца или любого другого органа, приходиться содержать в стерильных условия? В чем проявляется иммунная реакция при отторжении чужого органа и при заражении человека микроорганизмами? (Иммунная реакция отторжения органа и инфекционного заболевания происходит одинаково: температура, озноб и пр., поэтому очень трудно установить истинную причину обострения. Сложность в том, что тактика лечения в этих случаях противоположная: при отторжении надо ослаблять иммунную реакцию, при микробных атаках – её усиливать.) [2]
III. Изучение нового материала
Кровь в организме человека течёт по замкнутой системе сосудов. Благодаря этому все органы и ткани тела получают питательные вещества и кислород, а также освобождаются от вредных веществ. Движение крови в организме человека называется кровообращением. Органами кровообращения являются: сердце и кровеносные сосуды.
1. Положение сердца в грудной полости. Размеры сердца.
Слово «сердце» происходит от слова «середина».
Сердце располагается в грудной полости, оно на 2/3
смещено в левую сторону. Сердце находиться в
околосердечной сумке. Сама сумка и жидкость,
находящаяся в ней, выполняют защитную роль и
уменьшают трение сердца при его работе.
Размеры сердца человека примерно равны размерам
его кулака. (Слайды 1, 2)
2. Строение сердца (Слайд 3)
Сердце – это полый мышечный орган. Полость
сердца подразделяется на четыре камеры: два
предсердия (правое и левое) и два желудочка
(правый и левый). (Слайд 4)
Наружный слой стенки сердца состоит из
соединительной ткани (эпикард), средний мышечный
слой – миокард, внутренний слой состоит из
эпителиальной ткани (эндокард). Миокард
предсердий значительно тоньше, чем миокард
желудочков. Миокард левого желудочка в три раза
толще, чем миокард правого желудочка. Степень
развитости миокарда зависит от величины работы,
которую выполняют камеры сердца.
Благодаря особым свойствам ткани сердца оно
способно ритмично сокращаться. Правая сторона
сердца заполнена венозной кровью, левая –
артериальной. Сплошная перегородка предохраняет
кровь от смешивания.
Предсердия и желудочки каждой половины сердца
сообщаются между собой. На границе между ними
имеются створчатые клапаны. В правой половине
сердца находится техстворчатый клапан, в левой –
двустворчатый (митральный). Между желудочками и
артериями находятся полулунные клапаны. Работа
клапанов сердца обеспечивает одностороннее
движение крови в сердце: из предсердий в
желудочки, из желудочков в артерии. (Работа с
учебником с.80) [1.]
3. Фазы работы сердца.
Сердце работает постоянно, и днем и ночью,
независимо от сознания. В среднем сердце
совершает около 3 млрд. сокращений. (Слайд 5)
Ритмические сокращения и расслабления сердца
обеспечивают непрерывный ток крови. Сокращение
сердечной мышцы называется систолой,
его расслабление – диастолой.
Началом каждого цикла является систола
предсердий. Она длится 0,1 сек. Затем сокращаются
желудочки – систола желудочков – 0,3 сек. В момент
систолы в желудочках повышается давление крови,
оно достигает в правом желудочке 25 мм рт. ст., а в
левом – 130 мм рт. ст. кровь проталкивается с
большой силой в артерии. Затем наступает общее
расслабление – диастола – 0,4 сек.
(Слайд 6) Следует помнить простое правило: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы, при которой сокращаются желудочки. Полулунные клапаны всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.
Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление. Его продолжительность у взрослого человека равна 0,8 сек. при частоте сокращений 70-75 раз в минуту.
Задание классу: проработать текст учебника “Сердечный цикл” и заполнить таблицу:
Сердечный цикл
Фазы | Предсердия | Желудочки | Продолжительность |
I. | Сокращаются | Расслаблены | 0,1 сек. |
II. | Расслаблены | Сокращаются | 0,3 сек. |
III. | Расслаблены | Расслаблены | 0,4 сек. |
0,8 сек. |
(Слайд 7)
4. Строение кровеносных сосудов. (Слайд 8)
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в сосуды, которые пронизывают всё наше тело. Среди них различают артерии, вены и капилляры.
Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца к
органам. Аорта – самая крупная из них.
Вены – сосуды, по которым кровь возвращается в
сердце.
Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды, в
которых происходит обмен веществ между кровью и
тканями.
Разность давлений в разных участках сосудистого
русла – главная причина движения крови.
(Просмотр видеофрагмента).
Физкультминутка
5. Изучение кругов кровообращения
(Слайд 9.) Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу – он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка – легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.
(Слайд 10.) Малый круг кровообращения – путь крови от правого желудочка до левого предсердия.
(Просмотр видеофрагмента).
(Слайд 11.) Большой круг кровообращения – путь крови от левого желудочка до правого предсердия.
(Просмотр видеофрагмента).
6. «Сердца, ушедшие в бессмертие»
Посмотрим на сердце с другой стороны.
Сердце человека. Его значение сложно
переоценить.
Сердце является символом любви. «Прошу руки и
сердца». Но есть и другие сравнения: «Сердце
– в пятки», «Сердце кровью обливается»,
«Сердце героя». (Слайд 12) Есть на Малой Земле
памятник героям Великой Отечественной войны.
Внутри архитектурного сооружения,
символизирующего десантное судно, помещается
Галерея боевой славы. В самой верхней части
Галереи – площадка, где находится живописно
скульптурная композиция «Сердце». (Слайд 13)
Авторы нашли емкий символ, связывающий рассказ о
подвиге тех дней с вечной памятью, живущей в
наших сердцах. На бронзовом с позолотой изваянии
лаконичная надпись: «В памяти, в сердце –
навеки». Внутрь вложена капсула в форме гильзы, с
именами погибших героев битвы за
Новороссийск. [4]
И мы должны помнить об этой войне, чтобы она не
повторилась.
IV. Закрепление изученного (Слайд 14)
Верны ли следующие утверждения:
- Правая половина сердца содержит венозную кровь, левая половина – артериальную. (Да).
- Все сердечные камеры имеют клапаны, препятствующие обратному току крови. (Да).
- Кровь проделывает следующий путь: Вена ––> Предсердие ––> Желудочек ––> Артерия. (Да).
- Правый желудочек выбрасывает кровь через легочный ствол в легочные артерии. (Да).
- Левый желудочек выбрасывает кровь в аорту, самую большую артерию организма, через которую кровь разносится по всему телу. (Да).
V. Итоги урока
Выставление оценок за урок.
VI. Домашнее задание (Слайд 15)
- Изучить § 17.
- Закончить работы в рабочей тетради № 1. Устно ответить на вопросы учебника (с. 83).
- Повторить § 14 (статью «Внутренняя среда»).
(Слайд 16)
Используемая литература:
1. Драгомилов, А. В., Маш, Р. Д. Биология:
Учебник для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений. – М.:
Вентана-Граф, 2007.
2. Маш, Р. Д., Драгомилов, А. В. Биология.
Человек: 8 класс: Методическое пособие. – М.:
Вентана-Граф, 2007.
3. Маш, Р. Д., Драгомилов, А. В. Биология.
Человек: 8 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.:
Вентана-Граф, 2008.
4. Официальный
сайт ГУК КК «Новороссийский исторический музей
– заповедник»
5. «Биология. 9 класс. Анатомия и физиология
человека. ЗАО «Просвещение-МЕДИА» Электронная
библиотека www.pmedia.ru».
6. Интернет-ресурсы